Квентин Массейс. Меняла с женой

        Меняла с женой - Квентин Массейс. Около 1510-1515. Дерево, масло. 71x68,Лувр. Париж.

           Квентин Массейс-нидерландский художник, один из крупнейших представителей Антверпенской школы живописи Квентин Массейс родился в 1466 году. Его живопись знаменует в нидерландском искусстве переход от поздней готики к Возрождению. Стиль Массейса сформировался в русле нидерландской традиции; позднее он испытал влияние таких художников, как Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер. Его заказчиками были нидерландские гильдии и религиозные братства, датский король и гуманист Эразм Роттердамский, португальские монастыри. Учился живописи  Квентин Массейс у Альберта Боутса.

        Меняла с женой- известнейшая картина многократно копировалась и повторялась на протяжении всего XVI века. Открыто демонстрируя возврат к традициям нидерландской живописи, Массейс воспроизводит композицию и аналитическую точность живописи «Святого Элигия в ювелирной мастерской» Петруса Кристуса. Однако в сравнении с прототипом XV века Массейс отходит от религиозной композиции и создает волнующий жизненный образ.

               "Меняла с женой" (1514)-самая ранняя жанровая работа мастера.  На оригинальной раме картины надпись: "Пусть весы будут верными, а вес точным". Центральную часть композиции занимают фигуры менялы и его жены; муж показан погруженным в работу, а жена словно только что оторвалась от своего богато украшенного часослова.

      Этим сосредоточенным на своих занятиях людям Квентин Массейс противопоставляет изображенных на заднем плане праздно болтающих людей; идеал человеческой деятельности, каким он виделся художнику, видимо, представлен в отражении в зеркале, расположенном в центре на переднем плане: это человек, погруженный в чтение Библии, на фоне церковной колокольни.
         
            В ней важна каждая деталь, неспроста изображенная художником. Глава семьи, меняла, занят своим обычным делом: он сосредоточенно следит за равновесием чашечек весов, от которого напрямую зависит его собственное благосостояние. Его молодая жена, переворачивая страницу молитвослова, отвлеклась от душеспасительного чтения и на мгновение обратила взгляд на чашечки весов, приковавшие к себе внимание мужа.
          В ее глазах читается сожаление о несоответствии реального мира христианским ценностям, представление о которых она берет из книг и церковных служб.

       Забота об увеличении дохода менялы противопоставлена стремлению к духовной созерцательности его жены. А в небольшом круглом зеркале, лежащем на столе и повернутом к зрителю, отражается умиротворенная сцена: сидящий у окна человек погружен в чтение, а в окне виднеется церковный шпиль. Эта «картина в картине» иллюстрирует идеальный образ жизни, к которому искренне стремится молодая жена менялы, но ее отрывают постоянные насущные заботы.


Рецензии