Хлестаков и городничий

Образы Хлестакова и Городничего в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Произведение Н. В. Гоголя «Ревизор» построено на антитезах: ревизор ложный/настоящий; городничий не глуп, но называет себя дураком; Бобчинский развязный и дивой, а Добчинский серьезный и т.д. Герои в комедии постоянно противопоставляются друг другу, но между тем, два основных персонажа имеют и чрезвычайно схожие черты.
Иван Александрович Хлестаков – протагонист комедии «молодой человек, тоненький, худенький, несколько глуповат, действует и говорит без всякого соображения, не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли». В городе N его приняли за ревизора, который должен был приехать, чем герой и пользуется. Этот человек – олицетворение обмана, ведь он верит в каждую каплю лжи, которую добавляет сам.  Иван Александрович вынужден стать ревизором – чиновником, наделенным возможностью изменить жизнь в целом городе.
Его «собрат по несчастью» - городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – кажется полной противоположностью: он «уже постаревший на службе, его слово значительно, человек с грубо развитыми склонностями души». Каждое его действие пронизано определенным смыслом, тогда как у Хлестакова нет «царя в голове». Даже имена героев противопоставляются: «Иван» - милость Божья, а «Антон» - противник, состязатель.
Но все эти различия не дают нам право назвать данных персонажей совершенно разнохарактерными. Они оба находятся под гнетом лжи и собственного эгоизма. Как уже упоминалось ранее, Хлестаков вынужден притворяться для окружающих. Разве не то же самое делает городничий? Ведь он, как сквозняк, мечется от образа «значительного лица» до раболепного преклонения перед ревизором. Несмотря на то, что ему довольно дорого это обходится (его дочь вынуждена выйти замуж не по любви), Антон Антонович даже восхищается «ложью» Хлестакова: «Славно завязал узелок! Врет, врет – и нигде не оборвется!»
Также, в числе похожих черт лежат и фамилии данных героев. «Хлестаков» предполагает ассоциацию с хлыстом подземного властителя, черта-карателя. Иван Андреевич может растоптать репутации многих людей, пробормотав лишь пару слов, ведь ему дано право «казнить и миловать». Оно же позволяет городничему увольнять или наоборот, повышать подчиненных. А его фамилия – «Сквозник-Дмухановский» - имеет явный намек на муху – вестника из мира мертвых. Хлестаков и городничий – два Дьявола города N. Но, вместе с тем, они имеют возможность измениться, раскаяться, которую используют в конце произведения: Иван Александрович решает заняться литературой, а Антон Антонович понимает, что сам себя обманул.
Из всего вышесказанного следует, что даже самые непохожие друг на друга герои, могут иметь схожие черты. Мало того, они являются одним целым – образом покаявшегося Дьявола. Если такое может быть в литературе, что мешает «врагам» в современном мире быть символом единого?
                Зорина Елизавета 8 «В»


Рецензии