Глава 8. Встреча с Вадимом Силиевым

     Наступил вечер. На улице потемнело, и зажглись уже первые ночные фонари. А Демьян всё так и вертелся на старом, оборванном матраце в подвале многоэтажного дома, переваливаясь с одного бока на другой, стараясь, чем поскорее уснуть. Но, засыпать мешали Демьяну, вовсе, не его проблемы, что бы улечься в удобную позу, и даже не свет уличных фонарей, светящийся сквозь маленькое окошечко подвала. Дёме заснуть мешали мухи и комары, которые, то и дело, зудели и трещали под потолком подвала, постоянно надоедая и действуя ему на нервы. 
     Вдруг послышался за спиной у Дёмы тихий шорох. Мальчик услышал шаги, и он понял, что в подвал кто-то зашёл. Дёма развернулся и увидел, стоящего возле порога, совершенно незнакомого мальчика. Хоть зрение у Дёмы и было плохим, но он, хорошенько присмотревшись на незнакомца, мог внимательно разглядеть его с головы до ног, так как на незнакомого мальчика падал яркий свет уличного фонаря. На вид, незнакомец был ростом на десять сантиметров ниже самого Дёмы и немного худее. На незнакомом мальчике было хорошо видно, в первую очередь, ужасно грязные уши. Глубинки раковинок обеих ушей были чёрные-пречёрные, а перед чёрными точками виднелась желтизна. Лицо незнакомца выглядело так, словно, он сто лет не умывался. А жуткий жир на русых волосах, прямо аж светился на зареве уличного фонаря! Каким неухоженным и неотёсанным был вид, такой же точно выглядела на незнакомце и одежда: старый зачуханный свитер, пожелтевший от грязи воротник рубахи, тёмные грязные джинсы, слегка дырявые по обеем бокам и с одной латкой на коленке, и такие же точно зачуханные коричневые ботинки без шнурков. Мальчик держал в оной руке маленький, и такой же зачуханный, рюкзак. 
    «Наверно, бомж какой-нибудь, - подумал Дёма, - или попрошайка с улицы, который пришёл в подвал ночевать. Недаром же я здесь увидел матрацы, когда сюда зашёл!»
     Словом говоря, маленький незнакомец выглядел таким замызганным, бедным и неухоженным, что примерно, как Дёмин одноклассник Петя из «Мечты», которому неслабо доставалось от классного руководителя Ильи Ярославовича за его грязный вид.
     Увидав на матраце Демьяна, незнакомец сначала испугался, слегка отскочил в сторону, но потом смело подошёл к, лежащему на матраце, мальчику, и тихонько его спросил:
     - Эй, а ты кто? Что ты здесь делаешь?
     - Я Дёма, - ещё тише ответил мальчик, - ты сам видишь, пришёл я сюда ночевать. А тебя, мальчик, как зовут?
     - А я Вадик, - ответил незнакомый мальчик, - а ты что здесь, новенький?
     - То есть, как это – новенький? – не понял Дёма.
     - Ну, то есть, поселился, как новенький, тут ночевать, - объяснил Вадик.
     - Нет, я не новенький, - сказал Дёма, - я только одну ночку здесь переночую. А так-то я ночую на вокзалах.
     - Эх ты, осёл! – Вадик, набрав смелости, задорно хихикнул. – Да какие там тебе вокзалы сняться! Да кинь же ты эти вокзалы, раз и навсегда! Ведь, на них же опасно! Там грабануть тебя могут запросто, а если заметит вдруг милиция, так сразу же отправит, либо в детский дом, либо в трудколонию! Подвал – вот где самое надёжное место для ночлежки!
     - Тю ты, а я и не знал такого, - удивился Дёма, - что на вокзале могут меня грабануть или милиция может застать! Спасибо, что хоть ты мне, Вадик, посоветовал!
     - Вот видишь, - заявил хвастливым голосом Вадик, - ты всегда меня слушай, и тогда ты гарантированно не останешься в беде! Но, всё же, скажи мне, что же это за причина была у тебя такая, что ты решил переночевать именно в подвале? Неспроста же у тебя такая идея!
