Дорогами жизни Гл. 5 Часть 1 Работа Ираиды

Дни рождения в обязательном порядке отмечались на работе. Было общепринятым (неофициально разрешенным), когда во второй
половине рабочего дня работники лаборатории в своей комнате закрывались на ключ – типа – «все ушли на фронт»… Сдвигались и накрывались столы, выставлялись приготовленные дома закуски, салаты и даже – пироги и всё остальное…

Кроме того, те - кто мог, приезжали ещё в гости к новорожденным в один из выходных дней и праздник отмечался в более узком кругу (многие не могли присутствовать по семейным или другим каким-то обстоятельствам).

На фотографии – день рождения отмечали у Нины Ивановны Коршуновой.

Слева направо за столом:
 
ЗИБАРОВ  ЕВГЕНИЙ  ТОМАСОВИЧ,
ЛАЛИ  - я не помню точного её отчества и фамилии. Лали и ещё одна девушка – Ирочка пришли к нам молодыми специалистами. Лали проработала недолго и уволилась, так как они вместе с сестрой, вышедшей замуж, уехали по месту жительства мужа сестры, если я не ошибаюсь  – в Израиль,
РАТОВ  АНАТОЛИЙ  ГЕОРГИЕВИЧ,
ДУДКО  ИРАИДА  ВЛАДИМИРОВНА,
КОРШУНОВА НИНА  ИВАНОВНА  (у меня на коленях),
СМИРНОВА  ТАМАРА  ДМИТРИЕВНА и
КАЛАШНИКОВА  АЛЛА  АЛЕКСАНДРОВНА.



ДОРОГАМИ  ЖИЗНИ

ГЛАВА  5  1981 год

ЧАСТЬ 1 РАБОТА  ИРАИДЫ


   
   Из трудовой книжки ИРАИДЫ:
   
  39. 1981 г. 06.01. .............................Назначена на должность
   ...............................................НАЧАЛЬНИКА ЛАБОРАТОРИИ
   ......................................................144 НИО - 14.


   
 
Уволился начальник лаборатории Мицкевич Олег.

Видимо, он брал меня на работу с тем, чтобы подготовить себе замену. Перед уходом он рекомендовал меня на своё место.

Помню, меня пригласил главный инженер - Круц Геннадий Кириллович, которому подчинялись: вычислительные центры в министерстве и в ОКБА, машиносчётная станция и несколько НИО (научно-исследовательские отделения).

Круц не долго беседовал со мной, в основном, сказав мне, что я должна все силы лаборатории направить на сдачу второй очереди ОАСУ-ХИМ.

Так я стала начальником лаборатории 144, входящей в НИО-14, проработав всего год после перехода на работу из ГОССНАБА  СССР  в  ОКБА  НПО  «ХИМАВТОМАТИКА».

Я постепенно привыкала к новой организации, к людям, окружавшим меня, и, конечно, знакомилась со структурой самого ОКБА НПО "ХИМАВТОМАТИКА", в которой мне предстояло проработать десять лет - до самой пенсии.


Перейдя на работу в НПО "ХИМАВТОМАТИКА", я опять вернулась в систему Министерства химической промышленности. Впервые я познакомилась с этой отраслью, когда работала в ЦНОТ-ХИМЕ. Тогда мне удалось близко столкнуться   с работой нескольких больших химических заводов. Теперь же мне предстояло изучать проблемы и участвовать в разработке и внедрении отраслевой автоматизированной системы управления МИНХИМПРОМА.

Химическая промышленность начала развиваться где-то с начала 40-х годов.

Первоначально с 1939 по 1946 год, был создан Комиссариат химической промышленности СССР (Наркомхимпром СССР).

В 1946 Наркомхимпром был переименован в Министерство химической промышленности (Минхимпром СССР).

В 1975 году вышло Постановление Совмина СССР от 11.03. за Љ 205 - "О Генеральной схеме управления химической промышленностью".

Но еще раньше, в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1970 года Љ 374, для химической промышленности была определена трехзвенная система управления, включающую в себя: Министерство - Всесоюзные промышленные объединения - Производственные объединения, предприятия.

В соответствии с этой структурой, в систему химической промышленности вошли 72 производственных объединения, 10 научно-производственных объединений и 22 всесоюзных промышленных объединений.

В этом же Документе № 205 в постановляющей части включен пункт о создании необходимых условий для внедрения отраслевой автоматизированной системы управления.

Собственно, это - то, чем занимался в НПО "ХИМАВТОМАТИКА" - заместитель Генерального директора по науке - Круц Геннадий Кириллович, и подведомственные ему отделы, лаборатории и вычислительный центр.

