Благое намерение

               

      
               

             Лето буквально распоясалось. Да, соскучились по солнцу и теплу, но нельзя же так,-  сразу жарища, палит с утра до вечера, вторую неделю чистое небо и ни ветерка, ни облачка. Трава желтеет, листва на деревьях поникла и запылилась.
      Не хотелось шевелиться,  не то что работать. А работа была особенная , типа самообслуживания. В самый перестроечный период, о котором наши потомки будут писать научные трактаты, а  аналитики зарабатывать бешеные деньги  в бесконечных дебатах и ораторских дуэлях.  Не исключено рождение гения, который создаст на этой базе, то есть на наших бренных костях, изумительной красоты новую политико-экономическую теорию, а там и саму систему и начнёт её повсеместно внедрять на счастье новой генерации.  Нам до этих времён не дотянуть, нам бы сейчас выжить и надо работать. В жару.
         На стареньком Москвиче заехать на книжный склад акционерки с названием "ЕВРА", - теперь понятно, у основателя был дар предвидения,- выбрать по своему вкусу литературу для продажи и выехать на точку. Точка  - какое-нибудь предприятие, с которым нами же достигнута договорённость о месте и времени торговли.
           В этот раз — большой судоремонтный завод. В прошлый, незабываемый, мы торговали на мясокомбинате, а потом неделю не могли уснуть- перед глазами стояли здоровенные, в забрызганных фартуках мясники и еще грузовик при въезде на комбинат, с кузовом, набитым поросятами, живыми , уши которых колыхались над бортом, просвечивали нежно-розовым в лучах безжалостного солнца и казались лепестками сказочных розовых лотосов, что цветут всего два-три дня.
       Были каникулы и Славка помогал мне с торговлей по "точкам" с удовольствием — чувствовал себя кормильцем нашей неполной семьи, выпендривался перед друзьями -одноклассниками, таскал тяжеленные коробки, набитые книгами и получал незабываемые впечатления.

             Если бы не Славка, Москвич стоял бы , лишённый хода, в гараже —  у меня были только права и навыки , о которых теперь можно вспоминать со смехом. Например, открываю капот и ищу аккумулятор. В руководстве указано, что у него шесть банок, закрытых крышечками, их надо открутить, проверить уровень электролита, замерить уровень заряда. Долить или дозарядить, если заряд слабый.  Смотрю — нет у авто аккумулятора. Спрашиваю у дяди Васи — он , усмехаясь и зажёвывая с видом превосходства папироску , показывает большую чёрную эбонитовую крышку, под которой притащились те самые банки под крышечками. А Славка , которому  восемь от роду, не зря крутился с дедом у машины. Показывал мне съёмник для подшипников, который я чуть не выбросила , регулировал карбюратор, а позже, стоя на цыпочках на табуретке, крутил рукоятку лебедки, чтобы вытащить двигатель, который до того сам, сидя в яме и требуя подать ключи, отсоединил. Ключи - как таблица умножения : десять на двенадцать, восемь на тринадцать и далее в том же духе. Под чутким руководством дяди Васи, мы  освоили автомеханику и стали вторыми, после корифея Василия Яковлевича, асами в наших гаражных боксах. Подшипники, сальники, манжеты, свечи, сайлент-блоки, ремонтные кольца, шатуны, масла - песня ! Это сейчас чуть что, - автосервис и аккумуляторы годами служат без эбонитовых крышек, а тогда — всё сами, своими ручками и  своими серыми мозговыми извилинками - у кого на что хватало . Ну и чисто физических сил прибавили, что в деле авторемонта, не последнее. Есои применять простейшие приёмы, заповеданные нам древними, то всё преодолимо, но они не всем ведомы.
        Такому спецу, как Славка, на лесных дорожках в безлюдных местах я давала водить машину, он преуспел, мог и меня поучить как объезжать, не боясь , обрывистые обочины и преодолевать песчаные дюны и глубокие лужи, - очень этим гордился и любил езду, но в городе  этим не баловались. Перестройка много нового привнесла не только м мЫшление.
        Приехали на "точку", судостроительную, кружили в поисках где припарковаться, - еле отыскали куда пристроиться. Работа на заводе кипит с раннего утра, а нам в обеденный перерыв выделили время торговать в красном уголке. И реклама о нашей книжной торговле на столбе - даже разволновались.
        Книги в этот раз были уложены в картонные коробки из-под американских сосисок — размер по высоте точно под корешок стандартного издания. Коробка восемьдесят на шестьдесят, с книгами - как свинцовая. Пыхтя и закипая  от палящего солнца  и неимоверной тяжести в спешке перетащили, успели.
       Разложились на красно-уголковских столах, оценили контингент - грамотный, начитанный народ, приятно пообщаться. Книги выбирают сами, без подсказок, правильные, для ума и сердца. И ни одной книжки не украли, что редкость. Это вдохновляет всегда и укрепляет веру в человечество.
       Закончили мы и всё в обратном порядке — свинцовые коробки с остатками загружать в машину. Подходим, а машину на парковке зажали так, что не протиснуться к водительской дверце, а справа так совсем впритык к нашей авто стоит. Вполне стандартная фигура моя, ещё не испорченная счастливой жизнью, никаким манером не протиснутся в авто . Решили все книги в багажник загружать, а потом, если кто-нибудь свою машину отгонит — распределим груз в салоне, на заднее сиденье с соблюдением центровки и равномерности загрузки. Принесли все коробки, багажник уже битком, а соседние авто так и стоят. Взгромоздили коробки на крышку багажника и даже на крышу Москвичка. Крепкий был металл, броня, не то что на иномарках сейчас. Ждем.
 
