Р 3 Гл. 2 В интернате. Письмо из Москвы

В один из майских дней, утром, домой, принесла почтальон заказное с уведомлением письмо на имя Насти из Москвы… На обратном адресе было написано: Москва, Министерство Здравоохранение СССР, далее полный адрес…, а наверху крупными буквами синим карандашом «ЛИЧНО В РУКИ». Мама объяснила, что дочка находится в школе - интернате и приедет только в субботу после уроков. Почтальон, не раз приносившая почту, знала не плохо семью и поэтому отдала письмо маме. Письмо как бы жгло руки, и мама не смогла его распечатать, поэтому отпросившись с работы, срочно поехала в интернат. Там её встретил на пороге директор:

- О, Анна Николаевна, приветствую Вас уважаемая! - но глянув в лицо, понял, что что-то случилось непредсказуемое дома. - Настеньку позвать? - своего кабинета открыв дверь и пропустив неожиданную гостью, ведя под руку.

- Да, конечно, я для этого сюда и приехала, с работы отпросившись.

- Хорошо.

Выйдя из кабинета:

- Мария Ивановна, ко мне в кабинет пригласите, пожалуйста, Анастасию Ивановну.

Затем обратился к маме,

- Я могу узнать, что случилось?

- Да вот, это письмо, сегодня принесла почтальон, - протягивая огромный конверт, - я из-за него и отпросилась... с работы...

- Не вскрывали? - оглядывая конверт, читая обратный адрес.

- Хорошо. Интересно! Любопытно..., но нельзя вскрывать...

- Да, я знаю, - вытирая слёзы, - что ей прислали?

- Узнаем… её походка…- вставая и подходя к двери...

- Что случилось Валентин  Васильевич? Опять Софья Анатольевна?

- Нет, Настенька, проходи и садись...

- Мама, что случилось? Почему ты плачешь? - на диван, садясь рядом с мамой.

- Настенька, тебе из Москвы пришло вот это письмо - показывая - мама его и привезла.

- Что? Письмо? - дрожащим голосом шептала, беря конверт. Из глаз покатились слёзы.

- Как же я его долго ждала...

- Может нам с Анной Николаевной выйти?

- Да, пожалуйста,... я сама должна...

- Но я хочу тоже знать, что в нём, доча...

- Анна Николаевна, мы всё узнаем, только чуть позже... Пусть сначала Настенька его прочтёт, а мы в учительской подождём – помогая встать с дивана и уводя в учительскую.

Настя дрожащими руками, вскрыла конверт и вынула от туда вдвое сложенный белый лист бумаги. Развернув его, она прочла «Дорогая Настенька! Мы нашли в Москве клинику, в которой лечат подростков с заболеванием «Полиомиелит». Ты правильно сделала, что стала искать врачей, умница. Приезжай по адресу... Тебя там будут ждать с июля по сентябрь. Желаем тебе здоровья... Огромного, огромного ЗДОРОВЬЯ!»

Внизу были подпись и печать.

Дочитав до последней точки, у Насти закружилась голова, и она упала с дивана на пол, потеряв сознание.

В кабинет вбежали директор и мама. Валентин  Васильевич опустившись на колено, проверил пульс и дыхание:

- Дышит.

Подхватив Настю на руки, бегом в медпункт, следом помчался, за ним бежала мама. Была вызвана скорая помощь и Настю увезли в кардиологический центр. Мама поехала с ней.

Уже вернувшись в кабинет, Валентин  Васильевич, подобрав с пола письмо, прочитав его, вытер слезу мужскую горькую:

- Молодец девочка! Сама добивается, не ждёт когда кто-то, что-то даст, подаст, принесёт, найдёт. Умница!

В кабинет неожиданно постучали:

- Ой! – вытирая слёзы,... - войдите... - делая вид, что закапал глаза...

- Валентин  Васильевич, что с Настей? – спрашивая, вошла Александра Михайловна.

- Вот, прочтите... - протягивая письмо...

- Откуда оно?

- Анна Николаевна, мама Настеньки принесла, в этом вот конверте...