     - И я, в самом деле, никогда даже и не думал тут ночевать! – сказал Дёма. – Просто, случилась со мной сегодня неудача. Вот, иду я себе по базару, а тут вдруг с прилавка вылетает и бросается на меня огромная собака, хочет меня загрызть. Ну, и что же мне делать тогда оставалось?! Вот я тогда испугался, заорал на всю глотку и кинулся бежать. Вот бежал себе я, и даже не заметил, как очутился на дороге. Ну, тогда меня как собьёт одна машина, как подкинет вверх, а потом – бах! – я так больно ударился головой об землю, что голова у меня и до сих пор болит! Потом оказалось, что из-за меня столкнулось на дороге всего аж шесть машин! А я как встану, как пойду по улице, заворачиваю за угол, а там прёться ко мне навстречу этот проклятый милиционер. Ну, я тогда и кинулся удирать, что вот перебежал дорогу и запёрся в трамвае. Ну, а следом за мной, как ошпаренный, мчался по улице милиционер и верещал на всю глотку, дескать, а ну, вернись ко мне, дурак, а не то беда тебе будет, настанет твоё время, и ты обязательно ко мне попадёшься. Ну, вот я и удрал на трамвае от того милиционера, после чего я скрылся здесь.
     - Ну, ты и трус! – смеялся Вадик, слушая Дёмину историю. – А вот я, сколько не жил на белом свете, так собак нисколечко не боялся!
     - И нечего надо мной смеяться! – возмутился Дёма. – Я уверен, был бы ты на моём месте, так ты бы поступил, точно, так же!
     - А вот и нет, ты ошибаешься! – уверял Вадик Дёму. – Да ты хоть знаешь, на что я способен?! Знаешь что, я уже смело пробовал в настоящую большую и страшную бродяжную собаку на улице камнями кидаться! Правда, была потом со мной мелкая неприятность. Собака слегка укусила меня за ногу, и мама повела меня в поликлинику к врачу, что бы врач мне коленку перевязал. Так, зато потом какая благодать! Я целую неделю потом дома балдел, и даже в школу не ходил! Да уж ладно, Бог с тем! Слышишь, Дёма, а Дёма, а давай дружить!
     - Ты готов стать моим другом?! – удивился Дёма.
     - А почему бы и нет! – весело заявил Вадик. – Ведь, жить мне одному, без друзей, очень скучно, а уж с друзьями мне всегда гораздо приятнее! Поболтать и побаловаться можно! Нашёл я двух друзей себе неделю назад, да и те сбежали от меня через пару дней после начала нашей дружбы! Так что, настоящих друзей найти теперь мне очень трудно и нелегко! А ты такой нарядный, ухоженный! Сразу видно, что ты в приличной семье живёшь! Ну, будешь со мной дружить?
     - Ладно, Вадик, - сказал Дёма, немного поколебавшись в мыслях, - пожалуй, я согласен дружить.
     - Вот и классно! – обрадовался счастливый Вадик и прилёг, рядом с Дёмой, на матрац.
     Вадик крепко пожал Дёме руку, и Дёма взаимно ответил им тем же.
     - Что ж, - сказал Вадик, - давай знакомиться! Сколько тебе лет?
     - Четырнадцать, - сказал Дёма, - а тебе лет сколько?
     - А мне – тринадцать, - сказал Вадик, - я на год тебя младше. А какая у тебя фамилия?
     - Моя фамилия – Степаненко, - тихо промямлил Дёма, - а твоя какая?
     - А я – Вадим Силиев. А домашний адрес у тебя какой?
     - Я живу во Львове.
     - Во Львове?! Так выходит, что ты из дому сбежал?
     - Да, я сбежал.
     - А я и впрямь о тебе такое подумал, лишь только увидел, во что ты одет и как ты выглядишь со стороны. А почему ты убежал из дому?
     - Это жизнь так заставила! – с тяжёлой горечью в душе вздохнул Дёма.
     - Жизнь заставила?! – посочувствовал Вадик. – Ах, бедненький, что же стряслось у тебя? Может, умер кто, или хата сгорела? А может, просто, ты учишься плохо и не хочешь в школу ходить?
     - Да нет, - печально вздохнул Дёма, - причина была, вовсе, не в этом. Хотя, я знаю, Вадик, попадись ты на моё место, ты бы сделал то же самое, что и я!
     - Тогда, что же за проблема заставила тебя из дому бежать?
