Духовное сознание культуры
К Году нравственности, воспитания и культуры в Кыргызской Республике
Фрагмент-концепция из моей платформы "Общегражданская идеология Кыргызстана"
Авторское право защищено «Кыргызпатентом».
Свидетельство «Кыргызпантента» по более ранней версии № 631 от 21.06.2005 г.
Последняя версия зарегистрирована в Таласском областном государственном нотариусе от 10 марта 2011 года в реестре за номером 2-259.
Дата первого обнародования 1996-2004 гг.
Вторая регистрация последней версии проведена «Кыргызпатентом» свидетельством № 4155 от 17 февраля 2021 года.
Публикация Платформы идеологии:
1. В газете «Акыйкат тагдыры» (Судьба истины») в №№ 16-17-18-19 в 2003 году и в №№ 1-2-3-4-5-6-7 в 2004 году – отрывки.
2. В сборнике научных статей по материалам межвузовской студенческой научно-практической конференции «Социокультурная деятельность горного населения: «Традиции и современность», прошедшем 7-8 мая 2002 года – «От обучения русскому языку горного населения до филолого-лингвистического расцвета народа Кыргызстана», будучи студентом 1 курса Института непрерывного образования при БГУ по специальности государственное и муниципальное управление.
3. В газете «Вечерний Бишкек» в № 145 от 30 июля 2002 года на странице 7 «Триединая цель».
4. Размещена на сайте журналиста Жаныбек Жанызака в июле 2005 года.
5. В молодёжном журнале науки, жизни и культуры «Шоокум» в № 3(4) июнь-июль 2006 года «Государственная идеология на основе научной фантастики».
6. В молодёжном журнале науки, жизни и культуры «Шоокум» в № 3, 2007 года «Жаштардын психологиялык портретине суртум» (Психологический портрет молодёжи) – отрывок.
7. В научно-фантастической книге «Вечное сияние мыслителя», изданной при спонсорской поддержке «Кыргызпатента» тиражом всего 150 экземпляр в 2007 году – когда Платформа идеологии входила в состав 3 части эпилога романа.
8. В общественно-политической газете Таласской области «Талас турмушу» в №№ 1 (7328) от 1-9 января 2011 года и 4 (7331) от 1-9 февраля 2011 года – новая версия «Концепции ведущего этноса».
9. На информационном сайте www.open.kg 14 марта 2011 года – новая версия Концепции социального гуманизма и вечного режима социального гуманизма с сокращением.
10. На информационном сайте www.akipress.kg 7 апреля 2011 года – полная версия Платформы государственной идеологии в объеме 80 страниц 10 кеглем на русском и кыргызском языках.
11. На информационном сайте www.open.kg 14 июня 2011 года – Общегражданская идеология Кыргызстана на кыргызском языке – сжатый вариант всей платформы Идеологии.
12. В Таласской областной общественно-политической газете «Талас турмушу» в № 19 (7346) от 12-21 июля 2011 года, в № 20 (7347) от 22 июля-2 августа 2011 года и в № 27 (7354) от 3-7 октября 2011 года «Кадровые вопросы в политике, молодежь в политике» – отрывки.
13. 4 ноября 2011 года вышла в свет тиражом всего 100 экземпляр книга на русском языке «Общегражданская идеология Кыргызстана» и 5 декабря 2011 года книга тиражом всего 100 экземпляр на кыргызском языке «Кыргызстандын Жалпыжарандык идеологиясы».
14. Платформа данной идеологии и Концепция развития госслужбы КР и Агентства КР по делам госслужбы объединены в один общий материал и представлены на конкурс «Акыл тирек», организованный Фондом прогрессивных инициатив – никакое место не завоевано.
15. В сборнике докладов (научно-популярное издание) по итогам Межрегионального этнофорума «Диалог народов – диалог культур: межрегиональный аспект», проведенного с 1 по 5 ноября 2014 года Департаментом по делам народов Республики Саха (Якутия) в Доме дружбы народов имени А.Е. Кулаковского. Презентована на Этнофоруме и опубликована в сборнике Первая концепция – Гражданская нация под темой «Концепция межнациональной дружбы». Оргкомитетом Форума выдан сертификат. Также Оргкомитетом Форума выдан сертификат об участии на пресс-конференции с журналистами Якутии.