- Сердце...- хватаясь за левый бок, - Валидол у Вас есть?

- Да, берите, - протягивая стеклянный пузырёк.

 Взяв таблетку под язык, помолчав с минуту:

- Да, это по её характеру...

- А мама и не знает пока, что в нём...

- Узнает...

- Конечно, узнает. Главное, чтоб Настенька выкарабкалась...

- Ой, Валентин  Васильевич, эта девочка многого сможет добиться, поверьте мне...

- Знаю и верю, что добьётся...
 
- Учителя в испуге. Все спрашивают, что случилось, Вы объясните или я?

- Давайте я... прочту им письмо, а потом в сейф его, до прихода Настиной мамы.

- Хорошо, а я на урок к семиклассникам.

- Идите, а я в учительскую.

Валентин  Васильевич вошёл в учительскую и попросил учителей задержаться:

- Товарищи, я вижу, что Вы все взволнованы по поводу Насти,... Причина вот в этом письме, его принесла её мама. Оно короткое и я его Вам прочту: «Дорогая Настенька! Мы нашли в Москве клинику, в которой лечат подростков с заболеванием «Полиомиелит». Ты правильно сделала, что стала искать врачей, умница. Приезжай по адресу... Тебя там будут ждать с июля по сентябрь. Желаем тебе здоровья... Огромного, огромного ЗДОРОВЬЯ!»

- Оказывается Настя тайком, даже от родителей, искала клинику, по всему Советскому Союзу... Видно долго искал. Она, нашла... - помолчав немного, - Настя сейчас в Кардиологическом центре лежит. Была в реанимации, но уже переведена в общую палату. Будем надеяться, что она там выкарабкается... должна выкарабкаться, должна выкарабкаться... Ей это необходимо... - достав таблетку Валидола, суну себе по язык... - Вкусная таблетка...

- Товарищи, на уроки... - обведя молчаливых учителей, - на уроки...

Настя пролежала пятнадцать дней в больнице, а письмо мама забрала на третий день после её госпитализации.

О предстоящей поездке в Москву на лечение, кто только не знал в интернате, который гудел как улей.

Выйдя из больницы, Настя ещё упорнее заниматься стала с малышами, и готовиться к экзаменам. Она очень их боялась, ведь до этого года, ни разу, ни одного экзамена, как её одноклассники, не сдавала, а тут сразу четыре предмета:... алгебру, геометрию, сочинение и... тяжело дававшийся предмет, физику.

Четвероклашки должны были уже вот-вот разъехаться. Они все, закончили четвёртый класс без единой тройки. Даже самые лентяи не дисциплинированные, как-то собрались и вытянулись...
 
- Вы у меня самые лучшие, и теперь уже не малыши, - улыбаясь и смотря на весёлые мордашки.

- Мы теперь предбольшие – со смехом ляпнул Дима Панкратов.

Весь класс рассмеялся.

- Да, чуточку подросли, и малость кое-кто и поумнел,- глядя на Диму... - Да Димуля, я про тебя говорю... Ты вновь пионер, а почему? Да потому что перестал лениться, шкодить и пропускать уроки. В следующем году, в этот класс войдут новые четвероклассники, меня здесь не будет, но я думаю, что вы поможете ребяткам освоиться, возьмёте над ними шефство, – обведя всех взглядом. - Не меня подведёте?

- Нет, не подведём, Анастасия Ивановна, - чуть ли не хором ответил класс.

И всё-таки экзамены... Самое сейчас, как Настя думала, тяжёлое, но... Нет, нет этого но...

Вот он, этот день, перед которым сердечко за день уже не просто билось, а как Настя выражалась:

- Моё сердце просто там,... не бьётся оно просто колошматится внутри меня... Оно готово выскользнуть... лучше б я каждый год экзамены сдавала… Нет, тогда были бы тройки... нет... Надо пережить, перебороть этот страх...

