Сыншы - Ценитель

                (Из рассказов отца)

Сыншы- знаток; ценитель(боевых и других качеств людей, скаковых качеств коней и др.); критик

    В стародавние времена жил знаменитый сыншы. Далеко по степи разнеслась слава о нем. И прослышал о нем великий хан. Заинтересовался он и отправил своих нукеров* за старцем. Когда сыншы доставили во дворец, хан распорядился отправить его на кухню и досыта накормить пирогами. Затем в присутствии своих придворных хан сказал сыншы:
   - Наслышан я, что пользуешься ты славой знатока. Если это действительно так, то дай оценку моему чистокровному скакуну и гордости моей казны - бриллианту величиной с кулак. Если ты верно оценишь мое добро - награжу по-хански, а если нет - то не сносить тебе головы на плечах.
Что оставалось делать сыншы?

   Кивнул хан, и ввели под уздцы великолепного скакуна, грызущего от нетерпения удила. Обошел сыншы скакуна, пристально разглядывая коня. Затем он обратился к хану:
    - Таксыр*! С виду твой жеребец, конечно, безупречен, но он не чистых кровей, есть в нем примесь простой породы.

    Взвился хан:
    - Как ты можешь так уничижать моего породистого жеребца! Кобыла, от которой он был рожден, была куплена за чистое золото,а происходит он  от семени арабского скакуна!
    И приказал хан привести атбегі (конюха), приставленного к коню. Под страхом смерти атбегі сознался, что как то ночью он уснул и кобылицу хана покрыл жеребец  конюха. И боясь ханского гнева, он все это время тщательно скрывал эту тайну от людей. Хан спросил у сыншы:
   - Как ты догадался, что мой жеребец не чистокровный? Сыншы ответил:
   - К стати твоего жеребца нет претензий, я уже было подумал, что он и впрямь чистых кровей,но когда твой конь помочился, я заметил, что он приседает на задние ноги, что не пристало чистокровному жеребцу.

    Тогда хан приказал принести бриллиант, который своим блеском затмил все вокруг. Сыншы осторожно взял камень и долго разглядывал его, перекидывая из руки в руку. Затем он сказал хану:
    - Хан ием! Бриллиант твой хорош, но он не стоит той цены, которую ты отдал за нее, так как внутри он пуст.

   Разгневался хан и приказал своему палачу разрубить бриллиант, а если слова сыншы не соответствуют действительности - отрубить ему голову тем же мечом. Одним махом разрубил палач камень пополам, и выпали из камня два червя, точившие камень изнутри. И оказался бриллиант внутри полым. Снова удивился хан и спросил сыншы, как же он догадался об этом?
   - Это было не трудно, хан ием,-ответил сыншы. Все драгоценные камни имеют свой вес,  вес твоего камня не соответствовал его величине, из чего я заключил, что он внутри полый.

   Опозоренный хан не хотел так быстро сдаваться и сказал сыншы:
   - Тогда я приказываю тебе оценить меня - потомка великих ханов! Сыншы решительно ответил:
   - Таксыр! Не Вам бы просить меня об этом, не мне бы отвечать!
Хан пришел в ярость:
   - Ты еще смеешь пререкаться со мной, великим ханом! Стоит мне только кивнуть, и твоя голова окажется у моих ног!
   - Не смею перечить, хан ием! Но Вы - не потомок великих ханов, а сын хлебопека (наубай). Опровергнуть мои слова может только Ваша мать, великая ханша, пригласите ее.

   Хан был взбешен и послал за матерью. Ханша, переступив порог, горько заплакала:
   - Сынок, не знаю кто этот ясновидящий, но то, что он сказал - сущая правда. Много жен было у твоего отца, но ни одна не смогла родить ему наследника. Разъяренный хан приказал убивать жен, если те родят дочь. Когда пришло время рожать и мне, испугавшись за свою жизнь, за хорошее вознаграждение я договорилась с беременной женой хлебопека, если я рожу дочь, а она сына, поменять детей. Родили мы в один день: я-дочь, она- сына. Столько лет ни одна живая душа не ведала о подмене, и я не знаю, как узнал этот сыншы о моей сокровенной тайне.

    И тогда обескураженный хан спросил у сыншы, кто выдал тебе столь тщательно оберегаемую тайну?  На что сыншы ответил:
   - Вы сами и выдали, таксыр! Если бы Вы были потомственным ханом, пригласив меня в ханский дворец, Вы и угостили бы меня по-ханский, приказав зарезать жеребенка. Вы же послали меня на кухню, и накормили меня пирогами. И вот тогда  я и догадался, что в Вас течет не ханская кровь, а кровь простого хлебопека.

30.01.2015


Нукеры - слуги
Таксыр - господин


Рецензии