     - Да, понимаешь ли, - стал медленно и тихо рассказывать Дёма, - у меня каким-то разом испортилось зрение, и мне врач прописала очки. И, так как я доску видел не всегда хорошо, то мне пришлось на некоторых уроках надевать очки. А ты хоть знаешь, что мне стоили потом эти очки?! Надо мной вся школа слишком дико смеялась и постоянно тыкала на меня пальцем, то и дело, обижая меня Очкастым! Ох, как мне было тогда неприятно, как мне ужасно не нравились все эти насмешки! Такое было впечатление, будто у меня изменилось имя! Куда не пойду, я везде слышал: «Эй, ты, Очкастый, помой унитаз! Привет, Очкастый, когда ты в последнее время в психушке лежал? Скажи, Очкастый, с какой девкой ты трахался? Привет, Очкастенький, а ну завяжи мне шнурочки!», и такое прочее. Все ржали над очками моими, а особенно, старшеклассники и одноклассники!
     - Что?! – удивился Вадик. – И такое, в самом деле, было?!
     - Конечно, было!
     - Ну, тогда сразу видно, что это не школа у тебя, а какой-то сумасшедший дом! – сказал Вадик и покрутил пальчиком возле виска. – В твоей школе одни только недоразвитые психи учатся! А моя школа нормальная. У нас в классе тридцать человек и пятеро из них носят очки. Так на этих детей никто, и внимание не обращает, никто, даже одним пальчиком на них не тыкнул! Для нас очки – это обыкновенная вещь, а не предмет для насмешек!
     - Да, твоя школа – просто, рай! – мечтательно протянул Дёма. - Мне бы учиться в такой школе, так может быть, не пришлось бы и из дому убегать! А вот в моей школе очки на учениках – это ужасно большая редкость! Видел я очки, только, на одной девочке из восьмого класса и ещё на каком-то маленьком мальчике с младшего класса. Так что, почти год я прожил в школе белой вороной, а когда не выдержал, то и из дому сбежал. Ах, как полегчало у меня на душе, когда я выкинул свои очки к чёрту в Тернопольское озеро!
     - Дела нешуточные! – сочувственно промолвил Вадик. – Мне кажется, что и я бы на твоём месте поступил, точно, так же! Хорошо, хоть у меня ещё зрение не испортилось! Да и, в самом деле, на кой фиг тебе эти очки понадобились, если ты итак больше не будешь на уроках?!
     После таких слов Вадика наступило в подвале молчание. Дёма подумал, что разговор на этом покончен, и погрузился в сон. Но, короткое молчание прервал Вадик, на душе у которого, как всегда, буянила непревзойдённая радость и веселье, и которому, видимо, было ещё не до сна.
     - А чего, Очкастый – это, вполне, классная кличка! – громко и смело сказал Вадик. – Можно, и я тебя тоже теперь буду называть Очкастым? Вот, как только ты услышишь такое слово, то будешь знать, что это кличу тебя я.
     Лишь стоило было услышать несчастному Дёме со стороны Вадика такое предложение, как у мальчика в один миг испортилось настроение, и он даже изменился в лице! Дёма едва-едва удержался от сильной обиды, чтобы не полезть на Вадика с кулаками!
     - Ты только попробуй обозвать меня Очкастым! – как никогда, закричал Демьян, заливаясь страшнейшей злобой. – Так я из тебя, гадёныш ты этакий, за один счёт котлету сделаю! А же сбежал из дому только из-за того, что бы нигде больше не слышать ни от кого этого противного слова, а тут ещё и ты взялся меня так безжалостно, по-зверски обижать! Ну, погоди ты ещё у меня, свалил вон, я не буду с тобой дружить! Ты понял, змеёныш?!!!
     Пригрозившись на прощание Вадику кулаком, Демьян резко встал на ноги и, что силы, кинув рваное покрывало Вадику на ноги, развернулся и со всех ног бросился удирать из вонючего и грязного подвала вон, сам даже не зная, в какую сторону он потом думает бежать. Таким образом, Дёмино желание счастливо жить проявилось у него, именно, в это мгновение. Его накопленная за столько времени, злоба, наконец, перелилась за край. Но, перед порогом подвала Вадик его быстренько догнал:
    - Эх, баба ты, а не пацан! – испуганно заговорил Вадик, со всех сил стараясь перегородить Дёме дорогу. – Скажите, люди добрые, даже пошутить нельзя! Дёма, ты уж меня извини! Я даже не думал, что такая мелочь тебя так больно заденет за сердце! Да ладно уж, не буду я тебя больше Очкастым называть, если тебе не нравиться! Может, помиримся, а?
     - Свалил вон с дороги! – Дёма грубо старался отпихнуть в сторону Вадика. – Мне не нужен никакой друг с такими шутками!
