Знаменательный день

Сегодня 12 апреля 2024 года. Прошло более 60 лет с того дня, когда на корабле «Восток-1» лётчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый  в мире полёт в космическое пространство.
 
В 1961 году мне было пять лет, память почти ничего не сохранила, лишь помню, что родители мои слушали радио и громко обсуждали эту новость с соседями по дому.
 
В 2014 году своими воспоминаниями об этом событии  поделился автор Проза.ру Николай Катаржнов. Заметка называется «Знаменательный день - 12 апреля 1961 года».
Текст на странице автора: http://www.proza.ru/2014/04/13/540


ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЙ ДЕНЬ - 12 АПРЕЛЯ 1961 ГОДА
Николай Катаржнов

Это  был знаменательный День!
12 апреля 1961 года, когда я учился в 9 классе, где-то часов в 12 местного времени, нас в школе срочно собрали на линейку и включили на полную громкость школьный радиоузел (который мы, учащиеся,  ранее сами и монтировали).
Через каждые 15-20 минут шли сообщения из Москвы о запуске первого советского Человека в Космос!
Директор школы сам прервал школьные занятия и мы, вместе с учителями, собравшись в коридоре, очень радовались.

Для нас тогда не очень доходила значимость этого события.
После той сумбурной линейки нас распустили с уроков домой...
Было непонятно: с чего это так происходит и какую к таким удаленным  от нас событиям мы имеем причастность.
И только гораздо позже до нашего незрелого ума стала доходить Сущностная  причина этого особого Явления!

Через три с половиной  года, в 1964 году, я был призван в Армию на срочную службу и попал в РВСН (Ракетные Войска Стратегического Назначения).
Там мы воочию и увидели ЭТО самое "изделие", которое шло под № 64 (год "издания"). Так называлась условно ракета-носитель, которая выводила спутники и Гагарина в Космос. Я стал реальным участником  ковавшегося ядерного "Ракетного Щита"  в Вооруженных Силах нашей страны! Видел и атомную боеголовку!

В 1965 году я уже побывал на полигоне, откуда  была запущена НАМИ эта самая  "шестьдесят-четверка" со спутником серии "Космос", за что получил поощрение - краткосрочный  10-дневный отпуск на родину, то есть домой! 
Чем и горжусь в настоящее время.

Выходит, я  не просто пассивный  слушатель о Космосе, но участник реальных  событий, связанных с космической техникой.
Да, я обслуживал эту технику. Был старшим электриком ЭСО (Электро-Силового Оборудования)  "боевого расчета" ракетного Комплекса.
Да, я лично видел с близкого расстояния  (около 50 метров!) старт ракеты  и был (по детски-наивной глупости!) так смертельно близко от опасности.

Ведь не все Запуски ракет проходили успешно.
Так погиб генерал Неделин вместе со своей свитой, наблюдавший открыто с близкого расстояния один  из пусков ракеты. Она взорвалась прямо на выходе из шахты. Море огня поглотило тогда всех!
А нам, молодым, это было тогда не впрок!
Сейчас вспоминаю, и даже мурашки по коже бегут...
 Молодо - зелено!


© Copyright: Николай Катаржнов, 2014
Свидетельство о публикации №214041300540


Рецензии
 
Я тоже помню этот загадочно-радостный день. Все ликовали!
Как долго мы живём)))
Начальные классы школы - учу уроки при керосиновой лампе.
Вечером с упоением слушаю спектакли по радиоприёмнику, представляя героев сильными, умными и, конечно, красивыми.
Основные игры: зимой самодельные лыжи и санки, летом лапта и купание на речке.
Ни тебе телефонов, ни телевизора, ни интернета.
Однако, чистый воздух, чистые продукты и отношения между людьми ясные и понятные.
Раиса Пузыревская   20.04.2014 10:20   

 
СПАСИБО, Раиса за Отклик и Воспоминание...
-
1. "Начальные классы школы - учу уроки при керосиновой лампе".
Именно так! Я даже помню запах дыма от керосиновой лампы...
И хорошо помню тот день, когда электрики лазили по столбам, натягивали провода, и когда у нас в доме зажглась электрическая лампочка.
Моя мама воскликнула: "хоть иголки считай!"
Свет казался таким ярким! Против керосиновой лампы...
-
2. "Как долго мы живём!"
Да уж, как говАривал Папанов...
Действительно, мы захватили добрую (послевоенную!) половину 20 века и начало 21 века!
Новое ПЕРЕУСТРОЙСТВО жизни, мне думается, СКОРО наступит!
То, что происходит Сегодня в мире, это только "цветочки", а "ягодки" ЕЩЁ - впереди!
"То ли ещё будет! - Ой, ё, ёй!" - как пела Алла Пугачева.
...................
С уважением, -
Николай Катаржнов   21.04.2014 06:02   


Рецензии
Вера, интересная публикация получилась накануне Дня Космонавтики - у меня такое ощущение, как будто я слышу голос Николая Михайловича, как будто ОН с нами разговаривает.
"Как долго мы живём"... А я вот почему-то не чувствую своего возраста,даже не знаю - хорошо это или плохо? Помню всеобщее ликование и гордость за свою страну, когда летал Гагарин, но помню и запуск первого спутника, тогда я была ещё ребенком (об этом у меня в миниатюре "Грёзы о необычайном").
Печально, что с возрастом мы теряем не только оптимизм, но и дорогих нашему сердцу людей - их становится всё меньше. Спасибо Вам за память о КНМ.
С признательностью и поддержкой,
Н.Н.

Ната Алексеева   11.04.2017 23:52     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Наталья!
Спасибо за добрые слова поддержки. Эта поддержка, думаю, нужна и творчеству нашего друга Николая Михайловича Катаржнова. Его произведения должны остаться для читателей, как "информация к размышлению".
Возраст (биологический) можно знать умом, но сердце - средоточие мудрости: как оно подсказывает, так и есть.
С признательностью,


Вера Третьякова   12.04.2017 05:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.