К Юбилею Аллы Михайловны Ползуновой

                моим подругам

До мероприятия еще целая неделя, а у меня уже сегодня состоялась огромная личная победа. После просмотра видео моя подруга Анна Сергеевна, совсем не лошадница, да к тому же еще и здорово озадаченная рабочими вопросами, которые приходится решать в воскресный день, задала мне вопрос: «Расскажи мне про Аллу Михайловну?»

Я задумалась. Просматривая тексты поздравлений в адрес Аллы Михайловны, я еще раз поняла, как много людей поддерживают с ней продолжительное знакомство и продуктивное сотрудничество. Что могу рассказать я? Мы знакомы недолго, но коротко. Такой стиль принят у настоящих конников. Рабочие отношения у нас только складываются. Я катастрофически мало знаю об Алле Михайловне лично, о деле которым она умеет жить долгие годы. Я даже не знаю, как спросить у нее, какого подарка на юбилей она ждет. Хотя случай спросить представлялся дважды.

Что мне рассказать Ане? Что может она, совсем не лошадница, услышать от меня в воскресный день, в перерыве между частными уроками английского языка и решением вопросов по основной работе? Что заставляет ее спрашивать о человеке, о существовании которого она до этого дня и не подозревала? Может быть женская интуиция? Предчувствие того, что в судьбе Аллы Михайловны есть что-что способное помочь русской женщине пойти на работу в воскресный день? Что я должна рассказать подруге, чтобы не напрасно потратить ее время? Свои чувства и наблюдения.

Об Алле Михайловне Ползуновой я узнала еще в детстве. Наверное, из эфира телевизионных передач, современные преемники которых теперь носят гордое имя: «Первый канал», а может быть из журнала «Коневодство и конный спорт». Вплоть до широкого распространения интернет технологий знала я только, что этот человек, эта женщина, многое делает для поддержки и дальнейшего развития конной культуры России. С появлением интернета следить за происходящим в конной отрасли (отрасли конного дела) стало, казалось бы, легче. Но чувство, что всемирная сеть, отменяя силу печатного слова и подрывая авторитет рукописного текста, предоставляет нам не свободный доступ к информации, а что-то качественно иное не покидало меня. Я мечтала о личном знакомстве.

Впервые я увидела Аллу Михайловну на выставке Иппосфера – 2015, в городе Санкт-Петербург. Увидела, но заговорить не решилась. «Конный» мир, в котором мы с моим почти русским рысаком Азизом просуществовали восемь лет, был таким, что к представителям Королевской кавалерии султаната Оман подойти мне было легче, чем к своим соотечественникам.

Прошел год. На выставке Иппосфера – 2016 я впервые увидела русскую тройку. Я считаю себя лошадником всю свою жизнь. Считаю себя патриотом. Именно на этой выставке я поняла как мало мы, конники, рассказываем о себе и своей культуре окружающим. Во время выводки орловских рысаков, проходящей на малом манеже, рядом со мной занял место галантный молодой человек – представитель прессы. Николай заинтересованно спросил: «Объясните, что здесь происходит?» Я рассказала о том, что видела: «Здесь на малом манеже идет выводка лошадей орловской породы. Орловцы – признанное достояние России. Видите, как люди, встают со своих мест и уходят? В соседнем, большом манеже, проходит Международный чемпионат арабских лошадей. Слышите, что происходит там?» Николай кивнул. Попросил показать, что на выставке самое главное.

Профессиональный интерес стороннего наблюдателя и уверенное многоголосье копыт тройки, запущенной на крохотном манеже, вселили в меня уверенность. А подошла к Алле Михайловне. Стала горячо благодарить. Я долго представляла себе эту встречу. Думала о том, какими словами буду говорить «спасибо». Слова я, конечно, позабыла. Но была по-прежнему готова увидеть на лице профессионала своего дела реакцию, которую долгие годы рисовало, в ожидании знакомства, мое воображение. Воображение подвело. А слова Аллы Михайловны поразили меня еще больше. «Значит все было не зря?» - спросила она. Я стала горячо убеждать, что все было не напрасно. Что крайне самонадеянно: я слабо представляю, что подразумевается под словом «всё». Узнав, чем могу помочь я лично, я получила драгоценную визитку, три бумажных приглашения и одно устное, повторенное дважды: «Приходите на ипподром». Я еще раз поблагодарила. Ушла.

