О Тарковском и живописи

На мой вкус квинтессенцией творческой идеи Тарковского является именно "Солярис".
Из чего складывается муза Кино? Театр (действие, экшен), Музыка (эмоциональное сопровождение) и Живопись (зрительный ряд, картинка). До кино эти три искусства жили более-менее по-отдельности или же объединялись по два -- как в музыкальном театре или в шарманке с картинками.
В идеале все три составляющие должны бы уживаться в кино гармонично. Но в реалиях, даже в хороших фильмах, режиссеры танцуют от какой-то одной из муз. Обычно от театра (действия), иногда от музыки, ну как скажем "Шербурские зонтики". И практически никто, разве что в нарочито сделанных документальных фильмах, не идет от живописи.
А Тарковский -- идет именно от  живописи. Его картины -- это именно картины. Поэтому действие и музыка в них вторичны, если можно так сказать.
И нигде, как в Солярисе, этого так хорошо и явно не чувствуется. С первого до последнего кадра.
Включая цитату из Брейгеля в библиотеке.
И цитату из "Возвращения блудного сына".
И потом. В "Солярисе" есть совершенно гениальное, одно из двух, известных мне, в мировой истории сочетаний музыки и кино. Т.е. настолько идеальное, что, казалось, под эти кадры музыка и писана. Я имею в виду финальную сцену под музыку Баха.
Второй такой случай -- это сцена вертолетной атаки у Копполы в "Апокалипсисе нау".
Но даже если ты вспомнишь "Сталкера" или "Андрея Рублева", да любой его фильм, то согласишься -- что это во многом ожившие картины. Поэтому его фильмы так похожи на сновидения.


Рецензии