ПЕРЕПИСКА С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ, ОТЗЫВЫ И ДРУГОЕ
Некоторые результаты Пятой официальной рассылки
Платформы государственной и национальной идеологии:
1. В Информационное агентство «Кабар», входящим № 220 от 26 марта 2007 года. Ждал официального письменного ответа до середины июля 2007 года. Ответа не дали.
2. Депутатам горкенеша Мэрии города Бишкек входящим № 152 от 30 марта 2007 года. Получен удовлетворительный устный ответ и даны координаты заинтересованных лиц. Спасибо им.
3. Министру культуры и информации С.Раеву, входящим № 570 от 4 апреля 2007 года. Телефонный ответ от 10 апреля в 9 часов 38 минут от С.Раева с телефонного номера 663916: «Прочитал, много хороших и новых идей, пусть ещё другие почитают и мы с вами ещё свяжемся». В июле дан письменный и весьма хороший ответ от С.Раева. В эту книгу не включил, так как его письмо составлено не на бланке и не проставлены такие реквизиты исходящего письма как штамп министерства, исходящий номер и дата. Однако, спасибо ему.
4. Телеканалу ЭЛТР Султану Абдракманову, входящим №1 от 6 апреля 2007 года. Никакого ответа не поступило по причине болезни тележурналиста, которому поручено изучить мою Платформу Общегражданской идеологии Кыргызстана.
5. Также мои материалы по идеологии на русском и кыргызском языках были разосланы во многие газеты и телеканалы. Ответ поступил только от телевидения «5 Канал» и 17 апреля 2007 года тележурналисткой Назирой Аалы кызы был приглашён на передачу «Майдан» в прямом эфире. Спасибо огромное тележурналисту Назире!
Некоторые результаты рассылки
Платформы государственной и национальной идеологии в 2011 году:
1. Президенту Кыргызской Республики Р.Отунбаевой за входящим № 994 от 6 апреля 2011 года. Не давали ответа. До августа 2011 года дозванивался до общественной приемной и соответствующие отделы. Очень-очень долго искали. Лишь в конце августа нашли мой материал и сообщили, что за исходящим № У 27-51 от 15 апреля 2011 года направлен в Министерство культуры и информации КР. По состоянию на 5 сентября 2011 года ответа от Минкультуры не поступило. Видимо до Президента КР не дошло. На мой взгляд, Президент должен был быть заинтересован в вопросах идеологии в условиях критического идеологического вакуума.
2. Директору КТР К.Оторбаеву за входящим № 505 от 5.04.2011 г. До августа 2011 года очень долго запрашивал ответ. Лишь по моей настоятельной просьбе дали ответ. Так, 9 августа 2011 года со мной связался директор КТР Кубат Оторбаев по телефону 0312-979071 и сказал, что он до этого времени был в командировке. Прочитал полностью и ему понравился мой материал. По моей просьбе согласился пригласить на телепередачу. Однако не могу оставить работу в Таласе и поехать в Бишкек для участия в передаче.
3. В газету Эркин Тоо за входящим № 1/16 от 5 апреля 2011 года. Никакого ответа не поступило.
4. В «5 Канал» за входящим № 68 от 5 апреля 2011 года. Никакого ответа не поступило.
5. В газету «Вечерний Бишкек» за входящим № 132 от 5 апреля 2011 года. Никакого ответа не поступило. Приношу свои извинения за то, что сопроводительное письмо было составлено на кыргызском языке, а сам материал на русском языке. Так получилось, что на кыргызском языке был составлен единый текст письма и рассылалось всем. Перевести письмо на русский язык не было времени. Но сам материал был на русском языке.
6. В Информационное агентство «Кабар» за входящим № 19 от 6 апреля 2011 года. Никакого ответа не поступило.
7. В Канцелярию спикера Жогорку Кенеша А.Келдибекову в ящик. В отделе писем сказали, что корреспонденции от частных лиц бросаются в ящик и что они не принимаются в отделе писем и не регистрируются. До августа дозванивался и искал. Дали ответ о том, что мой материал утерян и не знают, где он находится. А в августе я сам случайно нашел по интернету: за входящим № 11/1-вн. от 6 апреля 2011 года передан депутату Каныбеку Иманалиеву. Исполнитель Эркинова Айнура. Долгое время не мог найти А.Эркинову, так как ее часто не было на работе.
8. Ф.Кулову в Партию Ар Намыс за входящим № 11/1-Вн. От 6 апреля 2011 года. Никакого ответа не поступило.
9. В газету Кыргыз Туусу за входящим № 201 от 6 апреля 2011 года. Никакого ответа не поступило.
