Пути маркетинговы неисповедимы

«…за рубежом собираются рекламодатель с рекламоизготовителем и собираются ездить по ушам доверчивому покупателю. А у нас приходит рекламоизготовитель крекламодателю и ездит ему по ушам…»
                Виктор Пелевин


               
                Одно из самых бесперспективных, но увлекательных занятий – расшатать скалу общественного сознания. Но когда это происходит (а вдруг!), мужики берутся за топоры и вилы. И начинают головы лететь; и «правых», и «виноватых». Потому как людские сообщества интеллектом не обременены, а эмоциями – через край! Хочешь выжить в разъяренной толпе, будь как все. Все кричат, и ты кричи, все бегут, и ты беги. Ну и тузи соответственно тех, кого большинство лупит! Да простит меня читатель за это небольшое, но познавательное лирическое отступление.
Буквально, минут сорок назад, со мной приключилась вот какая история. Зашел я в минимаркет (новое, модное название торговой лавки), дабы купить сахарку к чаю. Ну и каприза ради, решил купить прессованного быстрорастворимого (в картонных пачечках, этакими небольшими кубиками). Нашел полку с сахаром (в виде песка) и … ничего. Обошел залу на пару тройку раз и …опять ничего. Умом понимаю,  такого не может быть, это ж не начало 90-х и не худшие годы застоя. Хорошо, в торговом зале девушка из персонала чего-то копошилась у полок. Я к ней, так, мол, и так, а она мне: - «это у них новый маркетенговый ход» и объясняет, как найти вожделенный товар. Я еще круг и снова к девушке, мол, повтори красавица про маркетинговый ход. А она ничего, улыбнулась приветливо и не поленилась подвести и ткнуть носом дибелоида пенсионного возраста в заветную пачечку, которую сразу и не заметишь, да и лежит она явно не с аналогичным продуктом. Вот тут то и возникли у меня в организме сомнения, да такие, что захотелось в скалу общественного сознания, тычок отвесить, а вдруг качнется немного.
  В моем понимании, удачный маркетинговый ход, это действие, направленное на более быструю эффективную продажу товара. Товар сам лезет в глаза, предстает перед искушенным потребителем в самом выгодном свете, ну на худой конец бежит за покупателем, цепляется за штанину и канючит капризным голосом – ну купи меня, купи! Может быть маркетологи (о Господи, прости за грешный мой язык), какой-то хитрый ход задумали, ну типа компьютерной игры «Квест». Нужно пройти несколько уровней и заветный товар у вас в кармане. Заставить пройти путь от пассивного, вялого, инфантильного покупателя, до напористого, целеустремленного прогрессора. Покорителя продуктовых лавок, так сказать. Я даже представил себе молодого брутального  маркетолога, с развевающейся шевелюрой и с пылающим взглядом, устремленным в неведомую даль. И как он говорит высокопарным торжественным голосом: - «Я верю, уровень продаж прессованного быстрорастворимого сахара вознесется на небывалую высоту, человечество познает вкус сладкого чая и наконец, обретет умиротворение и счастье!». Только тембр голоса должен быть почти как у Левитана, только с предыханием.
Боюсь, что все значительно проще. И дело даже не в том, что это проще, дело совсем в другом. По роду своей деятельности я изучаю способы и приемы влияния на индивидуальное и общественное сознание ( психотерапевтом работаю). Так уж случилось, что психотерапевты и рекламизготовители занимаются похожей деятельностью, то есть пытаются изменить сознание людей в пользу обретения здоровья и решения психологических проблем или для более успешного обогащения торговых организаций, т.е. людей занимающихся продажами. Но если психотерапевты стараются вылечить или облегчить страдания больного, то торговцы преследуют простую, приземленную цель - втютюхать свой товар в не зависимости, нужен он потребителю или нет, тут, как говорится, все способы хороши. И нужно сказать, что преуспели они в этом очень даже. Да что и говорить по данным английского института АИДа (два века занимается рекламой), продажа товара, при эффективной рекламе,  увеличивается в двадцать тысяч(!) раз. Ну конечно это касается таких монстров как «Кока-кола» или «Пепси-кола». Не случайно они вкладывают такие шальные деньги в рекламные компании. Рекламная индустрия это сложнейшая творческая кухня, где нет ничего случайного, нет ни одной точки или запятой поставленной на баннере просто так, по ходу жизни. Ну, скажем, продать дубленку, скажем в Кузбассе, можно при помощи объявления, а на экваторе, без добротной рекламы не обойтись. Это не просто дать информацию, заинтересовать и призвать к действию. Нужно найти мотив и доказать человеку нужность приобретения, более того на бессознательном уровне. Купил, тяжело вздохнул и убрал в дальний сундук, недоумевая – а зачем я это сделал? И в дело идет все: и женская красота; и сексуальность; и магия цвета; музыка; популярные художественные бренды; мультфильмы; метафоры; символы; лингвистические сходства или наоборот неточности. Все, что может вогнать потенциального покупателя в кратковременный транс т.е. помочь ему совершить ненужную или нужную трату денег.  И конечно домашняя хозяйка сделает правильный выбор между обычным порошком и исключительным. И каждая женщина, хоть раз в жизни, должна познать как таинство первой брачной ночи, счастье приобретения косметического  крема с раскручиваемым брендом. Только уважаемый читатель, не поймите меня так, что вас обязательно хотят надуть. Продавец товара даже не задумывается над этим вопросом. Ему нужно продать товар! Как говорится – ничего личного!  И это может быть, очень нужный для вас товар. Добротная реклама немного поможет вам сделать выбор и из двух десятков веников, и вы выберете веник фирмы «Х» со сленгом – Сор из избы прямой путь на нары!
Я много лет развлекаюсь тем, что отслеживаю и разгадываю мотивационные фишки запрятанные в рекламе. Спектр велик - от гениальных, до талантливых, простых как три рубля, глупых и никчемных до неприличия и даже антиреклама с действием наоборот. Это я про новый маркетинговый ход в минимаркете (если вернуться к началу повествования). Почему на рынке рекламы существует подобная шняга? Вроде бы ответ напрашивается сам собой. Реклама товар, а товар может быть хорошим или плохим! Дорогие мои россияне! Как говаривал один президент. Сдается мне, что вас опять дурят и дурят по крупному! Любой товар должен быть сертифицирован. Обучение, медицинская услуга, презерватив, зубочистка и все другое. Особенно реклама, спросите меня - почему? До меня доехало, когда я стал подвергать анализу рекламу медикаментам и мед.услугам. Там как не рекламируй все по назначению врача, или самолечение с вредными последствиями. Здоровье невозможно улучшить, его можно только сохранить (Статья «За Державу обидно» на моей странице Проза.ру).Но множество никчемных фирм усердно работают над изготовлением пародий на рекламу и карикатурный маркетинг. И я уверен, что они не имеют лицензии и никто не отслеживает их эффективность. Они трудятся с нулевым выхлопом! Но не спешите зевнуть в этом месте. Вся беда в том, что деньги на изготовлении рекламы, заложены в цену товара. И мы с вами оплачиваем это хорошо организованное безумие. С таким же успехом торговая точка может нанять батюшку, что б окроплял прилавки и витрины святой водой и осенял крестом животворящим. Но при этом, процентов на восемь - десять поднялись бы цены. Батюшке хорошо, церкви платная услуга, магазину по фиг (хотя возможны откаты и завышение цен выше оговоренного), а с вас дорогой покупатель все равно дерут три шкуры, подумаешь еще одну… Так что пусть продолжают олигофрены придумывать маркетинговые ходы, а хитрые бездельники зарабатывать деньги на пустой рекламе – все включено! Господи, сделай так, что бы офисный планктон дождался своего кашалота!
Депутаты - Ау! Вы где? РОССПОТРЕБНАДЗОР, вы чем там занимаетесь? Губернатор? Свободная пресса! Все равно коррупцию не победить, давайте хоть в рекламе порядок наведем!


Рецензии