Книги Григория Федосеева

               
«Не ковром там будет постлана ему дорога, не с приветливой улыбкой встретит его дикая пустыня, и не сами полезут ему в руки научные открытия. Нет! Ценою тяжёлых трудов и многоразличных испытаний, как физических, так и нравственных, придётся заплатить даже за первые крохи открытий».
                Н. М. Пржевальский
 
 
     Именно такую – трудную, но интересную жизнь, полную удивительных, запоминающихся событий, встреч и приключений, с риском и порой на грани выживания, прожил Григорий Анисимович Федосеев – инженер- геодезист, картограф, знаменитый русский писатель-романтик, участник и организатор многочисленных экспедиций, посвятивший себя геодезическим исследованиям малоизученных регионов нашей страны.

   Родился и вырос писатель на Ставрополье. Воспитывался без отца, но мать, Анна Васильевна, как могла, старалась дать сыну достойное образование.
   Ещё подростком любознательный Григорий мог часами наблюдать за природой, любоваться пиками Кавказских гор, сияющими под солнцем, стремился забраться на скалы и проникнуть в ущелья.
   После окончания гимназии был Кубанский политехнический институт, потом начались топографические работы в Восточной Сибири.  Через два десятка лет Григорий окончил Новосибирский институт инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии.
 
 Куда только не заносила его судьба: Урал, Кавказ, Сибирь, Дальний Восток – это не все этапы долгого и полного трудностей пути.
   Восточная Сибирь первой половины прошлого века. Те сведения, которые были собраны к тому времени геологами, географами, геодезистами, побывавшими в этом суровом крае, не отличались точностью и представляли собой большое «белое пятно», которое нуждалось в «раскраске». Эта местность была мало исследована, карты были неполными, зачастую сделанными по рассказам местных жителей.
   Несметные сокровища хранились в недрах Сибири. Как, с какой стороны к ним подойти, если нет высокоточной карты? Создать её, определить направления горных хребтов, распутать речную сеть, дать точное представление об этом горном районе – вот что было задачей экспедиции. А для этого следовало побывать там, куда не вступала нога человека.
 
   Герои книг Г. Федосеева – реальные люди, которые работали с ним бок о бок не один десяток лет.
Это самые обыкновенные, простые инженеры, рабочие, конюхи и даже воришки, способные на подвиги и на благородные поступки. Это друзья и коллеги, проверенные временем и испытаниями, с кем не раз приходилось делиться последним куском хлеба.
   Через все произведения писателя проходит тема нравственной силы человека. Трофим Пугачёв, Михаил Куцый, Кирилл Лебедев…  Бескорыстные люди, готовые рисковать своей жизнью ради спасения друга.  Они любили такую кочевую жизнь, и цель у них была одна: проникнуть туда, в глубь малоисследованной горной страны.
   
Природа препятствовала исследователям, нагромождая перед ними множество препятствий в виде непроходимого таёжного леса, разбросанных скал и гористых массивов, заснеженных хребтов с множеством гольцов и бездонных цирков, топких болот и бурных порожистых рек, которые на каждом шагу готовили первопроходцам преграды и смертельные ловушки.  Преодолеть всё это могли только сильные, отважные, уверенные в себе люди.
 
 С большой любовью Г. Федосеев описывает образ Улукиткана – эвенка-охотника, который многие годы был проводником. Доверяя начальнику экспедиции, он шёл в самые гиблые места, находил старые звериные тропы, те единственные пути, которыми можно было преодолеть горные хребты. По повадкам птиц и животных предугадывал грозу или пургу и не раз спасал весь отряд от верной гибели.
   Когда пришла горькая весть – умер его любимый герой Улукиткан, писатель сказал: «Для меня прожитые вместе с ним годы были академией. Этого эвенка знали еще военные топографы царской армии, он был их проводником…»
   
Открыв любую из книг писателя, остановиться уже невозможно, потому что невозможно свернуть с тропы, по которой идёт экспедиция.
   Вместе с героями книги читатель проходит через «мёртвый лес» – гигантское кладбище деревьев – могучих великанов и подростков. Тайга вымерла более чем на миллионе гектаров. Таковы были последствия нападения на зелёное море смертельных вредителей пихты – пяденицы, непарного шелкопряда, усача и монашенки. Всё живое, зелёное было уничтожено. Из тайги ушли птицы и звери, погибли муравьи.
   За полмесяца, ступая только по поверженным деревьям и прорубая топорами тропу, геодезистам удалось пройти двадцать три километра, пока они не вышли к живому лесу.
 
