Амшенские армяне в России, Абхазии и Турции Пробле

Саида Оганян: «Амшенские армяне в России, Абхазии и Турции: Проблема сохранения идентичности и  пути возвращения исламизированных амшенских армян к своим корням»

В современном мире есть народы, представляющие собой единые нации, которые в свою очередь, делятся на субэтнические и сублингвистические группы. Один из них - армянский народ. Его можно назвать «рекордсменом» по субэтническим группам, у каждой из которых своя история формирования, особое самосознание и обычаи, а также свой диалект, имеющий относительное сходство с литературным армянским языком. Яркий пример тому многочисленная субэтническая группа амшенских армян в России, Абхазии и Турции, генезис которых проходил на территории Армянского нагорья. Еще в древности амшенцы сформировали свою автономную государственность в виде фемы Армениакон - Великий Амшен. Границы ее в основном совпадали с границами колыбели армянской нации.
Амшенские армяне известны по урартским, ассирийским и персидским источникам VIII – VI веков до н.э., а в эпоху Византийской Империи воспринимались как отдельная (от греков) этническая группа.
Часть амшенцев расселилась на территории Западной Армении в районах нынешних городов Орду, Герасун, и в восточной части бассейна Чороха, другая часть южнее Сюника. Традиционный район проживания пролегал от Трапезунда до Аджарии и Джавахка включительно.
Издревле амшенцы были известны как ученые, педагоги, священнослужители, полководцы и … пчеловоды.
Сегодня амшенцы (будучи пассионарным элементом Армянского нагорья) являются идеологическим и геополитическим ресурсом по восстановлению армянской государственности на исконных землях Западной  Армении на основе пролиферационной (т.е. развитие через новообразование) стратегии развития Западной Армении в ХХI веке.
Основная часть амшенских армян осела на территории Абхазии и Аджарии,  Краснодарского края, Адыгеи, Северного Кавказа и в Крыму. Сегодня амшенские армяне являются самой большой и старейшей армянской субэтнической группой в этих регионах. Они является потомками неисламизированной части амшенцев, которые вынужденно покинули родной Амшен в период обращения в ислам, насильственного отуречивания, а также потомки жертв геноцида армян. Будучи христианами, они сохранили  самобытную культуру и особое амшенское самосознание.  Они говорят на амшенском диалекте армянского языка, который принадлежит к числу наиболее отклонившихся от литературной нормы. Наиболее близкие к нему - диалекты Киликии и Себастии. Они делятся на несколько субэтнических групп, названия которых происходят от областей Западной Армении, Амшена: трапезундцы, ордусцы, дженикцы и т. д. Большинство амшенских армян в России и Абхазии, наравне с армянским языком, свободно владеют русским, который нередко, является вторым родным языком.
Самые многочисленные амшенские диаспоры находятся в Абхазии и на черноморском побережье России. И конечно, амшенские армяне компактно проживают на своей исторической Родине – в Западной Армении – в Амшене, территории оккупированной Турцией.
Надо отметить о положительной роли государственных структур Республики Армения в деле возрождения культуры и языка амшенских армян,  укрепления многосторонних связей.
Иная ситуация в Абхазии. Из-за войны с Грузией и провозглашением независимости Абхазии, любая деятельность государственных структур Республики Армения в Абхазии сегодня невозможна. Хотя потребность у амшенских армян Абхазии в связях с Арменией не меньше, а даже больше, чем у армянских общин в России. Это и вопросы образования, учебной литературы, здравоохранения, организация научных, культурных, спортивных мероприятий и многое, многое другое. Особую роль здесь играют МИД и другие государственные структуры Нагорного Карабаха (Арцаха), которые имея дипломатические отношения с Абхазией, непосредственно сотрудничают с амшенской общиной в Абхазии, заполняя тем самым эту нишу.
Отметим также о важной роли деятельности структур Западной Армении в данном вопросе.
Во время проведения в июне 2016г. в Абхазии чемпионата мира по футболу под эгидой  ConIFA, в котором участвовала и сборная Западной Армении, состоялись официальные встречи и переговоры высших руководителей и депутатов Парламента Западной Армении с Президентом, Премьер-министром, членами Правительства, депутатами Парламента и лидерами парий Республики Абхазия. Поднимались вопросы сотрудничества, исторических связей армянского и абхазского народов, проблемы амшенских армян.