10. Главному редактору информационного агентства «Акипресс» Иманалиеву Азамату Тынарбековичу. Единственный, кто проявил активную гражданскую позицию и 7 апреля 2011 года разместил на русском и кыргызском языке полный текст Платформы «Общегражданской идеологии Кыргызстана». Спасибо огромное Азамату Тынарбековичу.
Сведения о рассылке
Платформы государственной и национальной идеологии в свете вышедшего в свет книги на русском языке 4 ноября 2011 года «Общегражданская идеология Кыргызстана» (100 (сто) экземпляр) и 5 декабря 2011 года «Кыргызстандын Жалпыжарандык иделогиясы» (100 (сто) экземпляр):
1. В Министерство социальной защиты населения Кыргызской Республики входящим № 2941 от 9 декабря 2011 года – без требования ответа с моей стороны.
2. В Министерство экономического регулирования Кыргызской Республики входящим № 11308 от 9 декабря 2011 года – без требования ответа с моей стороны.
3. В Министерство культуры и информации Кыргызской Республики входящим № У-412 от 9 декабря 2011 года – без требования ответа с моей стороны.
4. В Министерство образования и науки Кыргызской Республики входящим № 11279 от 9 декабря 2011 года – без требования ответа с моей стороны.
5. В Аламдунский районный отдел образования Чуйской области входящим № 291 от 7 декабря 2011 года – без требования ответа с моей стороны.
6. В Свердловский районный отдел образования города Бишкек входящим № 323 от 9 декабря 2011 года – без требования ответа с моей стороны.
7. В Ассамблею народа Кыргызстана входящим № 192 от 9 декабря 2011 года – без требования ответа с моей стороны.
8. В радио «Азаттык» 23 декабря 2011 года, с просьбой взять интервью.
9. Президенту Кыргызскои Республики А.Ш.Атамбаеву входящим № ОП-273 от 9 января 2012 года. Временами позванивал в Администрацию Президента. Каждый раз отвечали, что моя книга по идеологии на рассмотрении помощника Президента Фарида Ниязова. Я часто спрашивал, доложено ли Президенту, то есть, знает ли об этом Президент? По состоянию на 16 мая Фарид Ниязов четвертый месяц продолжал «читать» мою книгу объемом всего 180 страниц. Я перестал звонить и подумал, что Президента не интересуют проблемы идеологии, хотя она разработана очень даже неплохо.
10. Мэру города Бишкек И.Омуркулову входящим № Д52/3 от 9 января 2012 года.
11. В Академию наук Кыргызской Республики, ученым, входящим № 01-2150 от 9 января 2012 года.
12. Директору Кыргызского радио Мирлан Самыйкожо уулу, без регистрации 9 января 2012 года – с просьбой взять интервью.
13. В газету «Кыргыз Туусу» входящим № 7 от 9 января 2012 года – с просьбой опубликовать полностью либо с сокращением, либо взять интервью.
14. В Министерство энергетики Кыргызской Республики, входящим № 374 от 25 января 2012 года – обращая внимание на предложения в энергетическую политику.
15. В БГУ, ученым (ректор А.Мусаев), входящим № 29 от 25 января 2012 года.
16. В газету «Кут Билим» входящим № 1 от 25 января 2012 года – с просьбой опубликовать полностью либо с сокращением, либо взять интервью.
17. В телевидение «5 Канал» входящим № 08 от 25 января 2012 года – с просьбой взять интервью.
18. В телевидение «НТС» входящим № 225 от 25 января 2012 года – с просьбой взять интервью.
19. В телевидение «НБТ» без регистрации от 25 января 2012 года – с просьбой взять интервью.
20. В газету «Вечерний Бишкек» входящим № 217 от 25 января 2012 года – с просьбой опубликовать полностью либо с сокращением, либо взять интервью.
21. В газету «МСН» входящим № 4 от 25 января 2012 года – с просьбой опубликовать полностью либо с сокращением, либо взять интервью.
22. В газету «Жаны агым» входящим № 5 от 25 января 2012 года – с просьбой опубликовать полностью либо с сокращением, либо взять интервью.
23. В газету «Эркин Тоо» входящим № 11 от 25 января 2012 года – с просьбой опубликовать полностью либо с сокращением, либо взять интервью.
24. В КГНУ, ученым, входящим № 3-д от 06 февраля 2012 года.
