Коровьи прогулки

   Мама с удовольствием избавлялась от меня летом. Мне 5 лет. Бабуле моей ооочень много, даже не упомню сколько. Нас садят в поезд с большим чемоданом с Витебского вокзала. В чемодане - гостинцы для деревенских родных. А в кошелке (почему такое прозвище у сумки из черного дерматина, я не ведаю),соленые огурцы, картошка в мундире, яички вареные и хлебушек. И еще в жестяной баночке, любимый папа сунул в кошелку, мои любимые леденцы.

    И так, мы в поезде. у нас нижняя полка и можно смотреть в окно. Нам приносят белье для спанья и чай для ужина.
Потом бабуля долго стелет нам с ней простынки и просит меня засыпать. Но народ в поезде еще не угомонился, за деревянной стенкой кто-то поет песни, дети плачут и мне тоже хочется поплакать, потому что я уехала от любимого папы.

    На утро мы прибываем на какую-то станцию, где нас уже ждет другой поезд, который нас повезет до маленького городка. Эти пересадочные мытарства совсем замучили ребенка, то есть меня. Я хватаюсь за бабулину юбку и шлепаю ногами словно робот. Лишь бы не потеряться.
 
    Наконец и этот поезд добирается до места. В окошке вагона бабуля видит своего племянника Сергея. Он с выпученными глазами бегает по перрону в поисках нас. Бабуля стоит на подножке вагона, пытаясь успеть снять и чемодан и меня. Наконец, Сергей видит нас и бежит обниматься.

    Племянник берет чемодан, обнимает бабулю, и только потом замечает, что еще кто-то мешается под ногами...Меня это обижает. Я надуваю губы и не хочу отвечать на вопрос "Как меня зовут"...Бабуля подхватывает меня на руки и садит в сено. Сеном застлана телега, на которой мы поедем уже в деревню...

    Пока едем, я успеваю завалиться на бок и задремать. Мне снится, что я плыву на лодочке, волны качают меня, я пытаюсь зачерпнуть ладошкой немного воды из пруда, что в Царско-Сельском парке, а папа вдруг кричит на меня "Тпрру"...И я просыпаюсь...

    Из избы, у которой стоит наша телега с конем Юриком, выбегает баба Саша. И снимает меня с телеги. Она со мной не церемонится, ставит меня на траву, хлопает по попе и велит идти в избу, а то гуляют гуси...
Я не слушаюсь и хватаюсь опять за бабулину юбку. Теперь уже все вместе мы идем к бабе Саше домой.

    Теперь начинается мое деревенское лето. Вставать можно, когда захочешь. На столе из широких досок стоит стакан и крыночка. Под полотенчиком лежат оладушки, которые уже напекла на керосинке моя мастерица бабуля. Вот и весь завтрак.
Можно обувать сандалики и бежать в сени. А вот из сеней надо выходить с опаской, потому что - гуси. Серые и важные, они щиплют мелкую траву, которой покрыт весь двор. Гуси норовят и меня ущипнуть, но я успеваю убежать со двора.

    Деревенская жизнь мне не понятна.Да она меня мало касается... Взрослые куда-то уходят с утра, потом к обеду возвращаются. К вечеру мы опять все встречаемся за широким столом. И к нам приходят все родные, кто есть в деревне.
Племянник Сергей со своей женой и двумя детьми. Двоюродные братья и сестры моей бабули. И все выпивают,едят и шумно вспоминают, как они росли в этой деревне. Но так бывает только по выходным.
 
    В понедельник приходит соседка и просит нас "отвести очередь", потому что некому пасти коров. В деревне еще очень многие тогда держали коров. У бабы Саши коровы не было, но она всегда соглашалась пасти деревенских коров, потому что получала за работу от хозяек и молоко, и сметану.

    Так мы с бабулей попали на пастбище.
Рано утром еще по утреннему холодку идем мы по улице. Каждая хозяйка открывает ворота и выгоняет корову. Я их боюсь. Моя бабуля выросла с детства с коровами и, наверное, не позабыла, как с ними обращаться, поэтому она их не боится.

    Племянник Сергей дает ей хлыст. Но она им не щелкает, потому что нужна сила, чтоб взмахнуть хлыстом и чтоб получился звук, похожий на щелчок.
Бабуля держит в руках большую ветку, которой и погоняет особо непослушных коров.
Мы оставляем деревню позади, коровы идут по дороге, поднимая пыль. Потом бабуля
сворачивает на луг, что на берегу реки. Там и будут коровы целый день пастись. Я же интересуюсь у бабули, как долго мы здесь будем гулять с коровами. Бабуля смеется и говорит, что - до вечера.

    Коровы разбредаются по траве, некоторые забираются в реку. И мне тоже хочется в воду. Бабушка соглашается. Мы раздеваем обувь и ходим по теплой воде. Можно посидеть на горячем песочке...

    К обеду приходят к нам женщины из деревни. Они доят коров. Разговаривают с бабулей. И уходят домой, унося в ведрах теплое молоко. Меня угощают парным молоком, но мне оно кажется невкусным и я отказываюсь...
Бабушка предлагает мне поспать на своей расстеленной кофте под тенистым деревом. И я падаю на импровизированную постель с удовольствием. Засыпаю под шелест листвы.

    К вечеру нам надо собирать коров и вести их в деревню. Коровы не все хотят домой, прячутся от нас в кустах, заходят в реку и смотрят на бабулю с укоризной, мол, что пристала. Но бабуля смело их шлепает веткой, и тогда коровы спешат в стадо.

    Перед самой деревней одна из коров цепляет на рога себе упавший с телеги железный ящик из прутьев, в который ставят бутылки. Она сама испугана тем, что у нее на рогах, мычит от страха и пугает остальных коров в стаде. Коровы начинают ускорять шаг и почти бегут. Мы с бабулей пытаемся их догнать. Коровы ревут еще больше. Испуганные хозяйки выскакивают из ворот и ловят своих коровушек, успокаивая их ласковыми словами. А зачинщица с ящиком на рогах несется мимо своей избы по дороге дальше...Пока ей не встречается бабулин племянник Сергей с телегой. Вот тут её и ловят.Сергей накидывает ей на шею ремень, снимает ящик и корова успокаивается.
 
    Бабуля расстроена, что не уследила за коровой, которая переполошила все стадо. Но хозяйка успокаивает и рассказывает, что корова у неё хулиганистая. И уже не раз терялась, не возвращаясь в пастбища домой. Или упрямилась и не хотела идти со стадом на луг.
 
    Мы усталые возвращаемся домой. А совсем поздно нам приносят молоко в банке и сметану. За труды,- смеется хозяйка хулиганистой коровы, - ешьте на здоровье.
Больше мне не пришлось пасти коров. Да и бабушке тоже. Мое лето продолжалось в походах по грибы и по ягоды...Мне  запомнилось это беззаботное время.

   


Рецензии