Рассказ 6. За Полярным кругом

Когда едешь в вагоне пассажирского поезда, слышен ритмичный перестук колес, который сливается с ритмом вашего сердца. За окном красивейший северный пейзаж. И поневоле, вспоминаешь тех, кто первым проложил железную дорогу на этой суровой земле. Железная дорога за Полярным кругом!

Железная дорога на Печенгу стала необходима в связи с открытием и промышленным освоением Ждановского месторождения медно-никелевых руд. Соединение Печенгского района с магистралью Мурманской железной дороги вызывалось, прежде всего, производственной необходимостью в доставке руды, которую раньше перевозили морем с многократными перевалками. Трасса пересекла 69-ю параллель - предстояло построить самую северную в мире железную дорогу.

Трасса этой железной дороги пролегла по полям сражений Великой Отечественной войны, и геодезистам пришлось работать в сопровождении солдат, вооруженных миноискателями. Саперы нашли сотни заржавевших, но еще не обезвреженных мин. Но долго еще будет оставаться на этой земле ржавеющее под открытым северным небом оружие, пулеметные ленты и даже будут попадаться останки танков и самолетов.

В апреле 1951 года Совет Министров СССР принял постановление о строительстве Печенгской железной дороги и ее участка Кола – Печенга – Никель длиной 150 километров.  И работа по строительству началась. В 1956 году в эти места был направлен батальон железнодорожных войск под командованием подполковника Писаренко Павла Ивановича.  Предстояла работа, полная лишений и трудностей в условиях севера.

Кроме непосредственной работы по строительству ему пришлось решать и  обычные задачи воинской службы, а также множество других насущных проблем – хозяйственных. Были построены щитовые дома и казармы для солдат, столовая, пекарня. Детей надо было учить. Старших возили на машине в Печенгу, а для младших школьников придумали начальную школу в городке. Выделили комнату, привезли парты, из офицерских жен нашли учительницу, назначили директора – отслужившего моряка. Работа его в основном была по хозяйству, а чтобы можно было ему платить нормальную зарплату, он стал вести уроки рисования и физкультуры. Правда, кроме кораблей он рисовать ничего не умел,  вот в этом детишки и совершенствовались.  Ну а  физкультура для военного – мать родная.  Учебный процесс выглядел следующим образом – первый ряд парт – первый класс, второй ряд – второй и так далее. В поселке детей принимали в пионеры под знаменем батальона и под его духовой оркестр. До сих пор в семье сохранилась книга «Михаил Водопьянов», которой командование воинской части награждает за успехи в учебе Валерия Писаренко.  Стоит печать батальона и подпись подполковника Писаренко П.И.

Источников информации там, кроме радиоприемника, не было, но когда Павел Иванович еще собирался на Север,  приобрел хорошую радиолу и с десяток ящиков пластинок. Вот их и слушали детишки, пели и выучили тексты военных песен наизусть. Совсем, как  Фрося Бурлакова в исполнении Екатерины Савиновой из известного кинофильма «Приходите завтра».

Солдаты и офицеры очень хорошо относились к своему требовательному, но справедливому командиру. Другого населения в городке не было, так что и командование, и офицерские семьи, и солдаты-срочники – все жили одной общей жизнью. У детворы в этом большом общежитии тоже были общие и проблемы, и развлечения. Солдаты тепло относились к детям, которые, видимо, напоминали им о родном доме. Придут детишки в пекарню, а бойцы хлеб пекут – так они детям по горбушке дадут да еще из овощехранилища по соленому огурцу достанут.

Однажды был с Валерой такой случай:  упал он в ручей с температурой 5-6 градусов, его  и понесло – солдаты  вытащили, отогрели, домой доставили. На стройке баловались с ребятами - напоролся на гвоздь, который вылез с верхней стороны ступни - солдат тащил его до санчасти километр на себе. Вот такие были отношения!

Но не все бывало гладко.  У Павла Ивановича была  тяжелая история.  Как-то солдаты решили покуролесить, залезли на мотоцикл всемером, перевернулись и тот,  кто в люльке сидел  - погиб. В таких историях родители командиров всю жизнь проклинают.  А родители этого погибшего солдата, когда  за сыном приехали, с Павлом Ивановичем общались и претензий не высказывали,  много лет потом с ним переписывались и поздравляли со  всеми праздниками.

Еще  одна неприятность была перед самым отъездом. Если раньше на строительстве железной дороги и поселка  работали только военные, то в 1958 году Хрущев сократил все войска, стоявшие на севере,  в том числе и батальон подполковника  Писаренко. Тогда  на смену военным в те места приехали по комсомольским путевкам  добровольцы из гражданской молодежи.  И начались пьянки, грабежи, бандиты...  Тогда  подполковник Писаренко, как человек прошедший войну, ввел военное положение и круглосуточное вооруженное патрулирование, и бесчинства прекратились.  Так  и жили вплоть до отъезда с  Кольского полуострова.

А дальше места службы: Сызрань, Куйбышев, Харьков, Саратов, Рязань, Хабаровск, Киев. В 1969 году полковник Писаренко был направлен на службу в Хабаровск. И опять попал на стройку века – БАМ. Как всегда – на переднем крае, не жалея сил, здоровья и самой жизни.

Уволился из рядов Вооруженных Сил Павел Иванович Писаренко в 1982 году, перед этим девять лет прослужив в Киеве заместителем начальника штаба корпуса. Но и потом, все равно, с армией не расстался  -  стал председателем Совета Ветеранов в той части, где служил. Служба длиною в 63 года!


Продолжение следует…


Рецензии