25. Спикеру Жогорку Кенеша Кыргызской Республики А. Жээнбекову входящим № 842-05/34 от 23 марта 2012 года на кыргызском и русском языках – с предложением применять к руководству идеи Платформы идеологии в решении общегосударственных задач.
26. Журналистам передачи «Сегодня ночью» КТР на кыргызском и русском языках 15 марта 2012 года – с просьбой пригласить на передачу.
27. Журналисту газеты «Обон» – с просьбой опубликовать полностью либо с сокращением, либо взять интервью.
28. Журналистам передачи «Свободный микрофон» на кыргызском и русском языках – с просьбой пригласить на передачу.
ЧЕТВЁРТАЯ КОНЦЕПЦИЯ – ДУХОВНОЕ СОЗНАНИЕ КУЛЬТУРЫ
Духовное сознание культуры
1. Духовная формула развития культуры.
2. Новый и реально осуществимый экономический расчёт по выводу культуры из кризиса.
3. Оживление ритма жизни работников культуры, писателей и поэтов и других.
4. Какой быть культуре Кыргызстана: национальной или интернациональной?
В этой концепции воздержимся от применения понятия цивилизации как совокупности духовной и материальной ступени развития общества и конкретнее сосредоточим внимание на проблеме развития культуры народа.
Известно, что всякая культура – результат деятельности человека как субстанция культуры как такового. Есть деятельность людей – есть культура духовная и культура материальная. Сначала уясним, что есть культура духовная, а что – материальная. Духовная культура человека выражается в таких ресурсах как владение литературой, искусством, фольклором, нравственными и эстетическими ценностями и так далее. А материальная культура выражается в сохранении исторических материальных ценностей, а также всё то, что является продуктом научно-технического прогресса. Раз мы уяснили, что только деятельность порождает культуру, то не трудно согласиться, что человеческая деятельность по своей природе носит духовное проявление возможностей человека. Таким образом, в сознание человека как таковое закладываем потенциал или энергию духовности и представим, что уровень духовного сознания народа прямо пропорционален уровню развития культуры. Итак,
Духовное сознание культуры – природное условие придания жизни культуре и развитие культуры через носителей духовного сознания в лице поколения как молодого так и старшего и в том числе государства, так как государство несёт ответственность за организацию, упорядочивание жизни общества и ее состояние в самых различных её проявлениях.
(Понятие «Духовное сознание культуры» придумано и сочинено мною в студенческие годы в 2006 году).
Для развития культуры, сознание людей должно быть содержательным и богатым духовными элементами. Благодаря духовному сознанию люди творят культуру. Известно, что проблема развития культуры тесно зависима от экономического вложения. Об этом напрямую заботится государство, так как согласно нашему определению оно тоже является носителем сознания культуры, ибо в культуру вдыхает жизнь только духовное сознание. Теперь сделаем попытку укомплектования сознания культуры ключевыми компонентами. На сей раз в содержание духовного сознания вложим такие компоненты как чтение художественной литературы, посещение кино, театров, музеев и так далее. Ниже рассмотрим, насколько велико значение такой деятельности людей в развитии культуры страны.
Читающее художественную литературу и посещающее кино, театры и музеи поколение – это тотальный компонент и, несомненно, мощная движущая сила возрождения, поддержания и развития культуры страны.
В постсоветских условиях насильной рыночной и высоких ритмах жизни и идеологического вакуума и дезорганизации культуры, эти проблемы не стали представлять ценностной ориентации для людей. В целях духовного и нравственно-этического возрождения людей, создания благоприятных условий для всестороннего развития личности и укрепления сильных человеческих ресурсов страны чрезвычайно важно создание условий для чтения художественной литературы и посещения кино, театров, музеев и так далее.
В этих целях выдвинем ключевой вопрос в плане чтения книг: КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ЦЕЛОЕ ПОКОЛЕНИЕ ДОБРОВОЛЬНО УВЛЕКЛОСЬ ЧТЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ?
Читать книги в быту, то есть дома, во всяком случае до того пока не улучшится социально-экономическое положение населения, вряд ли будет возможным. Потому что большинство населения, в том числе отдельная категория детей в целях выживания вынуждены в своё свободное от учёбы время зарабатывать деньги на хлеб насущный. Перечислять не будем, ибо само по себе очевидно то, что в наше суровое время достаточно проблем жизни и отвлекающих факторов человека от саморазвития. То есть людям некогда читать. Но как бы там ни было люди в обязательной форме часть своего драгоценного дня отдают: дети – учёбе в школе, молодёжь – учёбе в учебных заведениях, взрослые – работе. Солдаты полтора года служат в армии. Преступники сидят в местах лишения свободы. И именно из этих сторон жизни человека нужно на законодательной основе урезать время для того, чтобы люди имели возможность периодически или систематически читать, посещать кино, театры, музеи и отдыхать. О финансовом бремени посещения кино и театров обсудим ниже, причём в пользу граждан-посетителей. Но сначала поговорим о том, каким образом можно организовать чтение книг. Начитаться книг в своей жизни удобнее всего в детстве, то есть в школьные годы. Ибо когда человек заканчивает школу, его начинают занимать семейная или просто взрослая жизнь в большом смысле слова. Однако рассмотрим возможности организации чтения книги детей в школе, молодёжи в средних и высших учебных заведениях, солдат в армии, преступников в местах лишения свободы и взрослых на работе независимо от формы собственности организации, в которой работает человек. Чтение книг разделим на сферу образования (в школах, средних и высших учёбных заведениях, в средних военных училищах и высших военных училищах), на сферу Вооружённых сил, на сферу места лишения свободы и на сферу труда.
Чтение в сфере образования, в Вооружённых силах и местах лишения свободы можно сделать обязательным. А чтение в сфере труда – только как предоставление права для этой цели за счёт рабочего времени с сохранением зарплаты на период чтения художественной литературы. Как уже сказано такой закон распространяется и на частные организации.
Чтение в сфере образования:
К примеру, в школе и в учебных заведениях ежедневно по одной паре (полтора часа) отводится обязательное чтение художественной литературы. Ученики школ в первую очередь обязаны читать те произведения, которые проходят на данный момент на уроке литературы. Лишь после этого могут читать то произведение, которое им хочется, по желанию. Также со студентами средних специальных и высших учебных заведений и с курсантами средних военных и высших военных училищ. А если у них согласно специфике факультета отсутствует предмет литературы, то читает любое произведение на выбор. Такая обязательная программа закладывается в закон об образовании и предусматривается с первого класса до окончания школы. Так же с первого курса и до окончания средних или высших учебных заведений, в том числе военных. От такой программы обучения и подготовки кадров основная программа обучения в школе и в средних и высших учебных заведениях пострадать не может. Ибо моральная выгода от этого лишь превзойдёт, так как взамен мы получаем общество образованных и воспитанных людей.
Чтение в Вооружённых силах.
Общевоинскими уставами Вооружённых сил Кыргызской Республики устанавливается ежедневное полуторачасовое чтение художественной литературы как часть режима дня военнослужащих. Естественно, находящиеся в наряде либо на боевом дежурстве военнослужащие чтением книг не отвлекаются. В результате такого порядка чтения книг солдатом в армии, он получает возможность развития личности, и наше общество обогащается количеством читающих и культурных граждан. И, в конце концов, отслуживший срок военной службы молодой человек вернувшись на гражданку, начинает свою личную и общественную жизнь начитанным, грамотным, эрудированным и полезным для общества скажем так воспитанным человеком.
Чтение в местах лишения свободы.
Преступнику в тюрьмах предоставляется право закупать желаемые художественные книги либо получать их из библиотеки, иметь книги в камерах и читать свободно без ограничения. Администрация тюрем обязана организовывать эти мероприятия.
Чтение в сфере труда.
ТРУДОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ЕЖЕДНЕВНОЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ВЫБОР В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПЕЦИФИКИ СФЕРЫ ТРУДА В НУЛЕВОМ, ПОЛУЧАСОВОМ, ЧАСОВОМ И ПОЛУТОРАЧАСОВОМ ДИАПАЗОНЕ ВРЕМЕНИ. ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ КНИГИ ВХОДИТ В ВОСЬМИЧАСОВОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ. ПРИ ЭТОМ НАЧИСЛЕНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ СОХРАНЯЕТСЯ.
Нулевой диапазон означает, что чтение книг не допускается в той сфере труда, где это может отрицательно повлиять на интересы производства, плана работ и так далее. Категория таких организаций определяется законодательством Кыргызской Республики и предоставляется право руководителям организаций единолично либо коллегиально определять возможность чтения либо не чтения книги работниками в зависимости от того, навредит ли это организации в экономическом и тому подобном плане.
Получасовой, часовой и полуторачасовой диапазон времени чтения книг означает, что организация в зависимости от интересов организации выбирает время для чтения книг работниками либо получасовое, либо часовое либо полуторачасовое время. (За полчаса можно успеть прочитать достаточное количество стихотворения поэтов).