В министерстве был создан отдел, который потом преобразовали в Управление автоматизированных систем управления (Управление автоматизации), которое являлось нашим высшим руководством.

В него входили:
 
  Сердюк Леонид Артемович......................начальник Управления
  Алалуев Лев Федорович...........заместитель начальника Управления
  Бобров Юрий Федорович...........заместитель начальника Управления
  Ипполитова Александра Петровна........старший инспектор-секретарь
  Бабаев Сергей Михайлович......................главный конструктор
  Ковбас Сергей Иванович........................главный конструктор
  Дмитриев Игорь Николаевич.....................ведущий конструктор
  Арутюнова Валентина Николаевна....................ведущий инженер
  Комков Михаил Петрович............................ведущий инженер
  Яковлева Валентина Николаевна.....................старший инженер
  Филева Ирина Борисовна............................старший инженер
  Паляница Ксана Георгиевна........................ведущий метролог
  Попова Наталья Ильинична..........................старший инженер
  Попкова Нина Владимировна.........................старший инженер
  Черномырдина Татьяна Александровна................старший инженер
  Полежаева Надежда Вениаминовна............................инженер
  Мамонова Наталья Васильевна.....................старший экономист
  Краюшкина Людмила Анатольевна.............................инженер
   
 
В Приложении к данной Главе приведено содержание Постановления № 205 с перечнями указанных объединений и структура центрального аппарата МИНХИМПРОМА.

В 1949 году Минхимпромом СССР было организовано Опытно-Конструкторское Бюро Автоматики (ОКБА), которое в 1979 г. было переименовано в НПО "ХИМАВТОМАТИКА".

Основателем ОКБА был Н. Я. Фест, затем - его последователь и сподвижник Н. Я. Феста - Файнберг. Его именем - "Файнберг" был назван один из первых приборов, созданных в ОКБА - переносной газоанализатор. Этими двумя патриотами своего дела и организации, было положено начало создания аналитических приборов и систем.

В мою бытность ОКБА НПО "ИМАВТОМАТИКА" уже выпускало широкий ассортимент различных приборов: приборы и устройства техники безопасности, приборы технологического контроля, медицинскую технику, хроматографы, а также - измерительную технику и средства автоматизации. Причем, вся продукция разрабатывалась с использованием уникальных технологий.

Продукция ОКБА используется не только в своей родной химической промышленности, но и в нефтехимической, газоперерабатывающей, биологической и других отраслях промышленности.

В предыдущей Главе я уже начала рассказывать - где располагалось НПО "ХИМАВТОМАТИКА". Здесь могу немного добавить, что мы видим на территории ОКБА, после того, как мы проходим через проходную.

Проходных было - две. Одна - центральная, к которой можно было пройти со стороны Сельскохозяйственной улицы, и вторая - со стороны набережной Яузы реки.

Около каждой проходной находились большие корпуса административных зданий. Около первой проходной - центральный административный корпус, а около второй - "БЕЛЫЙ ДОМ". Почему-то это название закрепилось за этим зданием. Может быть, потому что по серым бетонным стенам этого корпуса была нанесена белая краска, а, может быть, потому что в здании находился вычислительный центр, который условно можно было определить по значению выполняемых работ с известным "БЕЛЫМ ДОМОМ США"? Конечно, я шучу...

На самом деле, мозговым центром, являлось даже - не само центральное здание ОКБА, а Генеральный директор НПО "ХИМАВТОМАТИКА" - Лужков Юрий Михайлович.

Ю. М. Лужков руководи ОКБА НПО "ХИМАВТОМАТИКОЙ" с 1974 по 1986 год. Он был "Почётным химиком СССР", "Заслуженны химиком РСФСР", действительным членом Международной инженерной академии, а с 1992 по 2010 год - мэром г. Москвы.
   
Но вернемся к территории ОКБА НПО "ХИМАВТОМАТИКА".

Между основными двумя зданиями ОКБА, было ещё одно - невысокое, в котором размещались такие отделы, как архив, множительное бюро и другие подобные отделы.

На остальной, отдаленной от административной части территории располагались цеха и различные подсобные помещения и службы.

Производственные цеха и участки включали в себя: опытное и экспериментальное производство, бригаду по программному обеспечению оборудования с ЧПУ и средств вычислительной техники, опытно-сборочный цех, экспериментально-механический цех, макетный цех, автотранспортный цех и склады.

Кроме отделов и служб управления ОКБА, функционировало множество научно-исследовательских отделов, таких, как: научно-тематический; отдел технико-экономических исследований; научно-технической информации; патентный отдел; исследовательский отдел разработки, внедрения и эксплуатации АСУ объединения; базовый отдел стандартизации и нормализации; базовый отдел метрологии; отдел главного технолога; бригада товаров народного потребления; научно-исследовательская лаборатория по применению новых материалов; технологический отдел; отдел технической документации; отдел аналитических исследований, отдел надежности; отдел внедрения; отраслевой отдел разработки средств связи и телеобработки; научно-исследовательская лаборатория обработки информации; бригада художественного конструирования.