Совсем иная ситуация в Турции.
Если в России и Абхазии диаспоральные структуры амшенских армян могут сотрудничать с дипломатическими и иными государственными структурами Армении, то в Турции это исключено. Ни о каком официальном сотрудничестве не может идти и речи.
Если в России и Абхазии амшенские армяне в своем абсолютном большинстве является христианами, потомками неисламизированной части амшенцев, то совсем противоположная ситуация в Амшене, где амшенские армяне были насильственно исламизированы. Многие потеряли свои корни и национальную идентичность, не признают себя потомками армян, называют себя хемшилами.
Очень важно помочь им  вернуться к своим армянским корням. Это работа через официальные структуры ООН, институты народной дипломатии, создание очагов армянской культуры и образования, работа СМИ.
За последние несколько лет в рамках комиссии ООН по вопросам коренных народов (экспертного механизма ООН), Национальным Советом армян Западной Армении готовились экспертные заключения по данной проблематике, поднимались актуальные вопросы, волнующие армян, и которые привлекли внимание международного сообщества.
Амшенские СМИ (как печатные, так и электронные) в Абхазии, России, Республике Армения, Турции и  в самом Амшене представлены в малом количестве, особенно на армянском языке – результатом чего является слабая информированность амшенского населения о своих проблемах и текущих задачах. Издаваемые на сегодняшний день СМИ держатся только на патриотизме отдельных энтузиастов. Исправление этой ситуации должно стать одним из главнейших задач повестки дня диаспоральных структур амшенских армян.
Очень важна работа народной дипломатии, прямые контакты между амшенскими армянами Абхазии и Сочи, и амшенскими армянами из Западной Армении, Амшена. За последние годы стали доброй традицией взаимные ознакомительные поездки этих делегаций, организация совместных культурных мероприятий.
В 2012 году создано Международного женского объединения амшенских армян «Амшенка», с целью сохранения и развития культурно-просветительских, исторических, социально-экономических, информационных и правовых связей между амшенскими армянами в России и за рубежом, а также для  содействия в международном признании и осуждении геноцида армян на территории Западной Армении, Киликии и Османской Турции в 1894-1923 г.г., и в восстановлении исторической и общечеловеческой справедливости.
  Знаменательным событием в жизни амшенских армян станет проведение в 2017 году в городе Сочи и в Республике Абхазия  первого международного форума амшенских армян - конференции и фестиваля культуры «Амшенский мир - мы едины». В нем примут участие творческие коллективы амшенских армян, деятели культуры и образования, историки, политологи, журналисты ведущих мировых СМИ, а также дипломаты, государственные и общественные деятели из Российской Федерации, Республики Абхазия, Республики Армения, Западной Армении (Амшена), Турции, Европы и Ближнего Востока.
 Объединение «Амшенка», целенаправленно занимается мониторингом социально-экономического, культурно-просветительского  и духовного состояния нашего народа. И одним из важнейших направлений в решении этих задач является сохранение семейных традиций и языка.
Роль армянской женщины - как хранительницы и носителя армянского языка, культуры, традиций, воспитания детей и возрождения амшенского самосознания, несомненно, высока. Она во все времена была не только хранительницей домашнего очага, но и защитницей Родины, Матерью Воина-освободителя.
В свете вышеизложенного, кратко представим некоторые наши исследования современного состояния амшенских армян в местах своего компактного проживания на Черноморском побережье, на примере Республики Абхазия и Краснодарского края Российской Федерации.
Самоорганизация армян проявилось в создании общинной структуры – «Армянская община  Абхазии».
Почти половина населения современной Абхазии составляют амшенские армяне, которые говорят на трех амшенских диалектах армянского языка - орду, дженик и трапезундском.
В отличие от Грузии, России, Турции, стран Европы и США, в Абхазии не наблюдается тенденция смены армянских фамилий ради карьерного роста. Процессы ассимиляции минимизированы за счет сохранения устойчивых семейных традиций. В своей основе большинство армянских семей в Абхазии моноэтнические.