Однако в тех предприятиях, где заработная плата является сдельной, чтобы работник не терял возможности полного зарабатывания, он сам решает, читать или зарабатывать деньги, не прерывая работу. Но эта задача должна решаться с точки зрения экономической целесообразности конкретного предприятия и вопрос о том, что отвлечение работников чтением книги вредит ли получению экономической выгоды или нет, решается либо административно либо коллегиально. При этом необходимо иметь в виду, что такое правило не может распространяться во все учреждения и организации страны. Например, магазины или тому подобные организации, которые обслуживают население, не могут закрываться на время чтения книги. Также не могут отвлекаться чтением книг органы правопорядка, если сотрудники несут боевое дежурство.
Посещение кинотеатров, музеев и так далее.
Посещение кинотеатров и музеев также вводится в сферу образования и в сферу труда. В Вооружённых силах это рассматривается командованием в частном порядке в зависимости от дисциплины в воинском подразделении. Ибо как никак армия есть армия. (Но чтение книги в армии обязательно). Так же вопрос посещения кино и театров в местах лишения свободы не распространяется. Ежели заговорят о правах человека, сидящего в тюрьме, то его человеческое право должно соблюдаться в создании условий жизни, нормального человеческого быта, питания, медицинского обслуживания, но никак для того, чтобы расширять свободу преступника для посещения кино и театров. Ибо сам юридический статус сидящего в тюрьме преступника ясно и однозначно говорит само за себя: «лишение свободы за преступление». К тому же если преступники будут ходить в кино и театры, то они могут организовать побег с чреватыми трагическими последствиями. Другое дело, если показ кино и спектаклей организовывать на территории тюрьмы. Но ещё раз подчеркнём, что порядок чтения книги человеком, сидящим в тюрьме, рассматривается как обязательное.
Если школьники и студенты средних и высших учебных заведений периодически классами, а студенты учебными группами, курсанты же военных училищ взводами посещают кинотеатры как обязательная программа обучения и воспитания культурного и образованного поколения, то в сфере труда такой вид поведения людей рассматривается не как обязательная, а как порядок предоставления права и возможности трудовым законодательством периодически посещать названные субъекты культуры и соответственно отдыхать за счёт рабочего времени с сохранением заработанной платы. В сфере образования частота посещения как-то не влияет на проблему образования. А вот в сфере труда это может приводить к срыву рабочего процесса. Исходя из такого соображения предлагается следующая минимальная периодичность посещения в сфере труда: один раз в месяц работнику предоставляется право посетить по желанию либо кино, либо театр, либо спектакль, либо музей за счёт рабочего времени и за счёт организации.
Порядок оплаты за посещение.
Порядок оплаты за посещение должен быть простым и за наличный расчёт непосредственно в кассу кино или театра. Перед тем как работник идёт в кино или театр или музей, он по информации выбирает куда желает пойти и цену билета. После чего в бухгалтерии получает соответствующую сумму денег. После приносит квитанцию и сдаёт в бухгалтерию в форме отчёта. Либо работник может купить билет в кассе кинотеатра из собственного кармана и позже сдав квитанцию в бухгалтерию, получает компенсацию согласно стоимости билета.
Вопрос экономики посещения кино и театров.
Школьники, студенты и курсанты посещают бесплатно. А работники, как уже отмечено, платно за счёт организации. А если у государства не хватает средств для оплачивания своим работникам посещение кино и театров, то можно сделать посещение работниками за свой счёт, но обязательно за такую минимальную сумму, которая никак не может быть ощутимой и разорительной. К примеру, пусть размер оплаты за кино, театр или спектакль или за музей будет всегда приравниваться к сумме проезда на общественном транспорте, нисколько несмотря на то, что живём при дикой рыночной жизни. При помощи статистики можно сосчитать всё работающее население страны и помножить его на число посещения за месяц или год и вычислить, какого размера бюджет поступает в сферу содержания культуры страны.