Наверное, такое количество научно-исследовательских отделов было оправдано. Это, ведь не только - численность штатов, но и огромный фонд заработной платы. Но главное - это надежность создаваемой продукции и прибыль, получаемая от её реализации, позволяющая иметь высокую себестоимость, и окупающую содержание большой армии разработчиков и внедренцев.

Кроме научно-исследовательских ОТДЕЛОВ, в ОКБА функционировало 14 научно-исследовательских ОТДЕЛЕНИЙ. Первые 10 - занимались разработкой и внедрением основной продукции, выпускаемой ОКБА. А с 11-го по 14 отделение представляло собой службу, в которую входил вычислительный центр министерства и НИО (научно-исследовательские отделения), занимавшиеся разработкой, внедрением и проведением расчетов в рамках АСУП и ОАСУ.

  Поскольку объемы выполняемых работ были огромными, ОКБА НПО "Химавтоматика" была - головной организацией, в состав которой входили конструкторские организации и промышленные предприятия, а именно:

  Ангарское ОКБА НПО "Химавтоматика",
  Барнаульское ОКБА НПО "Химавтоматика",
  Воронежское ОКБА НПО "Химавтоматика",
  Дзержинское ОКБА НПО "Химавтоматика",
  Ереванское ОКБА НПО "Химавтоматика",
  Киевское ОКБА НПО "Химавтоматика",
  Редкинское ОКБА НПО "Химавтоматика",
  Северодонецкое ОКБА НПО "Химавтоматика",
  Тульское ОКБА НПО "Химавтоматика",
  Харьковское ОКБА НПО "Химавтоматика",
  Чирчикское ОКБА НПО "Химавтоматика",
  ГСНИИ "Химаналит",
  Щекинский филиал,
  Кременский завод "Химавтоматика".

Проблемами разработки и внедрения отраслевой АСУ занималось вплотную, кроме головного Московского ОКБА - Киевское ОКБА НПО "Химавтоматика" (КОКБА). И только ещё на два филиала - Тульское и Северодонецкое была возложена разработка подсистем - "Энергетическое хозяйство" и "Кадры". Да ещё в Минске работала группа специалистов, занимавшаяся подсистемой - "Труд и заработная плата". На базе какой организации Минхимпрома велись разработки этой подсистемы, я сейчас уже не помню.
 
Постепенно я входила в курс ведущихся разработок в рамках ОАСУ - ХИМ. Была уже сдана в эксплуатацию 1-ая очередь ОАСУ - ХИМ. Велась разработка 2-ой очереди. Хорошо, что Мицкевич уволился не в первый год моей работы в ОКБА. Это позволило мне не просто ознакомиться, но и влиться в ведущиеся разработки, прочувствовать каждую подсистему.

И ещё раз я благодарна ангелу хранителю, который ведёт меня по жизни. Как мне пригодились все знания, которые я в своё время получила в ЦНОТ ХИМе. Да, и судьба опять привела меня в подчинение Министерству Химической промышленности. ЦНОТ ХИМ, также, как и ГОССНАБ СССР явились для меня ступеньками для моего творчества в ОКБА "ХИМАВТОМАТИКА". А то, что я не просто работала, а "творила", делало работу увлекательной, захватывающей.

 Работа в ЦНОТ ХИМе и в ОКБА - были лучшими годами в моей деятельности. И я думаю - до чего же несчастны те люди, которые вынуждены заниматься не любимым делом. Впрочем, кто-то должен делать и не интересную работу.
 
  Значимость работы, которой мне пришлось заниматься, я постигала постепенно. Но, зато, почти сразу я встречалась с подавляющим авторитетом самой организации - ОКБА НПО "ХИМАВТОМАТИКИ".
   
  Конечно, основной успех, которого добилось в своей деятельности ОКБА, достигнут благодаря Генеральному директору - Ю. М. Лужкову. Самое главное, чего ему удалось добиться, это - во всё заложить системный подход, охватывающий все стадии разработки изделия - от формирования технического задания до монтажа "под ключ". Это было основой технологической идеологии, которая распространялась не только на разработку продукции, разрабатываемой в ОКБА, но и на любую другую деятельность организации. Лично мне такой подход был понятен, и помогал подходить к решению поставленных проблем рационализаторски. Именно, в процессе работы в ОКБА, я по-настоящему начала сама себя называть - системщиком (и стать им!).



Рецензии