  Перед читателем открываются поразительные красоты Сибири и Дальнего Востока, вместе с героями он оказывается в местах, где до них не ступала нога человека, он поднимается на пики неприступных вершин, проходит по обрывистым краям бездонных пропастей. У него есть возможность наблюдать жизнь природы, как правило, скрытую от людских глаз, — жестокую схватку двух медведей – властителей тайги, охоту ворона за птенцами куропатки, беззаботные игры молодых горных баранов.
   Читатель не сможет без волнения читать строки, в которых описывается преодоление своенравных горных рек – на вид спокойных, но грозных и бурных после проливных дождей, превращающийся в могучий безжалостный поток, смывающий всё на своём пути.

    Страстный путешественник и любитель природы Григорий Федосеев более тридцати лет вёл путевой дневник. У костра, в палатке, на плоту, на тысячеметровых гольцах, когда появлялась свободная минута.
   «В походе я никогда не расставался с дневником и всегда старался вписать в него первое впечатление. Отложи я записи на завтра, и то огромное впечатление, которое я получил при первом знакомстве, невозможно было бы восстановить», – писал он.
   
Только в пятьдесят лет автор решился на написание первой книги, а через десять лет его имя было признано не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.
   Основные произведения писателя многократно выходили на английском, немецком, шведском, польском, болгарском, чешском, венгерском, словацком, финском, иврите, бенгальском, французском, голландском, языках.
   В предисловии к роману «Смерть меня подождет» Г. Федосеев признавался: «Труд исследователя всегда был тяжёлым испытанием. Ему я посвятил всю свою жизнь. Но я не подозревал, что написать книгу куда труднее. Порою меня охватывало разочарование, я готов был бросить свою работу, и только долг перед своими мужественными спутниками заставлял меня снова и снова браться за перо».
 
 Григорий Анисимович Федосеев не дожил до своего семидесятилетия полгода. Он скончался в июне 1968 года. По личному завещанию его прах похоронен у подножия пика Грандиозного, главной вершины Восточного Саяна.
   Писатель Александр Смердов, долгие годы друживший с Григорием Федосеевым и помогавший ему сделать первые шаги на литературном поприще, так описывает памятник:
   «На одной из металлических плит пьедестала отлиты барельеф, даты рождения и кончины вожака землепроходцев-современников и певца этих суровых и величавых вершин, на другой — его мужественные, сильные своей жизненной убежденностью слова:
«… Карта…
Как просто на нее смотреть и как не просто, порою мучительно трудно создавать её!..»

   Писателя с нами нет, а книги его продолжают жить. В них читатель видит героические характеры таёжных первооткрывателей, поэтически изображённую природу Сибири, он переживает драматизм событий, выпавших на долю изыскателей.
   Но, пожалуй, точнее всех сказала о книгах Г. Федосеева Мариэтта Шагинян: «Книги бывают разные. Одни подобны окнам, сквозь стекла которых (светлые или мутные) читатель лишь наблюдает людей и природу, какими их описывает автор. Другие — словно раскрытые двери, и вы сразу, с первой страницы, входите в них: дышите свежим воздухом, ощущаете землю под ногами, слышите говор людей, птиц, шум реки, шум леса, словно вступили в реальную жизнь — не читателем книги, а ее участником. Вот таким свойством вовлечения в свой мир обладает Г. А. Федосеев, свойством, надо сказать, очень редким и драгоценным у рассказчика. Я раскрыла его книгу «Тропою испытаний», стоя у письменного стола, с намерением только посмотреть, полистать… Но… пахнуло ледяной свежестью, снежным бураном на далекой маленькой станции, кинулись навстречу собаки Кучум и Бойка, заскрипели полозья под грузом экспедиции, все задвигалось, ожило, потянулось вперед — и я, потянувшись вместе с ними в мир настоящих, захватывающих приключений, так и осталась стоять у стола, погруженная с головой в книгу…»

 «Мы идем по Восточному Саяну» – повесть, основанная на дневниковых записях и ставшая удивительно популярной ещё в 60-е годы; книга-энциклопедия для романтиков «Тропою испытаний»; добрый и немного грустный рассказ «Пашка из Медвежьего лога» о судьбе паренька, который мечтал стать геологом и разгадать все тайны природы; самое необычное и загадочное произведение писателя – повесть «Меченый» – написанная от лица диких зверей; книга «Последний костер»,  посвященная другу писателя –  бессменному проводнику во многих экспедициях  Улукиткану; «Злой дух Ямбуя» – реальная, приключенческая повесть,  рассказывающая о событиях, произошедших в конце 40-х годов в малодоступных районах Восточной Сибири…

Я приглашаю читателя открыть эти книги, войти в их мир, который так правдиво, искренне и чётко изобразил автор!


 


Рецензии
Хорошее эссе. О таких людях надо знать.
Спасибо, Валентина.

Анна Мишина 2   08.03.2019 23:03     Заявить о нарушении
Спасибо. Биография Г.Федосеева очень интересна. Многое пережил и об этом рассказал в своих книгах.

Валентина Колбина   09.03.2019 06:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.