63. Дискуссия о Стравинском Под интегралом

НА СНИМКЕ: Игорь Фёдорович Стравинский (1882-1971)


Создан новый клуб – Музыкальный клуб «Диез». Он вошел в созвездие клубов «Под интегралом».

И вот первая дискуссия, которую готовит клуб – «О творчестве Игоря Стравинского». Ещё недавно мы и думать не могли, что можем свободно говорить о русском эмигранте. Но времена меняются. И мы позволяем себе всё больше и больше.

Действительно, почему русская культура должна дарить американцам, французам, немцам своих соотечественников только поту, что они с какого-то времени начали жить на Западе? Почему о Шагале говорят как о французском художнике, а о Стравинском как об американском композиторе?

Ольга Воронина поднимает вопросы современной музыкальной жизни в своей статье - Стравинский «Под интегралом».

«Музыкальная жизнь современного Запада… Онеггер, Стравинский, Шенберг…

[Артур Онеггер (1892-1955), швейцарско-французский композитор и музыкальный критик.
Игорь Стравинский (1882-1971), русский, французский и американский композитор, дирижёр и пианист, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века.
Арнольд Шенберг (1874-1951), австрийский и американский композитор, педагог, музыковед, дирижёр, крупнейший представитель музыкального экспрессионизма, основоположник новой венской школы].

До недавнего времени мы почти не были знакомы с творчеством этих мастеров. Небольшие статьи, попадающиеся в последнее время в различных печатных органах, недостаточно полно отражают развитие музыкального творчества в западных странах. Отсюда резкое осуждение нового направления в музыке.

Истории известно немало случаев, когда новое встречало сопротивление со стороны уже прочно установившихся традиционных форм и вызывало отрицательное отношение большинства современников. Так были встречены в своё время Палестрина, Монтеверди, Бах, Бетховен, Берлиоз, Мусоргский, Вагнер, Дебюсси.

Возникает вопрос, только ли незнанием вызвано столь резкое осуждение новых произведений, не объясняется ли это консервативностью наших взглядов? Разумеется, нет. Например, Артур Онеггер – видный представитель этого периода, нелюбовь публики к современной музыке, её нежелание знакомиться с ней объясняется, прежде всего, тем, что в большинстве случаев это плохая современная музыка, которая не может выдержать» конкуренции» со стороны хорошей классической музыки.

«Однако, - пишет Онеггер, - во многом вина падает и на критиков, которым недостаёт подлинных критериев и понимания своей ответственности. В своём похвальном стремлении поддержать молодёжь они подходят с одинаковыми критериями к произведениям настоящих композиторов и к бесформенной халтуре… Из ста современных произведений девяноста девять идут во вред музыке». И с этим нельзя не согласиться.

Но за последние годы наблюдается всё возрастающий интерес к творчеству Игоря Стравинского, Паули Хиндемита, Артура Онеггера, Беллы Бартока, Золтана Кодан, Бенджамина Бриттена, Арнольда Шенберга и многих других.

И это закономерно, потому что, великолепно разбираясь в литературе, живописи, музыке XVIII-XIX столетий и не зная о творчестве художников своего времени, нельзя считать себя культурными и образованными людьми.

С целью пропаганды и изучения современной музыки «Под интегралом» организуется музыкальный клуб «Диез». Желающие быть членами этого клуба могут записываться в каждую среду с 7 час. 30 мин.

Вот уже более 60 лет Стравинский является лидером музыкального новаторства, новаторства подлинного, основанного на развитии опыта прошлого, новаторства, определяющего дальнейшее движение искусства вперёд.

Приезд в 1962 году в нашу страну этого большого самобытного художника, великолепного мастера, не устающего поражать музыкальный мир оригинальнейшими творческими завоеваниями, привлёк к нему внимание советских любителей музыки.

Разговор о творчестве И. Стравинского и его месте в мировой музыкальной культуре мы надеемся провести совместно с преподавателями Новосибирской государственной консерватории, превратив его в широкий диспут о путях развития современной симфонической музыки».

Продолжение следует:


Рецензии