К примеру, допустим, что в Кыргызстане есть два миллиона работающего человека в государственных и частных организациях, учреждениях и предприятиях. Как мы уже определили исходя из размера оплаты за проезд в общественном транспорте, каждое посещение человека равняется пяти сомам. Умножая два миллиона на пять сомов, получаем десять миллионов сомов. Эта та сумма, которая поступает в сферу культуры за один месяц, так как мы законом определили, что один работник совершает посещение за счёт рабочего времени в один месяц один раз. Чтобы определить доход в сферу культуры за год 10 миллион сомов умножаем на 12 месяцев и получаем 120 миллион сомов. Для более конкретных экономических расчётов требуются статистические данные из таких показателей как верное количество работающего населения страны в государственных и частных организациях, количество работников кинотеатров и музеев, считая обслуживающий персонал для расчёта им заработной платы. А также количество зданий кинотеатров и музеев для поддержания их в надлежащем состоянии через ремонты, растраты на обеспечение всеми необходимыми материалами для полнокровного функционирования кинотеатров, музеев и так далее. Если окажется, что только за счёт оплаты клиентов-посетителей средств недостаточно, то государство, естественно, закладывает ежегодный дополнительный бюджет в сферу культуры.
Но вопрос о размере оплаты за посещение кинотеатров и музеев гражданами должен быть принципиально низким для того, чтобы ценовая политика была изящно привлекательной и удобной и стимулирующей людей добровольно посещать кинотеатры и музеи. Для этого предлагается, чтобы стоимость билета всегда была такой же, как проезд на общественном транспорте.
Ожидаемые результаты от читающего художественную литературу и посещающего кинотеатры и музеи поколения:
Ожидаемые результаты на наш взгляд весьма прогрессивны. Например, оживленно заработают все библиотеки и кинотеатры в республике. У работников культуры появится непрерывная работа и стабильный доход. Разовьётся отрасль книгоиздания и книготорговли. Вырастит спрос на художественные книги. Книжная продукция писателей и поэтов будет востребована.
Официально-государственная культура
Теперь разрешим казалось бы и парадоксальный, и противоречивый характерный вопрос, вокруг которого спорят маститые интеллигенты Кыргызстана: какой быть культуре Кыргызстана, интернациональной или национальной? И такой вопрос, согласитесь, многие закономерно считают щепетильной, деликатной, осторожной и так далее. Здесь этот вопрос из состояния щепетильного решительно сделаем Открытым. Прежде чем создавать решительно открытый ответ, вспомним то, что отразили в первой концепции Гражданская нация:
«В Кыргызстане проживает более 80 национальностей с наличием титульной нации кыргызов. Разложим по полочкам национальные интересы. По общепринятым суждениям, в плане культуры должна доминировать культура титульной нации без ограничения культур других наций и народностей. Коль мы согласились на фактор титульной нации с названием государства словом также титульной нации – Кыргызстан, кыргызская культура должна быть Представительной. Поэтому Кыргызстан, прежде всего, представляется культурой кыргызского народа, а затем культурами других наций и народностей.».
«Таким образом, за исключением факторов Официальной Представительности Кыргызстана культурой кыргызского народа во всех остальных случаях культуры других наций и народностей Кыргызстана имеют полную свободу и не допускается никаких ограничений.».
«К примеру, иностранные туристы желают увидеть в Кыргызстане колорит кыргызской национальной культуры, и это вполне закономерно и логично.».
Исходя из вышеизложенных положений, отражённых в концепции гражданской нации, к Официальной представительности Кыргызстана культурой кыргызского народа добавим, иначе говоря, возвеличим культуру кыргызского народа статусом «государственная». То есть культура кыргызского народа является Государственной и официально представительной и правописание выглядит следующим образом: «Официально-государственная культура».
Критерии государственного статуса и официальной представительности кыргызской культуры отражаются в следующих элементах культуры:
1. В таких государственных символах как гимн, герб и флаг – само собой разумеющаяся аксиома.
2. В языковой политике. Как сказано в первой концепции «Гражданская нация», каждый кыргызстанец должен владеть кыргызским языком с правом говорить на желаемом языке.
3. В транспарантной культуре. Все вывески, рекламные щиты и тому подобные знаковые предметы оформляются согласно закону о государственном языке: сначала пишется на кыргызском языке, затем на русском или другом языке.
4. Уличный фон. Уличный фон преимущественно наполняется колоритом кыргызской культуры. Главным предметом уличного фона выступают исторические памятники и тому подобные и всё то, что бросается в глаза человека в городе, селе и так далее.
5. Национальные герои. Развитие и поддержка произведений различных жанров будь то в художественной литературе, кино, в сфере музея и в плане установления памятников об исторических личностях кыргызского народа.
6. История кыргызов и Кыргызстана. Дальнейшее развитие истории кыргызского народа и обязательное изучение этой истории в сфере образования всеми кыргызстанцами, что имеет место в настоящее время и это верное направление образовательной политики Кыргызской Республики.