     Ждём. Жара, пить хочется, устали от беготни и погрузки, аж в глазах темнеет. А солнце жжет нещадно, поджаривает заживо, скрыться некуда, - парковка огромная и асфальт плавится и пышет.   Славка, я и ахнуть не успела, не выдержал, выхватил из расслабленной моей руки ключи,  ужиком пролез к водительской дверце, ввернулся внутрь, с водительского места по- мужски скомандовал мне: отойди. Запустил движок и как бывалый водила дал задний ход , решительно , резко, на хорошей скорости.
       И картина не для слабонервных: визг тормозов, серое облако пыли из-под колёс, цветастым веером вылетают книги из сосисочных коробок, и - х-р-р-р-ясь, - с жутким сухим треском , плашмя, аккуратно вдоль пешеходной широкой дорожки величественно  падает, как в замедленной съёмке, древний деревянный толстый электрический столб с рекламой о нашей торговле. Не соединённый ни с какими проводами,  высоченный, метров восемь-десять, немой свидетель строительства завода, он  высох под палящим солнцем и , как мачта старого парусника, - завод-то судоремонтный,  - рухнул на глазах первой смены, которая в это время направлялась к проходной многолюдной, широкой рекой, как на  демонстрации.

       Только в последние мгновения жизни, наверное, сознание способно ярко и мгновенно представить в воображении все вероятные последствия этого Славкиного благого намерения.  Столб, кажется, сознательно   лег точнёхонько вдоль бордюра и никого не задел. Славка сидел в авто с совершенно окаменелом состоянии с остекленевшими выпученными глазами и его,  горящая от жары и ужаса содеянного физиономия,  медленно белела, будто кто-то невидимый снимал грим с актёра после окончания спектакля. Спектакля одного актёра.
       Я замерла, как известная самарская окаменелая девушка и разгадала, как такое с ней  произошло. Только у девушка держала в руках икону,  а я - большой неформатный альбом с репродукциями. Удивительное — наши люди. В толпе никто не дрогнул, не вскрикнул. "Публика" спокойно следовала на выход к воротам завода. Никаких восторгов и возгласов - браво или аплодисментов, вызовов на повтор и прочее. Только один пожилой рабочий подбежал к нам,  молча собрал разлетевшиеся на асфальт книги, взял меня под локоток и шепнув - спокойно мамаша, сразу разблокировал. Снял окаменелость.
      Потом  пошёл к Славке — отомри, говорит, "шумахер",  всё нормально. Славка вышел, путаясь в собственных ногах и возвращая стёртый румянец на физиономию, поддавая  жару пылающим ушам , пытался объяснять про благое намерение.
      А дядька-разблокировщик , сразу видно , человек с опытом, совершенно спокойно рассуждал о том, что Шумахер вообще с пяти лет гонять начал, так что Славка уже отстал, намекал о предосторожностях езды  задним ходом и о том,  как он сам чуть не приплющил  своего друга к стене гаража и что этот дурацкий столб точно убил бы кого-нибудь рано или поздно, если бы  Славка его так ловко не демонтировал  снайперским , классическим тараном.
     Удивительно, но на заднем бампере "Москвича" никакого следа от соприкосновения со столбом не осталось.  Может быть старый столб просто разморило на солнце  и он рухнул испугавшись, от неожиданности?
 Очевидное-невероятное.

            День удался — выручка от продажи хорошая, ни одну книгу у нас судоремонтники  не умыкнули, столб старый с территории демонтировали и с хорошим человеком познакомились.
            Недаром говорят, что благие намерения внушаются нам свыше и поэтому результаты их всегда хорошие. Я теперь в это не просто верю, - знаю.


Рецензии
Добрый день, Ирина! Да, получилась довольно-таки тонкая "ювелирная" работа. никто не пострадал и столб принял надлежащее положение. И вообще всё сложилось замечательно. Действительно, такое впечатление, что им "сверху" помогли.
С уважением,

Людмила Каштанова   26.10.2022 12:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.