Колеса
Износился.
Николай Ефимович, фронтовик – пулеметчик, после демобилизации по ранению, пошел работать в школу. Сначала по просьбе директора школы, с неохотой, потом постепенно втянулся, прикипел к ребятишкам, к старенькой деревянной мастерской, с двумя классами – мастерскими слесарной и столярной, с большими окнами, от которых было светло круглый день, к коллективу, да так и остался. А в мастерской у него чего только не было! Два сверлильных станка, заточной, строгальный, самодельная электросварка, и даже взятый в «плен» во времена войны токарный станок « Магдебург» - гордость школы! На нем можно было точить практически все. Станок был громаден по размеру, более трех метров в длину, и массивен. В Германии, во время войны, на нем работали немцы, точили снаряды и мины. Все таблички на станке были на немецком языке. Работал он, как хорошие швейцарские часы, безотказно. Чинил, точил, ремонтировал старенький советский трактор и был ему ровесником.
В мастерской можно было найти запчасти к швейной машинке, к велосипеду, к электроплитке, к самовару и другим механизмам, которые были в то время в быту. Любую гаечку или болтик, шайбочку или шурупчик, ремень или шкив, звездочку или цепь – все лежало в нескольких деревянных ящичках, прикрытых промасленными тряпками, можно было отыскать. Николай Ефимович сам, а после и ребятишки, которые трудились с ним на кружках, тащили сюда все, что казалось ненужным, а впоследствии находило себе применение. В мастерской строились и выходили со стапелей в свет: катамараны, аэросани, мини трактора, макеты самолетов, машин, танков и прочих ученических поделок. Они занимали призовые места на районных и областных выставках детского творчества и даже на республиканских.
Мужчины – учителя, которых в то время было около десятка, в перерывах между уроками или в «окнах», собирались в мастерской, делились новостями, обсуждали школьные и домашние проблемы, курили. Благо мастерская, была отдельным зданием в стороне от школы.
Была ранняя осень. Несколько дней назад прошла линейка, отзвенел первый звонок, начался очередной учебный год. Дни стояли по - осеннему солнечные и теплые…
Николай Ефимович, разговаривая с коллегами, сетовал:
- Что только мы с Владимиром Мефодьевичем не делали с этими колесами. И отработкой смазывали и керосином мочили, что бы откисли гайки, пробовали сорвать ключами, обычными рожковыми, накидным пробовали, трубой усиливали – не идут и все! Обходятся, уже все грани сорвали. – Он в сердцах сплюнул.
Все стояли у окна и смотрели на злосчастный трактор, возле которого кружила стайка мальчишек – учеников начальных классов.
- И чего они возле него крутятся, словно его медом намазали? - продолжал Николай Ефимович.
- Срезать гайки придется сваркой или зубилом срубать. Сварку не допросишься, хлебоуборка идет, а наша не достанет, далеко до трактора, проводов не хватит.
- Колеса бы еще пригодились, сразу не сняли, а теперь все заржавело, считай, лет пять прошло, - сказал географ Владимир Мефодьевич, - можно прикатить поближе, хотя уже пробовали. Ось тоже не провернешь.
Прошло несколько дней. Вечером, мы стояли у окна и курили, разговаривали о только что окончившейся второй смене, о том, что пора домой, там тоже дел полно. Вдруг, Александр Митрофанович, учитель пения, воскликнул, указывая пальцем за окно:
- Смотрите, мужики, - колесо катят!
Все мы словно лишились дара речи. От старого трактора, кучка малышей, весело гикая и галдя, катили заднее колесо! Они радовались, забегали вперед, подпрыгивая, а мы - куча мужиков стояли, раскрыв рты, и глядели на это чудо. Наконец нас прорвало:
- Елки – палки! Как же как? Этого не может быть! Как они его открутили?
Толкаясь между верстаков, мы выскочили наружу и понеслись к колесу. Ребятишки остановились, колесо еще немного прокатилось и упало. Они пугливо сгрудились в сторонке. Мы окружили колесо. О, чудо! Колесо было откручено! Кем и как? Пока мы его рассматривали, ребятишек, словно ветром сдуло. Вот тебе и на – спросить было не у кого. Прошли к трактору, осмотрели ступицу – да, гайки скручены и все до одной пропали, нет ни одной.
Колесо мы откатили в мастерскую, По дороге кто – то выдвинул версию, что гайки, пацаны, забрали на грузила закидов. Все строили версии. Николай Ефимович прятал глаза.
- Ни чего не пойму! Как и чем они крутили?
Вспомнив о домашних делах, разошлись…
Через пару дней, история повторилась. Теперь мальчишки катили второе заднее колесо, только в сторону мастерской. Не докатив, метров пять, остановились и стали ждать. Мы вышли. На наши вопросы, как они открутили колеса, в ответ только улыбались, кулачками размазывая пыль и ржавчину по лицам. Добиться вразумительного ответа мы так и не могли – ребятишки убежали.
Через неделю, перед осенними, длинными дождями, к концу сентября, все четыре колеса лежали в мастерской. Мы, все - таки выяснили, каким способом были они откручены. Оказывается у мальчишек не было ни ключей, ни каких приспособлений, абсолютно НИ – ЧЕ – ГО !!! Кроме обычных камней – галек! Часами сидя возле гаек, используя только камни – окатыши с берега речки Убы, они стучали, стучали и стучали!!! Хотите, верьте, хотите, нет. Это было давно, и даже я, вспоминая это, верю уже с трудом. Но так было!
Свидетельство о публикации №217041001407