Хотелось забиться где-нибудь в углу трибуны и сидеть тихо. Но я же русская женщина, я лошадник, я умею по-другому. Забравшись на трибуну повыше, я стала звонить подруге. Не тебе, Аня, другой. Той, которая лошадник, а по совместительству табунщик и конюх, и еще вот это модное «коновладелец», Тут нужно разъяснить, что у Натальи три лошади, хозяйкой которых считает себя она; и еще сорок, которые «принимают за хозяина» ее саму. Мы разговаривали. Гремел на большом манеже Международный чемпионат арабских лошадей. Вы, наверное, замечали, что есть два типа женщин: те, которые разговаривают, когда им плохо, и те, которые разговаривают когда им хорошо. Я смотрела на бегающих по манежу арабских лошадей. Мне казалось, что им страшно. Я звала Наталью на ипподром.

Приехав на Центральный Московский ипподром в день Праздника по случаю 240-летнего юбилея орловского рысака, я почувствовала себя как дома. Но Алле Михайловне дозвониться не сумела. У меня не было уверенности, что в разгар туристического сезона я могу позволить себе помогать Ассоциации «Содружество Рысистого коневодства России». Работающие женщины и мужчины меня поняли.

В следующий раз я увидела Аллу Михайловну 26 марта 2017 в беговой день. Объясняя нам с Наташей куда прийти к ней завтра, Алла Михайловна вскользь упомянула о предстоящем юбилее. Я чувствовала, что нужно спросить: «Какой подарок на юбилей Вы хотите?» Струсила. Не спросила.

Что еще я могу рассказать об Алле Михайловне? Знаешь, Ань, я могу рассказать, как она пишет: разборчиво, логично, коротко и профессионально (как я не умею), с четким соблюдением лексических и синтаксических норм написания текста по тематике конного дела, у Аллы Михайловны особое чувство метатекстуальности. Пишет узнаваемо: стильно. Профессионал.

Что еще могу рассказать о ней? Смотри, могу рассказать, как в третий раз в жизни оказалась у ипподрома (дефолтного – Московского). Мы стояли около решетчатой проходной. В первые два раза я проходила через парадный вход. Как называется этот, я не знаю. Ничего не понимая в пропускном режиме ЦМИ, я стала прощаться. Алла Михайловна молчала. Наконец, я услышала от нее:

«Ну да, вы же не пойдете.»

«Почему?» - спросила я.

«А можно?» - добавила я.

«Кто ж тебя не пускает?»

За решетчатой калиткой ипподрома бежал серый рысак. Ровно такой же почти тридцать лет назад бежал по 28 странице моего букваря. В первый день, когда я взяла в руки книгу. Да, вспомнила, еще Алла Михайловна спросила меня: «Что вы читаете?»

Вот смотри, Аня, какой словесный портрет получается:

«Значит все было не зря?»

«Приходите на ипподром»

«Ну да, вы же не пойдете»

«Да кто ж тебя не пускает»

Понимаю, что все из контекста вырвано, но исключительно на основании силы оказанного на меня воздействия. Там еще последняя фраза была. Но я ее для себя приберегу.

У Аллы Михайловны скоро день рождения. Я совсем не умею поздравлять людей. Вот Наталья, говорит, что реально умеет. А я словами поздравлять стесняюсь. Наверно в юбилей надо желать чего-то важного и немного, да?

Я хочу пожелать Алле Михайловне только одного:

круглый год

в любую погоду

каждое воскресенье

полных трибун ЦМИ!

А моей подруге Ане, у которой скоро важное мероприятие: Региональный семинар по упрощению трансграничных процедур торговли и имплементации "единого окна", я хочу пожелать найти работу.

Смотри какую: «Работу, на которую ты захочешь и сможешь пойти в воскресенье на 80-м году жизни».

И последняя фраза – это, пожалуй, все, что стоило Тебе рассказать.

А моей подруге Елене Николаевне мне пожелать нечего: она Учитель. Учитель может все.


Рецензии