Экзамен начался ровно в девять часов утра. А в восемь все Настины уже пятиклассники, стояли у класса с цветами... у каждого по три цветочка ромашек и лишь у Панкратова Димы в руке были пять, различных цветов, розы... для Насти... Ребята молча, вручили каждому входившему в класс свои букетики, с пожеланием:

- Желаю сдать экзамен на пять. Настя вошла последней.

- Я желаю, нет, мы все Вам желаем сдать экзамен только на пять и мы уверены, что Вы его только так и сдадите, - вручив букет, неожиданно для всех окружающих, чмокнул в щёчку и как мог побыстрее, прихрамывая на правую ножку, вышел на улицу, вытирая слёзы.
Александра Михайловна и Валентин  Васильевич, вошли в класс  последними:
 
- Ребята, сегодня вы начинаете свой первый выпускной экзамен и этот экзамен по алгебре, – начал говорить директор. - Вы долго и упорно занималась, многого узнали, много поняли, повзрослели, наконец,... я думаю, нет, я просто уверен, что сегодняшний, а затем и последующие экзамены, вы сдадите... ну согласно тем знаниям, что по мере вашего желания, способностей вы получили. Желаю всем вам большой удачи.
 
Затем взял конверт, показал всему классу, вскрыл, вновь показал классу и передал Александре Михайловне:

- Александра Михайловна, вам тоже удачи.

- Спасибо Валентин  Васильевич.

Написав тексты двух вариантов, раздала листочки со штампом интерната:

- Ребята, не торопитесь, пишите аккуратно, по возможности чётко. Все вычисления делайте на этом же листочке, не хватит, я ещё дам. Не забудьте подписать, так как написано на плакате, - показав на плакат, повешенный на дверцу шкафа. Это ваш черновик, после того, как вы всё решите, проверите, я дам каждому чистовик и уже на нём вы чётко, без помарок, запишите сначала условие, затем решение каждого задания. Вычисления, то есть подсчёты,  должны остаться только на черновике. В вашем распоряжении четыре часа.

Потом обратилась к Насти:

- Настя, решай только один вариант, свой, чужой решать я запрещаю. И ещё, никакого шёпота, поворотов, к соседу... За нарушения будет снижена оценка. Приступайте к работе.

Глянув на доску, Настя сразу же поняла и сама себе сказала:

- Лёгкая работа, решу быстро... И чего четыре часа тратить... и часу много будет... На итоговой контрольной сложнее задания были...
Но всё же решила не торопиться и как бы так, чуть растягивая время, решала задание за заданием, а их было  всего – то пять. Через час, не выдержав, решила сдать работу:

- Настя, ты уже всё решила и проверила? - глядя на аккуратные исписанные листочки, - тогда перепиши на чистовик и уже без  подсчётов.

- Александра Михайловна, все вычисления я как всегда сделала в уме, зачем переписывать. Я и слово «Черновик» не писала...

Раскрыв работу, посмотрела и:

- Хорошо, можешь идти.

Настя, выйдя из класса, направилась на улицу... Сев на парапет, рассмеялась:

- И это называется экзамен,... и писать ещё целых четыре часа… я могла бы и за... - глянув на букет из роз, - ну, да ладно... пойду - ко я к своим малышам… нет, предбольшим как уже сказал Димуля Панкратов, да, моим так полюбившимся сорванцам. Они что-то готовили для меня... Нельзя игнорировать, ведь ждут... Они меня ждут. Настя повороте не заметила Толика Зайнутдинова – чуть выглядывал из-за угла...

- Караульщик... Да, ждут... Ладно, пусть готовятся, торопиться не буду.
Войдя в класс, улыбнулась. На учительском столе лежал огромный букет цветов, повсюду надутые разноцветные шарики, а на доске крупными буквами...

«Анастасия Ивановна, поздравляем Вас с успешной сдачей первого экзамена по алгебре! Ура! Ученики пятого класса»

- Здравствуйте ребята!

- Здравствуйте Анастасия Ивановна!

- Ну, спасибо большое! Как я рада, что так красиво написали и без единой ошибки. Писала наверно Стеша?

- Нет, это я, - смущаясь, ответил Илюша Коровин.

