Прогулки по улицам... из повести о Мусоргском

Старинный обычай - парни вечером по городу шатались "для прогулки". Увидя "играющих песни девиц",
они подходили к ним "для препровождения с ними времени", побыв недолго "при разных разговорах",
продолжали прогулку, присоседивались к другой компании девушек. До самого света стояли на воротах
с молодицами, имели шуточные разговоры. Случалось, уходили за город, в "рощи"... случалось, и
брюхатели. И старики, старухи ворчали: ноне бабы на передок слабы...

"В вечернее и ночное время по улицам почти ежедневно происходил крик и вопль от поющих
праздношатающимися песен" - доносили стражи порядка еще в конце 18 века... В хождении своем
в ночное время посещали кабаки и затем. расхаживая по улицам, не только во все горло орали песни.
но затевали и драки. С иных брали подписки, чтоб им "отныне ни под каким видом в праздношатании
в ночное время не находиться". В слободы кожевенных заводов городские побаивались заходить -
риск кровавой драки и грабежа.

Купецкие дети уговорили Модеста на прогулку. Задержались на мосту. Вечером на нем многолюдно.
любили прогуливаться здесь и причастные к высшему обществу. У моста озеро закруглялось. из него
вытекала река. На водной глади островки, лодки. челны, редкие треуголки парусов. Стемнеет - огни
костров на островках, факелы на лодках рыбаков... Остров с церквями и высоким белым зданием
тюрьмы. За болотом и поворотом реки - монастырь.

На мосту к купецким детям и Модесту примкнули двое дворянских сыновей. С прибаутками. ободряя
друг друга на подвиги. свернули в переулок к Спасо-Преображенской церкви. С девками можно
побалясничать. за титечки потрогать. по спинке погладить... "ой, охальники" - вздрагивают голосом, но
не отодвигаются... Ближе к окраинам девки смелее, игривее, голосистее. Сгущаются сумерки, побыли
в кабаке, горлышко промыли. парни орут песенки, выкрикивают похабные прибаутки.

Запевает голосистая. подруги подпевают. повторяют строчки:
               Дружку выговорю. в глаза выговорю:
               Ты послушай-ка, негодяй, я за что тебя люблю,
               За что жаловать хочу? Я за то тебя люблю.
               Что на ноженьку легок. на босу ногу сапог.
                Во полночь гулять готов!

Парни вдоль по улице идут, орут:
                Проводил старик старуху до сырого дубу;
                Говорил старик старухе. что любить не буду,
                Что ж это за любовь, коли нет зубов?

И призывное:
                Мне твое лицо прекрасней, как солнышко в мороз.
                И с тобой поцеловаться. как понюхать пучок роз.

У ворот девки с парнями. Голос задумчивый и озорной:
                Ходила Катенька по новыим сеням.
                Шила. вышивала тонки, белы рукава.
                Вышивавши рукавик, ко батюшке пошла.
                Батюшка родной. ты подумай надо мной:
                Замуж итить. аль в девушках быть?
                Замуж идти мне не хочется. а в девушках быть
                Худу славушку нажить.
                Сватался. посватался из деревни скоморох.
                Обьявил именьица скрыпку да гудок.
                Думаю. подумаю: быть делу так.
                Сыта ль буду. голодна. а всегда буду весела.

Предлагают прогуляться к изобке Клиша, который ставит "камедь". Клиш - прозвоще Василия
Кирилловича Михайлова. мужика лет тридцати, с русой бородой и плутоватыми глазами. Двор
его огорожен. У калитки под фонарем сидит Клишиха, по копеечке собирает за вход, продает
пряники. Парни и девки щелкают орешки. тискаются, визг и смех. Помощник пиликанием скрипки
зазывает зрителей. Парни с цыгарками, вокруг пахнет табаком.

Девица воскричала:
                Полюбил меня молодчик. с низу низовый купец.
                Разудалый молодец,
                Во старухе. во старой постоялец молодой,
                Черт бессовестный такой:
                На него бабушка бранится, а он бабки не боится,
                Со мной спать при ней ложится!
Искушение. Девки с пылу. с жару, блестят глаза, крепкие, здоровые. полногрудые. Им удовольствие
поиграть, потискаться, а молодцам хочется большего. В надежде иной пошептал в ушко, глянь, парочка
и отделилась. удалилась. В толчее невольно соприкасаешься, чувствуешь жар и выпуклости женского
тела. Сдерживается Модест, покуривая тонкую длинную папиросу. Улыбается, покачивая головой -
славный народный обычай.

Во дворе скамейки для зрителей. Сцена на крыльце. Столик с прорезями для движения кукол, веревочки.
проволочки. Иногда Клиш надевал куклу на руку... Куклы скачут, дергаются руками, головой, трясут
ногами. Кириллыч балясничает, поет. Скрипка скрипит за сценой. в коридоре. Зрители вставляют реплики.

