Ярослав Евдокимов
Накануне выступления мы встретились с певцом в холодной комнатушке рядом со сценой, на дворе стоял промозглый октябрь, когда у нас по традиции еще не топят. Лицо Евдокимова было чуть не синим от холода. Шею плотно охватывал накрахмаленный белый воротничок в узкую темную полоску. Евдокимов очень боялся потерять голос и заметно волновался.
Приехавший заодно с ним Эдуард Зарицкий, композитор, а в юности заядлый кавээнщик, здорово разряжал обстановку. Евдокимов, стоя у окна, вполголоса напевал.
Когда он наконец разговорился, то рассказал о себе, о том, как работал трактористом на целине, грузчиком, а в певцы … попросился. Вот так пришел однажды в Белорусскую филармонию - и попросился в певцы. А уже работая в ансамбле Белорусского военного округа, окончил музыкальное училище.
Евдокимов говорил негромко, боясь сорвать голос, но тембр и легкий украинский акцент были узнаваемыми. Он говорил о том, что очень трудно найти свою песню, о напряжённых отношениях с композиторами (Зарицкий, мол, не из их числа), о консерватизме и скованности белорусской эстрады, боящейся новых ритмов, о том, что не ограничивает себя в жанрах:
- Лишь бы песня пелась!
Тогда на концерте он просто здорово исполнил шаляпинскую «Вдоль по Питерской»… Хитами же того сезона были евдокимовские «Замова» и «Зачараваная». Помните?
I ад рук няўмелых, нясмелых
Не схаваешся ты нiдзе.
Поўня белая яблыкам спелым
На далонi твае yпадзе…
Мой вопрос о том, какой будет эстрада лет через двадцать, Евдокимов и Зарицкий подняли на смех. Но пофантазировать согласились. Вот что они тогда, дополняя друг друга, сказали:
- Изменятся аранжировки, ритмы. Но суть песен, стихи должны будут остаться глубокими, волнующими. А мелодии - поющимися.
С мелодиями они угадали, а вот со стихами – никак.
- Не вытеснят ли ансамбли солистов?
- Нет. Уже сейчас начинается обратная тенденция. От ансамблевого пения - к сольному.
Да, трудно было тогда представить, что сольное пение с годами обрастёт не только бек-вокалом, но и балетной труппой, с которой охотно будут приплясывать и сами певцы.
Евдокимова долго не отпускали со сцены, неистово аплодировали, принесли много цветов. И тогда он сказал в микрофон:
- Не надо ни денег, ни славы, когда есть такой приём и такие слушатели.
…Помню, как распирали меня гордость и удивление, когда зимой 2001 года в Трускавце из динамиков в курортном парке, сменяя одна другую, лились песни Евдокимова. Надо же, как его здесь любят!.. Хотя чего удивляться? Это его родина, на ровенской земле Ярослав родился и провёл детство, потом жил с мамой в Норильске, там окончил музыкальную школу. Три года служил в Североморске. Вернувшись на Украину, женился и уехал с женой на ее родину, в Белоруссию.
С 1996 года артист живет в Москве и продолжает ездить по большой стране с сольными концертами. Своё первое почетное звание Заслуженного артиста БССР он получил благодаря тому, что на правительственном концерте сразил песней о погибших в боях товарищах былого партизана и лидера республики Петра Машерова, и тот распорядился наградить певца. А спустя семь лет, уже после «Зачараванай», «Письма из 45-го» (Я шлю тебе письмо из сорок пятого…) и «Майского вальса» (Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай…) белорусский солист получает звание народного. В 2006-м указом президента Ярославу Евдокимову присвоили звание Заслуженного артиста России.
Свидетельство о публикации №217041100037
Марина Попенова 20.10.2017 16:47 Заявить о нарушении
Татьяна Никитина 7 21.10.2017 17:16 Заявить о нарушении