- Илюша, ты? – глядя с удивлением на мальчугана.

- Да, у меня рука, пальчики,... наконец  стали держать и ручку и мел... вот я и решил написать сам...

- А ну - ко покажи, сожми мою руку...

Илюша, как только мог, сжал совсем недавно не слушающимися пальчиками, кисть руки Насти. Да, пальчики ещё не сильно сжимали, больно не было, но:

- Ой-ёй-ёй, больно то, как... Молодчинка ты у меня, просто молодчинка! - потрясывая будто бы от боли рукой. - Я же тебе говорила, что если будешь не лениться, то ручка и пальчики будут работать, вот и получилось у тебя, но на этом занятия не заканчивай, договорились?

- Да, договорились - улыбнулся мальчуган...

- Анастасия Ивановна, а Вы ещё не написали экзамен?

- Нет, ребята, написала всё.

- А сложная работа была? Страшно?

Настя улыбнувшись:

- Страшно тогда, когда ничего не знаешь, когда в себе не уверен, а если знаешь, и уверен, то страх сам испугается и убежит. Вот ведь и диктант, и итоговую контрольную, все вы и тем более пятёрок было совсем мало. А кое – кто и мог на написали без единой тройки, а вспомните как в сентябре, да даже в ноябре писали… И двойки были, и тройки, а четвёрок единицу написать… ну не будем этого вспоминать...
 
А экзаменационная работа была... ну, для кого-то и сложная, а для кого-то и лёгкая. Всё зависит от того, как тот или иной ученик или ученица, учился в течение всего периода до данного экзамена. Учёба-это наша с вами работа. Взрослые люди выполняют свою работу на том или ином предприятии, получив предварительно образование, а детям, подросткам необходимо выполнять свою работу, сидя за партой.
Ну, да ладно, для вас учебный год уже закончился, и начинаются каникулы. Я хочу, чтобы вы отдохнули хорошенько, набрались сил для новых своих школьных побед.

- А мы для Вас и Жени концерт приготовили, - с сияющей улыбкой сказал Дима.

Настя улыбнулась:

- А Валентина Васильевича позовёте?

- Да,- хором ответил класс.

- Можно я и Женю, и Валентина Васильевича позову? - вызвался Матвей.

- Нет, Матвеюшка, тебе ещё рановато много ходить, твоя ножка пока после травмы не окрепла, посиди, а послом мы пошлём Даниярушку, он у нас самый быстрый скороходик.

Весь класс рассмеялся, а Данияр сделав подобие реверанса, ну, как смог, вышел из класса. Минут эдак через пятнадцать в класс вошли директор и Женя. Почётных гостей посадили на первые парты, и начался концерт. Ребята пели песни, читали стихи. В заключении все направились в столовую, там уже были накрыты столы для чаепития. По дороге в столовую, Валентин  Васильевич заговорил с Настей:

- Александра Михайловна мне сообщила, что экзаменационную работу ты написала на пять. Молодчина.

- Да работа лёгкая была, итоговая тяжелее, а эта... Я могла бы и раньше сдать,... просто потянула время,... больше боялась...

- Ну, ну, не зазнаваться... - усмехнулся директор. - После чаепития я буду ждать тебя в учительской... переодетой... в то, голубое платье...

- Что? Зачем?

- Так надо...

- Ну, надо, так надо... Приду, ежели после чаепития, голова от выпитого чая не закружится - весело ответила Настя и вошла в столовую.

- Ну, закружится, я тогда сам тебя на ручках, донесу, как тогда, в октябре, в машину - уже шёпотом за столом.

- Это что-то новенькое, ваша светлость придумала... - беря кусочек торта в рот.

- Ну, да, придумал только... - запивая чаем свой кусочек торта.

После чаепития многих ребят стали разбирать приехавшие родители. Были слёзы прощания, благодарности, общие и одиночные фотографии... У ребят закончился учебный год, они стали пятиклассниками!

А Насте предстояли ещё экзамены, геометрия, сочинение и самый тяжёлый, физика.


Рецензии