42-3. Школа даосов о ценности жизни

42-3.

О НЕНАСЫТНОСТИ, ЦЕННОСТИ И МУДРОСТИ ЖИЗНИ

Я попросил у философов разъяснения, пытаясь понять 57- ю главу основного даосского трактата «Дао-дэ дзина», где говорилось:

««Прямотой управляется страна,
Странностью используется войско,
Отсутствием дел удерживается мир,
Как это? Через это.
В мире много запретов – и народ беден.
У народа много острых орудий - в стране растёт мрак.
У человека много способностей – странные предметы множатся.
Законы, приказы множатся – воры, разбойники много имеют.
Поэтому Совершенномудрый человек говорит:
«Я в Недеянии и народ сам исправляется;
Я люблю покой, и народ сам выпрямляется;
Я вне дел, и народ сам обогащается;
Я вне желаний, и народ сам опрощается»».

Кое-что они мне уже разъяснили, но мне всё равно было ещё многое не понятно, и тогда суждению об  управлении страной и об опоре на подданных Лецзы Ян Чжу добавил своё суждение:


НЕНАСЫТНОСТЬ

Ян Чжу сказал однажды царедворцу мимоходом:
- «Чего ещё во внешнем человеку домогаться,
Который высоко и так стоит над всем народом,
У кого дом полон, и добру некуда деваться?

Кто домогается во внешнем, всем тем обладая,
Характер ненасытный он, к несчастью всех, имеет,
Которого, как моль вещи, деньги внутри съедают,
Не замечает, что смертельной хворью он болеет.

Чтоб верным царю быть, ему верности не хватает.
Так как выгода в его сердце в скрытности таится,
Часто опасности он своё тело подвергает,
От ненастности не способен нигде укрыться.

И если в службе кто царю не сохраняет верность,
Как подданный со временем встаёт на путь измены.
В нём если справедливость не имеет соразмерность,
То будут всегда жаждать все низы его замены.

Покой - тогда лишь для государя и для всех граждан,
Когда есть справедливость и достаток в доме каждом.
Другие ценности имели древние в их бытность,
Считая, что причиной бед всех в мире – ненасытность».


- И всё же, как я понимаю, - сказал я, - первый тезис Дао выражен словами: «Прямотой управляется страна». Но это относится не только к стране, но и к человеку. Только при отсутствии противоречий и прямоте воли человек в состоянии справиться с собой. А это:

1) Подавление нежелательных стремлений – залог достижения прямоты, однако внешние и внутренне ограничения личности приводят к истощению сил и обеднению внутреннего мира, борющегося с самим собой человека. Поэтому и говорится: «В мире много запретов – народ беден»

2) Нельзя насиловать личность системами запретов, осуществляемого самим человеком или другими.

3) Необходимо дать возможность всем заложенным в человеке потенциям духовного роста развиваться и по их собственным законам, согласно с Дао. Совершенный человек говорит: «Я в Недеянии, и народ сам изменяется».

Второй тезис в Дао говорит о Покое. «Странностью используется войско». «Лици» - это острые орудия, и крайние проявления способности человека такие как: гипертрофированные физические качества, обострённый интеллект, особые возможности психики индивидуума. Увлечение развитием в себе подобных способностей ведёт к нарушению гармонии и ввергает человека в смутное состояние «хунь». Мудрецы говорят: «Применение крайних средств в поисках истины лишь затемняют её». В «Дао-дэ цзине сказано: «У народа много острых орудий – и в стране растёт мрак». Поэтому мудрецы утверждают: «Крайности – состояние смуты, спокойствие – совершенство человека». «Я люблю покой и народ сам выпрямляется».

Третий тезис этой главы говорит: «Отсутствие дел удерживает мир». А это значит, что человек может воспринять и почувствовать всё происходящее вокруг и внутри его, когда его сознание не будет отвлечено привязанностью к делам. Если остановить погоню за делами и их плодами, то личность будет естественным образом обогащать свой мир за счёт способности восприятия. Как это говорится: «Я вне дел, и народ сам обогащается». «Законы, приказы множатся – воры разбойники многое имеют». (Это происходит процесс самоограбления личности – пример увлечение законами). «Я вне желания, народ сам опрощается». (Лици – это запреты как острые орудия, способности, законы). Только соблюдая эти принципы человек может достичь долголетия и бессмертия.