Около двух тысяч детей обучаются в 26 армянских школах, находящихся на государственном обеспечении. Это уникальное явление на сегодняшний день в современной мировой армянской диаспоре. В Абхазском гос.  университете открыто отделение по подготовке учителей начальных классов для армянских школ.
Культурно-просветительская жизнь возрождается благодаря энтузиастам, которые собирают этно-материал, экспонаты для будущего амшенского музея, пишут книги о культуре и истории своего народа. Регулярно проводятся тематические мероприятия на базе армянских школ, организованы музыкально-хореографические коллективы.
       Но наряду с вышеизложенными положительными тенденциями в Абхазии существуют и проблемы в жизни общины, в частности, наблюдается некоторое ущемление армянского населения, которое выражается в дискриминации  при поступлении в ВУЗы и на работу, как в государственные учреждения, так и в коммерческие структуры. В этой связи можно особо отметить проблемы, возникающие при открытии и ведении своего бизнеса.           Наблюдается  безработица. Люди вынуждены жить за счет натурального хозяйства. Из-за социально-экономической нестабильности, не преодолённых последствий со времён грузино-абхазской войны и блокады, заметен отток городского и сельского армянского населения из Абхазии в Россию и другие страны.
        Вызывает озабоченность сфера образования. Из 131 армянской школы, действующей на территории Абхазии в годы расцвета Советского Союза, сейчас функционирует только 26. Школы и сами имеют большие проблемы. Это, прежде всего, плачевная материально-техническая база, нехватка и низкий уровень подготовки преподавательских кадров, недостаточное количество современных учебно-методических материалов, а также отсутствие технической и инновационной оснащенности. Но нужно честно признаться, что в этом виноваты не только власти Абхазии, но и сами местные армяне.
       Практическое отсутствие  национальной  интеллигенции, как базового стержня развития и возрождения духовных ценностей, и как отметили выше, в малом количестве представлены амшенские СМИ.
      На сегодняшний день в республике действует всего одна армянская церковь «Аменапркич» («Церковь Христа Спасителя») в г. Гагры. Ведь армянская Церковь всегда являлась фактором духовного объединения армян.
       Особо отметим, враждебную пропаганду со стороны Грузии, направленную против амшенских армян Абхазии, что порождает необоснованные фобии у абхазцев к армянам.
        Слабую работу амшенской общины в Абхазии активисты общины связывают с нехваткой финансирования, что в свою очередь обусловлено  отсутствием реального амшенского бизнеса в республике.
       Сейчас мы рассмотрим ситуацию с самой многочисленной амшенской диаспорой в России – черноморской.
Амшенские армяне компактно проживают не только на черноморском побережье, но также живут во многих регионах Российской Федерации, особенно в городах и селах Краснодарского и Ставропольского краев, республиках Северного Кавказа, в Адыгее, в г. Москве, в Ростовской, Московской и других областях.
       В Краснодарском крае Российской Федерации проблемы амшенских армян частично отличаются от проблем амшенцев в Абхазии.
В первую очередь это высокий уровень благосостояния  амшенского населения края и присутствие армянского элемента во всех государственных, общественно-политических, социально-экономических и культурных институтах региона, а также места компактного проживания многочисленного амшенского населения. И что немаловажно, непосредственно близкая связь с Абхазией.
       При поддержке общины г. Сочи функционируют несколько армянских воскресных школ.
       Как и в Абхазии, культурно-просветительская жизнь возрождается усилиями многочисленных энтузиастов, благодаря которым открываются музеи и памятники, проводятся фольклорные праздники, организовываются
этно-хореографические группы, в репертуар которых входят уникальные амшенские  круговые танцы.
       Регулярно проводятся научно-практические конференции и издаются литературные произведения на амшенском диалекте.
      Отрадно отметить, что духовная жизнь амшенских армян Краснодарского края удовлетворяется благодаря многочисленным приходам епархии Юга России Армянской Апостольской Церкви. В крае действуют около 20 церквей.
       Наряду с положительными моментами существуют и проблемы, стоящие сегодня перед амшенцами  края.
       В отличие от Абхазии низкая оценка самоидентификации, и как следствие, усиление ассимиляционных процессов и угроза потери армянского языка в перспективе, что связано также с недостаточностью армянского компонента в образовательных учреждениях, в районах компактного проживания амшенского населения. Но объективности ради отметим нежелания некоторых армян обучать своих детей армянскому языку.
      Как и в Абхазии в малом количестве представлены амшенские СМИ, особенно на армянском языке.
      Постыдная, и, к сожалению, нарастающая  тенденция части амшенских армян изменения и даже смены армянских фамилий, ради своего карьерного роста.
Добавим, что за 2 года, после прихода к руководству армянской общины г. Сочи новых лидеров, чувствуются некоторые положительные шаги в решении задач, стоящих перед амшенской общиной.
Это некоторые выводы, которые являются результатом исследования в двух регионах компактного проживания амшенских армян.
И еще.
О том, что уже 100 лет волнует сердце каждого амшенца.
На всем побережье Черного моря нет ни одной армянской семьи, которой  не коснулась величайшая трагедия армянского  народа - геноцид, учиненный тремя преступными турецкими правительствами, а именно: османского (султанского), младотурецкого и кемалевского (Ататюрка) 1894-1923 гг. на территории своего исторического обитания - Амшена  в Западной Армении.
Одной из важнейших и приоритетных направлений в деятельности Международного женского объединения  амшенских армян «Амшенка» является сбор и документальное освидетельствование фактов преступления,  свидетельств прямых потомков жертв геноцида, учиненного тремя турецкими правительством, в отношении армян Западной  Армении.
Эти факты будут опубликованы не только в прессе, как, например, свидетельство Зайтар Демерчян об ужасном преступлении содеянное в селе Дженик, когда турки заживо сожгли всех жителей села. Этот рассказ об обычной  амшенской семье, которая жила на своей исконной земле в Западной Армении и которым пришлось покинуть родной очаг, потому что они мешали своим существованием османским ублюдкам строить так называемую «великую» османскую империю. А потом, последующие 100 лет, трубить на весь мир о цивилизованности своей нации и которые из кожи вон готовы лезть, чтобы попасть в Европейский Союз.
Стирая историческую память у своего народа, и введя его в заблуждение, «отцы» нации отнимают у своего же народа шанс на покаяние.
Фальсификацией истории занимались многие на протяжении истории человечества, но преступная турецкая верхушка довела её до совершенства.
Но это не значит, что им удалось стереть нашу память - память потомков жертв геноцида.
Члены нашей организации, волонтёры, начали вести скрупулёзное документирование свидетельств данных фактов на всей территории Черноморского побережья в местах компактного проживания амшенских армян.
Слава Богу, ещё живы прямые потомки жертв геноцида, которые готовы нам предоставить и подтвердить этот материал.
Факты, также будут задокументированы видео свидетельствами и запротоколированы в соответствии с юридическими требованиями для предоставления материалов в МИД и другим  компетентным органам Российской Федерации и Республики Армения, а также соответствующим структурам Западной Армении для инициирования этих дел в международных судебных инстанциях.
Эти факты должны лечь в основу свидетельских показаний для предоставления в международные суды, трибуналы, которые, наконец, окончательно и бесповоротно осудят это чудовищное преступление против человечности и восстановят все попранные права нашего народа.
То, что совершили турки - планомерно уничтожая армян, со второй половины XIX века по 1923 год - это абсолютное зло. Они должны понести заслуженное наказание за содеянное, за то, что отняли у целого народа Родину и на костях наших предков упиваются процветанием кемалевского детища.
Замалчивание, игнорирование и даже отрицание самого исторического факта геноцида армян со стороны нечистоплотных политиков, журналистов и ангажированных структур фактически является соучастием последних в этом кровавом преступлении.
И самое главное…
Как в конце 1980-х и начале 1990-х гг. армянская общественно-политическая мысль по большому счету не была готова к свершившемуся факту независимости Республики Армения, так и сегодня не готова к неизбежному свершению факта независимости Республики Западной Армении, в том числе Амшена и Киликии.
Мы уверены, что недалёк тот день, когда вернём нашу историческую Родину, и огромное древо жизни армянского народа зацветёт вновь!

Саида Оганян, журналист-этнограф,
Руководитель Международного женского объединения  амшенских армян «Амшенка»,
Депутат Национального Собрания (Парламента) Западной Армении
25.01.2017 год


Рецензии