- Начинается камедь. чтоб народу не шуметь: русский народ будем сверху пороть!
Царь - корона на голове из картона. обкленная золотой бумагой от чайных коробок, на руках белые
перчатки, через плечо бумажная орденская лента.
- Воины мои. воины, солдаты вооруженные. предстаньте перед своим победителем!
У задней стеночки являются Солдаты:
- О царь наш. царь!  почто воинов призываешь, каким делом повелеваешь?
- Сходите. убейте до четырнадцати тысяч младенцев.
- Полякам кол в задницу воткните! - из зрителей...

Является баба. Солдат ей говорит:
- Что за баба, что за пьяна? Пришла пред царем, расплакалась. Взять ее и заколоть. О, прободи
твою утробу!
- Я не пьяна-баба, я - смерть твоя, солдат.
Вдруг выпрыгнул черт:
- Возьмем ваши души и потащим в тот рай, где горшки обжигают, туда и вас черти тягают.

Столь же неожиданно возникают Мужик и Баба. Она поет:
- Ты поляк, ты поляк, а я католичка...
- Поляку кол в задницу!
- Заткнись ты с поляками!
- Как заткнись? Они всю Росею будорожат.
- Баба, цапни поляка за яичко!
- Купи вина, люби меня, а я невеличка!
- Здравствуй. милая, хорошая моя! Чернобровая, похожа на меня. Вот жги, говори, рукавички барановые,
не помаранные!

У бородатого лысого мужика на коленях куколка. Голос из-за сцены:
- Ах, почтеннейшие господа, как это не стыдно, как это не обидно, старый хрыч с бородой сидит на
коленях с молодой?!
- Ах, ты, франт, у тебя сапоги в рант. жилетка пике. а нос в табаке; сапог скрипит. а в кармане трясца
кипит! А я хоть старик седой, да денег у меня мешок большой.

Появляется самая толстая кукла. кто-то из зрителей крикнул:
- Наш Иван Федорыч, купец!
- Не купец, а дохтур,- говорит лысый старик,- фу ты. черт!
- Не черт, я есть врачель Больфидар. а лечебный мой дар известен Торопцу: куда вступлю во двор,
где немочных собор, всем подам отраду. Болит спина? Надо поставить три штофа вина да в глотку
влить - и будешь долго жить! Ноги? Отрубить их на пороге. костыли приставить, да тебя, старого черта,
плясать заставить! У кого порча иль чума. иль кто сойдет с ума - всем даю здравие, уды...

- От всех болезней женских в рот еловую шишку,- от зрителей.
- Знать. ты можешь мне баб переварить?
- Это дело мое, купец. Пусть приказчик баб зовет.
- Приказчик!
- Даешь грош в ящик?
- Зови ко мне старух.
Бабы идут, плачут, кланяются.
- Здорово. бабушки, здорово! У какие старые! Вот, бабушки, воля теперь вышла, а прежде вас в
молодых переварю.

- Милые мои детушки,- воют старухи,- и-о-х, и-о-х, и-о-х! Срам людской, позор позорский... и-о-х!
Врачель кладет баб в котлы.
- Хо-хо-хо!- воскликнул купец.- Огни горят, котлы кипят, бабьи души варят. Много ль в сутки переваришь?
- Одну дюжину.
- Сколько молодух выйдет?
- Полторы! Эх, незадача. варил, варил, да мало секрету положил: выварил одну Бабу-Ягу. Принимай!
- Фу, ты, за твою работу копейки не дам.

Пиликает скрипка, молодуха появляется:
                Как муж-то мой. скасоурясь. глядит.
                Не косися, не бесися,
                Не боюсь я тебя, не ударишь меня.
                Муж руку взвел. меня по уху оплел.
                Я обои взвела. мужу рожу разбила.
                С этого побою я не ужинала.
                Назавтра ранешенько позавтракала.
                Семь сот поросят, девяносто утенят.
                Лютая свекровь позавидовала:
                Чтоб тебя, невестушка, разорвало.
                Разорви в того требух. кто не любит молодух!
                Вырви в того глаз, кто не любит девок, нас!
                И рассыпься в того кости, кто не ходит в гости!

От Клиша расходятся, но многие не по домам. а в поисках новой компании у ворот. с девками,
шутейно побеседовать, побаловаться, руки распуская. А с соседней улицы через огороды голоса
доносятся пьяной ссоры, может, и драки.

                На горе стоит дуб зеленый, а у нас поп молодой.
                А попа попадья молодая, у попадьи шуба зеленая,
                А чем она ее зеленила? Сама себя огалила,
                Тем ее и зеленила.
                Поп в кубовничке пиво варил.
                А в корыте разводил, да в ведро сливал;
                У попа пиво хорошо по три денежки ведро.
                Попадья пиво пила и попа пропила.
                И дьячиха пиво пила, дьячка пропила.
                А старухи пили - стариков пропили.
                А девки пили - венки пропили.
                А молодцы пили - кушаки пропили.


Рецензии