Ян Чжу выслушав мои выводы, улыбнулся и высказал свои суждения сообразно своей мудрости жизни:


МУДРОСТЬ ЖИЗНИ

Мэнсунь спросил Ян Чжу, чтоб жизни вечной суть постигнуть:
«Ценя жизнь, храня тело, можно ль бессмертья достигнуть»?
Ян Чжу сказал, подумав: «Бессмертия нет в природе».
- «А долголетье, что всегда так ценится в народе»? -
Спросил тот. Ян Чжу только в ответ головой качает,
Мэнсунь понять не может, тот спокойно объясняет:
- «Нет долгой жизни. Если ценить даже её будешь,
Храня здоровье, к концу жизни всё равно прибудешь.
Да и к чему жизнь долгая нам? Зачем её беречь?
С опасностью и смертью избежать можно разве встреч?
Наслажденья и отвращенья всё те же, что и встарь,
Жить стоит ли, лишившись сил всех, как высохший сухарь?
Ведь горе, радости в делах всё те же, что и ныне,
Но восприятья новизны былой уж нет в помине.
И смена беспорядка и порядка в управленье,
Как ныне, так и встарь, идёт чредой без измененья,
Все это видели и слышали, все это знают,
Всё это возникает вновь, и снова исчезает.
Всего так много, что за столетье надоедает.
А при бессмертье тяжёлой такая жизнь бывает».
- «В таком случае смерть ранняя лучше жизни длинной?
Не лучше ли покончить самому с жизнью рутинной»? -
Спросил Мэнсунь, расстроившись, Ян Чжу ему ответил:
- «Поскольку ты живёшь, и рок твой жизни путь отметил,
Живи легко и беззаботно, смерти ожидая,
А после смерти жизнь твоя продолжится иная.
До часа смерти рокового исполняй желанья,
Наступит смерть, себя отдай свободе угасанья.
Легко всё в жизни принимай, и проявляй терпенье,
К чему спешить иль медлить, коль жизнь – краткое мгновенье»?


Выслушав его сужденье, я спросил:

- Тогда в чём же ценность жизни?

И Ян Чжу мне ответил:


ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ

Спросил Ян Чжу мудрец, когда его он поле встретил:
- «Я очень удивлён, вас видя за таким занятьем,
Мудрец ведь должен читать книги, по моим понятьям.
Что ценность в вашей жизни составляет»? Тот ответил:
- «Не знают люди отдыха по четырём причинам:
В тоске по долголетию, богатству, славе, чинам.
Богов, людей, духов, наказанья властей страшатся,
Жизнь потерять свою от их вмешательства боятся.
Их знают, как «от природы человеческой бегущих»,
Они находятся под властью законов вездесущих,
Извне зависит их судьба – убьют, в живых оставят,
Их подвиги редко когда в народе долго славят.
Не хочет быть кто знатным, тот славы сторонится,
Кто сам во власть не лезет, тот равнодушен к чину,
Не алчет кто богатства, к деньгам тот не стремится,
Чтоб жизнь подвергнуть риску, он не найдёт причину.
Всем соответствует он человеческой природе,
Нет безобиднее его во всём честном народе.
Нет у него соперников, как и к наживе страсти,
Судьба его находится всецело в его власти.
Но самым сладостным трудом живёт наше крестьянство,
Здоровье, силы в нём все - от движенья постоянства.
Встаёт он рано по утрам, чтоб целый день трудиться,
Уставши, только ночью домой жаждет возвратиться.
Труд укрепляет тело, а дух душу закаляет,
Простую пищу вкусною он искренне считает.
Поэтому стараюсь я, как весь народ, трудиться,
Чтоб сладость отдыха познать, мне надо утомиться.
И мудрость нашей жизни всей труд только составляет,
Он от болезней и беды всегда жизнь сохраняет.
Но трудно тем, кто навсегда утратил связь с природой,
Кто в ненасытности своей живёт одной заботой,
Последним в жизни может стать мгновение любое,
По той причине ему в жизни не обрести покоя».
Мудрец, услышав речь Ян Чжу, не очень удивился,
Он понимающе кивнул, и молча удалился,
Подумав: «Ценность жизни всей от вектора зависит -
В трудах сам - а мысль стремится в заоблачные выси».


(Продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии