Женщины в его жизни

                П А М Я Т И  Р А Ф А И Л А  М А Р Г У Л И С А

Часть вторая.  Однажды,поздравляя Рафаила с Днем рождения,я написала: читая стихи,вижу тебя мягко и снисходительно улыбающимся,печальным... Тревожусь за здоровье,всегда думаю,что ты не уделяешь этому должного внимания.

               Хочется отчаянно доказывать свое,другое,которое казалось всегда правильным,возможным,лучшим.И не знаю - надо ли? Ты непреклонен в своих убеждениях.Всегда был таким.И теперь я уже точно знаю - никакие жизненные перемены тебя не осчастливили бы. Ты - единое и неразделимое целое со своей Наташей,счастливое по-своему и страдающее только из-за того,что хотел бы видеть ее мягче,нежнее,заботливее.Только ее и никого другого!
               Но это и прекрасно! Редко,здОрово! И, как все другие,я должна за тебя радоваться. Я радуюсь,потому что хочу,чтобы ты был счастливым...

               Ответ последовал незамедлительно:
               - В Наташе нет той музыки,которая всегда звучит в моей душе.И я страдаю от этого,находясь в постоянном ожидании той гармонии и покоя,которые называю СЧАСТЬЕМ.

               ... Когда-то Наташа была самой верной подругой учителя математики,с которым работала в вечерней школе...
               Живя в Израиле,она бережно хранила его письма,перечитывала иногда и горестно вздыхала. Наверное,он казался ей идеалом мужчины.А может быть,она вспоминала при этом родной Смоленск.

               Однажды он позвонил.И заикаясь от волнения,произносил только имя:
               - Натали! Натали!
               Вошел Рафаил,и она передала ему трубку.
               - Пусть у тебя всё будет хорошо, - сказал он и сел за компьютер.

               - Ты почему не поговорил с участием с этим добрейшим человеком? Он тяжело болен.
               Рафаил не отвечал.Он смотрел отрешенно и пусто мимо нее и был полностью поглощен своими мыслями.
               - Ты что,меня не слышишь? Может быть,игнорируешь? - сказала она сердито и более настойчиво.
               - В чем дело,Наташа? Ты же мешаешь мне работать!

               - Сколько можно жить только стихами и книгами?! Когда,наконец,ты вспомнишь,что есть Я?
               - Стихи и книги - моя жизнь,и это на сегодня единственное,что меня радует... За что? За что ты меня ненавидишь?
               Входная дверь с шумом захлопывается.Это демонстрация обиды,гнева,расшатанных до предела нервов. Такие "перепалки" по пустякам не редки.

               Когда в присутствии Наташи начинали говорить о "еврействе" и недОбро о России,она "заводилась" до крика:
               - Не смейте говорить плохо о России.Я - русская! Русская! И я не знаю  страны лучше России.Так будет всегда!
               - Ну хорошо,хорошо,пусть я - не еврей. Я - Филякин (девичья фамилия Наташи). Рафаил Филякин. Нравится?
               - Да,так уже лучше.- Потом оба смеются.

                х  х  х

        Я хорошо знала Наташу.Маленькая,хрупкая,миловидная,раньше - общительная,веселая.ЕЕ нельзя было не любить. И все-таки...в чем-то очень личном и деликатном не было понимания главного.Наверное,потому что это были совершенно разные характеры,противоположные темпераменты: он - неисправимый романтик,она - разумная и рациональная,привыкшая к математической точности во всем.

        Обоих "сломала",что называется,болезнь дочери Марины,ее инвалидность.Рафаил "замкнулся в себе",отдавшись полностью стихам и книгам.
Наташино материнство окрасила неизбывная тоска и печаль.

        И несмотря на то,что Наташа разделяла  вкусы  и привычки мужа,прочно войдя в его сердце и разум, она не смогла стать обожательницей Поэта,его талисманом.Она не смогла отказаться от своих жестких жизненных принципов,от своей внутренней свободы,навсегда оставив за собой "отрешенность мадонны"в домашней суете. И ОДИНОЧЕСТВО, незримо обволакивая сознание, начало "душить" того и другого,став их неизменной жизненной сущностью.

        ... Иногда в порыве отчаяния Наташа говорила одно и то же:
        - Раф,милый,давай вернемся домой - в Россию...
        Не скрывая слез,он прижимался к ней в беспомощном неумении ребенка,шептал нежные слова,жаловался на несостоявшуюся судьбу,на непризнание,на болезнь.И появлялись стихи: "Купите мне билет на самолет", "Гитарист на углу", "Журавль".
             
          Купите мне билет на самолет
          Совсем не обязательно счастливый -
          Осенним птицам часто не везет...
          Купите мне хотя бы ветку ивы.
   


Рецензии
Трогательно, очень грустно и больно, что не все сбылось у такого прекрасного поэта.
Самое нелепое для меня, что о Рафаиле Маргулисе знает не так много любителей поэзии, а по идее должен знать весь мир!
Галочка! Спасибо тебе!

Ида Вагнер   12.04.2017 13:13     Заявить о нарушении