О понимании. В Вербное воскресенье
С Праздником вас! С Вербным Воскресеньем!
Всякий пишущий, в особенности не в стол, а, в широком смысле, творческий человек любого направления, (живопись, скульптура, театр, кино, музыка) хотел бы быть услышанным и, чтобы его творчество было понято. Без сомнения, большинство авторов ставит перед собой задачи, не столько прославиться, сколько каким-либо образом изменить окружающую действительность, хотя бы по ассоциации "красота спасет мир".
И вот тут-то, наверное, всех, а начинающих литераторов в особенности, да и прочих, кого я уже упомянул в расширенном круге, без сомнения, подстерегает, порой беспросветное, или "полосатое" непонимание. Оно может исходить и от читателей
(слушателей, зрителей...) из мира литературы, то есть самих писателей. И, вместо того, чтобы решать в своем творчестве вечные вопросы: Быть или не быть? Кто виноват? Что делать? Что есть истина? Что есть красота? Как бороться с цинизмом и пошлостью? - и прочее, творец вынужден отвечать совсем на другие вызовы. Например. "Из всего текста совсем не следует вывод, сделанный в конце" (А автор, может быть и не делал никакого вывода вовсе). Или. " Непонятно, что это у вас такое: "добавить в соль перца" (Тогда как это может объяснить любая домохозяйка). И, наконец. "Ударение в слове стоит неправильно", или " с согласованиями что-то не то" (Хотя это в тексте единичные случаи, оправданные замыслом и допустимые, например, во многих текстах великих. Мы же на них равняемся. Творческий поиск никогда не шел догматически за учебником русского языка начальной школы). И прочее.
Расскажу о своем опыте работы с этими сложностями.
Первое. Мир творческих людей это самая необъективная вещь на свете. Иначе бы они не были творцами. Многие из них слышат и видят только себя и свою группу поддержки. А кто-то отметает все, что не соответствует мироощущению их юного или другого возраста.
Все эти соображения, бесспорно, не исключают необходимости учиться у опытных, признанных, талантливых, высокообразованных, порядочных.
Второе. А в обычной жизни все ли понимают друг друга, в особенности образную речь? Все ли пользуются благами логического мышления?
Я, когда-то будучи начинающим мастером деревообрабатывающего цеха, имел неосторожность сказать рабочим примерно такую фразу:
" Брак будете гнать, пьянствовать, хозяин останется без заказов, вы без работы, предприятие разорится"...И на следующий же день владелец цеха спросил меня: " Ты чего там вчера пел, что мы закрываемся?"
Третье. Есть такое понятие- вкусовщина. На первый, но только на первый взгляд, с ней разобраться не так сложно, чтобы не портила настроение нежной душе поэта или художника, которого, как известно, "обидеть легко".
Но нет ничего более постоянного, чем иногда фанатичная, иногда щемящая в сердце, иногда ностальгическое исполнение, произведение, идея.
Чего стоит, например, устойчивый стереотип, сложившийся у значительной части населения России, порой вполне образованной части, что Сталин поднял страну с колен, принял Матушку-Россию с сохой, а передал Никите Сергеевичу с атомной бомбой. Хотя это уже в большей мере история, но сколько здесь практически религиозного преклонения. Тем более, что созданный не только советскими историками, но и многими деятелями культуры и искусства образ Страны Советов во главе с гениальным полководцем с течением времени только расцвечивается новыми яркими красками.
По этому третьему направлению однако есть значительное подспорье для мыслящего нестереотипно исследователя, художника, литератора. Открываются архивы, из которых даже без воли на то власть предержащих можно сделать простые, даже не требующие обширных исторических, экономических и прочих познаний, выводы хотя бы о сопоставлении темпов роста и прочих экономических показателей "царской" России и СССР.
"Матренин двор", "Один день Ивана Денисовича" и прочие, "вразрез" с догматизмом, произведения доказали, что вкусовщина не может поставить крест даже на самых острых, порой провокационных произведениях литературы.
Но все-таки главное не в этом. Хорошо разобрал некоторые стороны творческих поисков Л.Н. Толстой в своей статье "К читателям", отрывки из которой я хочу здесь процитировать. Он выразил свои мысли просто и ясно:
"Всякая откровенно выраженная мысль, как бы она ни была ложна, всякая ясно переданная фантазия, как бы она не была нелепа, не могут ни найти сочувствия в какой-либо душе...Всякое сочинение должно нравиться." У всякого произведения есть свой читатель, зритель, слушатель.
И, дабы не вдаваться в многословные рассуждения, скажу, что главное, на мой взгляд, чтобы любое достойное и честное ( в ассоциации- Достоинство и Честь) произведение нашло в широком смысле своих поклонников, которых я, следуя методу Льва Николаевича разделил бы на "понимающих и непонимающих".
"Главное, чтобы ... " мой читатель ( мое примечание ),
"...был одним из тех людей, с которым, когда познакомишься, видишь, что не нужно толковать свои чувства и свое направление, а видишь, что он понимает меня, что всякий звук в моей душе отзовется в его...
Главный признак понимающих людей, это приятность в отношениях- им не нужно ничего уяснять, толковать, а можно с полной уверенностью передавать мысли самые неясные по выражениям. Есть тонкие, неуловимые отношения чувства, для которых нет ясных выражений, но которые понимаются очень ясно. Об этих-то чувствах и отношениях можно смело намеками, условными словами говорить с ними."
Но писать или творить, заранее рассчитывая, как то или иное произведение будет принято понимающими поклонниками, это тоже неправильный, по моему мнению, путь. Творец, потому и творит, что Господь его ведет. А если гнаться за конъюнктурой можно превратиться в ремесленника от искусства. В смысле - не Творца в высоком понимании.
Поэтому я вполне сообразуюсь и поддерживаю умозаключения Л.Н. Толстого: "Когда пишешь из головы, слова послушно и складно ложатся на бумагу. Когда же пишешь из сердца, мыслей в голове набирается так много, в воображении столько образов, в сердце сколько воспоминаний, что выражения неполны, недостаточны, неплавны и грубы." Следуя примеру Льва Николаевича, я стараюсь останавливать себя
" всегда, когда начинаю писать из головы, и стараюсь писать только из сердца".
И, думаю, если не лгать себе, не выдумывать, а писать то, что "раной сердца испытал", то придет и понимание и признание.
Приняв для себя эти несложные аксиомы, легче становится не только жить, но и ставить перед собой любые творческие задачи, изучать философские и исторические проблемы, да и создавать прекрасное, которое изначально есть "не труд, но мгновение исполненное".
В эти праздничные дни желаю всем моим читателям и коллегам быть понятыми.
Доброго вам года!
09.04.2017.
Свидетельство о публикации №217041001877