7. Национальные игры. Традиционное исполнение таких национальных игр как конные скачки, козлодрание, кыз куумай, тыйын энмей и так далее в республиканском и местном региональном масштабе, а также в праздничные дни республики.
8. Боевое искусство кыргызского народа типа каратэ – «Камбартеп». Государственная поддержка во внедрении в жизнь народа через систему образования в порядке массовой тренировки желающих, мировая популяризация и распространение.
9. Традиционная (постоянная) реализация творческих мероприятий акынов-импровизаторов «Айтыш».
10. Традиционная реализация творческих мероприятий «Чечен-айтыш»;
11. Традиционная реализация исполнения игр на национальных музыкальных инструментах комуз, ооз комуз и так далее.
12. Традиционная реализация сказания эпоса Манас.
13. Кинематография. Развитие конкурентоспособного для выхода на мировой рынок качественного кыргызского кино.
14. СМИ. СМИ на не менее чем 50% должны наполняться кыргызским языком и колоритом кыргызской культуры.
Таким образом, лишь по соблюдению вышеизложенных четырнадцати условий – элементов культуры, культуры всех этносов Кыргызстана развиваются свободно.
Правовой метод реализации идей Концепции Духовное сознание культуры – в Конституцию КР (другие соответствующие законы)
Предложение-статья о культуре
1. Читающее художественную литературу и посещающее кино, театры и музеи поколение считается тотальным компонентом и, несомненно, мощной движущей силой возрождения, поддержания и развития культуры страны.
2. Трудовым законодательством предусматривается ежедневное добровольное чтение художественной литературы на выбор в зависимости от специфики сферы труда либо в нулевом, либо получасовом, либо часовом и полуторачасовом диапазоне времени. Время чтения книги входит в восьмичасовой рабочий день. При этом начисление заработной платы сохраняется.
3. Нулевой диапазон означает, что чтение книг не допускается в той сфере труда, где это может отрицательно повлиять на интересы производства, планы работ и интересы обслуживаемого населения со стороны таких организаций (магазины, боевое дежурство в воинских частях и т.д.). Категория таких организаций определяется законодательством Кыргызской Республики и предоставляется право руководителям организаций единолично либо коллегиально определять возможность чтения либо не чтения книги работниками в зависимости от того, навредит ли это организации в экономическом и тому подобном плане.
4. Получасовой, часовой и полуторачасовой диапазон времени чтения книг означает, что организация в зависимости от интересов организации выбирает время для чтения книг работниками либо получасовое, либо часовое либо полуторачасовое время.
5. Посещение кинотеатров и музеев вводится в сферу образования и в сферу труда. Школьники и студенты средних и высших учебных заведений периодически классами, а студенты учебными группами, курсанты же военных училищ взводами посещают кинотеатры как обязательная программа обучения и воспитания культурного и образованного поколения.
6. В сфере труда посещение кинотеатров и музеев рассматривается как порядок предоставления права и возможности трудовым законодательством периодически посещать названные субъекты культуры и соответственно отдыхать за счёт рабочего времени с сохранением заработанной платы.
7. Периодичность посещения в сфере труда: один раз в месяц работнику предоставляется право посетить по желанию либо кино, либо театр, либо спектакль, либо музей за счёт рабочего времени и за счёт организации.
Улан ДУЙШЕНАЛЫ, Лауреат Международной литературно-общественной премии Международной академии русской словесности (Москва), Обладатель диплома Финалиста Московской литературной премии в номинации "Фантастика" за научно-фантастический роман "Звёздный факел", совместного Диплома (лонг-лист) Интернационального Союза писателей и Союза писателей Луганской Народной Республики за научно-фантастический рассказ "Созвездие пирамиды", Диплома номинанта Московской литературной Премии-Биеннале 2020-2022 за научно-фантастический рассказ «Якутский женский электромонтаж» и рассказ «Вечное ожидание Елены», Лонг-листа Московской литературной премии-биеннале 2022-2024 за научно-фантастические рассказы «Звездолётно-космолётный вектор-вальс», «Созвездие пирамиды», «Кибернетический Алтай», «Якутский женский электромонтаж», фантастический рассказ «Кыргызско-Алтайский звездопад» и рассказ «Вечное ожидание Елены». Специалист государственного и муниципального управления, инспектор госслужбы 3 класса.
Свидетельство о публикации №217041001863