Семейный альбом

Фотокарточки, собранные воедино в альбом – это зримая летопись семьи, запечатленное древо жизни, прекрасное средство воспитания. У меня сохранилось несколько семейных альбомов, и я частенько заглядываю в них, чтобы вспомнить и дела давно минувших дней, и то, что происходило совсем недавно.
Вот и сегодня появилось желание вновь полистать страницы семейной реликвии, вспомнить тех, кто уже давно ушел из этой жизни, и тех, кто сейчас далеко от меня. Первая в альбоме, как и положено, фотография деда, с которой смотрит на меня мужчина средних лет, с клиновидной бород-кой, при галстуке. Да, мой дед по отцовской линии был интеллигент. И фотографии этой, очевидно, не менее ста лет. И был он в те годы старостой села Утяшкино, Казанской губернии. Дед был первым в селе, кто заимел патефон и велосипед.
…На нашем прииске в тридцатых годах прошлого века ни фотоаппаратов, ни фотографов не было. А два-три раза в год приезжал в наш поселок фотограф из Зеи, а поэтому кое-что всё же из тех далеких лет удалось запечатлеть на память. Например вот это: 1935 год. На фотографии наша семья: отец, мать и трое детей. Мне – два года.
А на другой фотографии, которая была сделана в 1946-м году, наша семья состоит уже из девяти человек: родители и нас, семерых детей. Но вот что удивительно: время послевоенное, тяжелое, а мы на фото все стоим в беленьких, чистеньких рубашках. Остаётся только удивляться и гадать: как это наша мать в такое трудное время умудрилась, смогла так хорошо и красиво нас одеть?
Очень сожалею, что за четыре года учёбы в золотогорской школе мы ни разу не сфотографировались. А вот когда я учился в пятом и шестом классе на прииске Кировском, нашему классу удалось сфотографироваться аж дважды. Вот на этом фото вижу моих одноклассников тех лет: Веру Романовскую, Володю Крицкого, Марию Лузан, Алексея Елчева, Серафиму Вишневскую, (очень симпатичная девочка), Володю Гредюшко, и себя.
Седьмой класс я заканчивал на прииске Комсомольском. (Был такой прииск в нашем районе – в восемнадцати километрах от Золотой Горы). Сохранилось фото нашего седьмого, выпускного класса, с которого смотрят на меня: Витя Знаенок – был среди нас самым маленьким и самым шустреньким; Саша Онуфриев, Мария Лузан, Алексей Елчев – учился плохо, но зато был с очень выраженной практической жилкой; Клава Селиверстова – до седьмого класса успела уже в течение двух лет поработать дояркой; Володя Белов, и я. Фамилии остальных одноклассниц вспомнить не смог.
Что мне известно о моих одноклассниках? Очень мало. Вера Романовская, Клава Селиверстова и Лида Хаткевич окончили Благовещенский финансовый техникум и работали заведующими банками в Благовещенске, Ташкенте и Тыгде. Виктор Знаенок – закончил Хабаровский институт железнодорожного транспорта. В настоящее время, в возрасте восьмидесяти лет, живет в Иркутской области. Ляля Самойлова окончила мединститут. Живет в Благовещенске. Судьба остальных одноклассников мне неизвестна.
Дорога мне фотография 1946 года, на которой запечатлены участники художественной само-деятельности при нашем золотогорском клубе. Смотрю на них, и так они мне близки и милы. В центре фото баянист Иван Добрынин. А вокруг: заведующий клубом Жора Муратов, Михаил Трухин, Вася Веснин, Дора Старикова, заведующая почтой Анна Пичужкина, мой старший брат Михаил – и ещё пять человек. И как приятно сегодня осознавать, что и во время войны, и в послевоенные годы культура в нашем поселке была не на последнем месте.
…А это я уже курсант Благовещенского речного училища – 1950 год. Казарма – длинное, уз-кое помещение. Хорошо видны двухъярусные койки. Капитан-лейтенант Быков – сфотографирован на фоне красивого здания училища.
На этой фотографии праздничная колонна нашего училища на Первомайской демонстрации. Возглавляет колонну начальник училища Виктор Иванович Данилов. А чтобы наше училище достойно выглядела на праздничных демонстрациях мы, курсанты, в течение месяца перед праздника-ми по два-три часа ежедневно проводили строевую подготовку. А в канун праздника до блеска чистили пряжки на ремнях и туфли – корочки. А брюки-клёш гладили так, что об их стрелку можно было и палец порезать. Выдавали нам и белые перчатки. Но зато в праздник наша колонна торжественно, красиво проходила по площади, вызывая восторг и восхищение у людей.
А на этой фотографии наша группа курсантов судомеханического отделения: Иван Конев, Владлен Тимофеев, Паша Сиваков, Юра Карпов,… Все молодые, симпатичные, в морской форме – любо посмотреть.
…Но а после был Иркутский медицинский институт. Кафедра нормальной анатомии – 1954 год. Наша группа: Анатолий Дерягин, Валентин Головачев, Лида Кутявина, Ида Реутова, и другие. В центре фотографии – заведующий кафедрой нормальной анатомии профессор Казанцев Апполинарий Иннокентьевич. А позади нас с распростертыми руками стоит скелет.
А здесь я сфотографирован у нашего институтского общежития – деревянного двухэтажного барака, с печным отоплением, на окраине города, по улице Советской 5. На этой фотографии – на сельхозработах. Здесь – с коллегами факультетской клиники. В центре – заведующий кафедрой факультетской терапии Степан Степанович Позднов. Врач от Бога: не имея никаких научных званий, он занимал профессорскую должность.
К своему великому сожалению и стыду о судьбе однокурсников ни училища, ни института ничего не знаю.
Но а дальше – работа: главный врач Ленинской ЦРБ, главный врач Хинганской ЦРБ, участковый терапевт Зейской ЦРБ. Вот мы, сотрудники Хинганской больницы, после проведения субботника по уборке территории, присели отдохнуть на лавочке в больничном саду: терапевт Евгения Селиверстова, хирург Виктор Даниленко, гинеколог Светлана Филипповна, педиатр Лев Овчинников, медсестры. В центре фото – я.
На одной из страниц фотоальбома помещены фотографии всех пятерых моих братьев и моя – где все мы в военной форме: мы со старшим братом Михаилом – в морской, а Анатолий, Иван, Геннадий и Виктор – в солдатской. Никто из нас не был участником никаких войн, но свой воинский долг Родине отдали честно – как впрочем и трудовой. А на следующий странице альбома помещена фотография сестры Марины, проработавшей всю жизнь фармацевтом.
…Проработав в течение пятнадцати лет участковым терапевтом нашей, зейской больницы, я сфотографировался с коллегами всего однажды – в июле 1995 года. Вот эта фотография: Ивон Галина Ивановна – старший терапевт поликлиники, Кутихина Ольга Анатольевна, Жерехова Наталья Юрьевна, и рано ушедшая из жизни Яцик Людмила Дмитриевна, медсестры, и я. Очень жаль, что мы так редко фотографировались.
Запечатлены в фотографиях и мои путешествия по родной стране: Москва, Ленинград, Крым, круиз по Черному морю на теплоходе «Россия», экскурсия по Амуру на теплоходе «Миклухо-Маклай».
Во многих наших семьях можно встретить фотоальбом «Наш ребенок». Его охотно показывают всем, кто бывает в доме, при этом рассказывают о способностях и «достижениях» наследника, который, кстати, нередко сидит здесь же, за столом, с полной тарелкой сладостей. Хвалебные слова в свой адрес малыш воспринимает не без видимого удовольствия. Ему всего от горшка два вершка, но он уже «герой» семьи.
Семейные фотоальбомы в своей жизни пережили всякое. Бывали годы, когда ими увлекались все. Бывали, когда к ним относились равнодушно. Бывали и годы забвения, когда их считали пережитком прошлого и мещанством. Престижны ли они сегодня, когда почти в каждой семье имеются цифровые фотоаппараты, и техникой фотографирования владеют все – от малого до старого? Думаю, что да. По крайней мере мой семейный альбом постоянно пополняется новыми фотографиями.
Но в любом случае знание своей родословной, сохранение памяти о родных людях, о делах старшего поколения свято. Фотоаппараты схватывают какие-то моменты, какие-то мгновения нашей жизни, которые уже не повторятся никогда. Но зато они сохранятся на фотографиях и вам, и вашим потомкам. Фотографии семейного альбома – наглядный и впечатляющий рассказ о наших собственных корнях. Нужно вернуть семейному альбому его традиционную роль семейной памяти. Об этом же нас неоднократно просит в своей песенке и Эдита Пьеха.


Рецензии