     Демьян, впервые в жизни повышающий голос на какого-нибудь мальчика, и сам был весьма удивлён своею грубостью.
     - Дёма, прости мне, я больше так не буду! – взмолился Вадик, стараясь всеми силами удержать Дёмину руку. – Пожалуйста, стань моим другом! Вот, побомжуешь сам ещё недельки с-две, а потом и сам, может быть, поймёшь меня, как мне скучно и тоскливо жить одному, без друзей! О, а знаешь что, - вдруг, моментально, влезла в Вадикину голову одна прекрасная идея, - я тебя на днях сделаю богаче, кое-где денежек тебе раздобуду, хочешь? И гулять я с тобой буду везде, где только душа твоя не пожелает!
     - Ну, что ж, тогда ладно, - сказал Дёма, немного подумав, - в таком случая, я согласен стать твоим другом! Только уж, пожалуйста, больше не называй меня Очкастым!
     - Да сказал же, что не буду! – слегка прикрикнул Вадик. – Ты, прямо, тупой какой-то, или меня не слышишь, и как попка тот, всё одно и то же повторяешь! Ладно, мир так мир, Бог с тобой,  – утихомирился Вадик, - ну, иди, дружок, спать и забудь об этом!
     - Слышишь, Вадик, ты уж меня прости, что я так на тебя накричал! – попросил у него Дёма прощение, которого вдруг стала сильно мучить совесть за прошедший грубый поступок. – Понимаешь, просто, мне было очень обидно, когда ты меня назвал таким неприятным прозвищем!
     Новоиспечённые друзья простили друг другу ошибки и заново погрузились на матрацы. Улегшись по удобнее, Дёма по уши натянул покрывало, мечтая в скором времени на новом месте счастливо уснуть. Но время шло, а заснуть никак не удавалось ни Дёме, ни Вадику. Оба мальчика всё ворочались на двух матрацах в поисках удобной позы. Дёме, ясное дело, не спалось из-за того, что он ещё не привык к новому месту. А вот Вадику могло не спаться, только, разве что, из-за того, что он был не из тех людей, которые любили много спать, и которых не тянуло в ночное, бессонное время на глупые разговоры.
     Так что, через полчаса полного молчания завёл Вадик с Дёмой новый разговор. Вадик задавал ночью Дёме много вопросов, интересуясь всей его личной жизнью, а Дёма рассказывал Вадику всё, что приходило ему в голову. Таким образом, Вадик познакомился с Дёмой ещё поближе, «изучая» своего нового друга вдоль и поперек. Таким разговорчивым в чужой компании Дёма не был ещё никогда, и такое чудо жизни его, даже, радовало, как для тихого, почти молчаливого мальчика. Дёма сообщил Вадику, почти, всё о себе: рассказал о том, как минуло его счастливое детство, и многое поведал из своей школьной жизни. Вадик, узнав от Дёмы, что тот был самым лучшим учеником со всей школы, очень хорошо знал географию и побеждал на всех школьных олимпиадах, позавидовал с него и стал самостоятельно проверять его знания. Вадик расспрашивал Дёму и про некоторые популярные государства со столицами, и так же спросил у Дёмы, сколько будет шестью семь и восемью девять. На всё Дёма ответил правильно.
     - Да ты самый умный в мире вундеркинд! – хвалил Дёму Вадик. – Да ты бы и всю массовую школу, раз плюнуть бы, потянул! Ну, Демон, ты здорово даёшь! Был бы я таким умным, как ты, так я бы даже никогда бы не подумал из дому уматываться!
     - Так выходит, Вадик, и ты тоже из дому убежал?! – удивился Дёма.
     - А то, можно подумать, что не сбежал! – выпалил Вадик. – Вот, ты думаешь, это чего я здесь ночую, в этом холодном и грязном подвале?! Так, по тому что, так же, как и ты, из дому убежал!
     - А не давно ли ты из дому сбежал? – поинтересовался Дёма.
     - Примерно, две недельки тому назад. И у меня тоже были свои причины бежать! Жил я с мамой и дедушкой в одном маленьком селе, неподалёку от Камянца-Подольского. Вот, пришлось идти мне в школу, а в школе я учился очень плохо. Небось, хуже всех моих одноклассников. А родители у меня дома злые, просто таки, как зверюги! Они постоянно издеваются надо мной и, как те кровопийцы, заставляют меня учиться! Да так заставляют, что нельзя тебе даже на улицу выйти погулять, телевизор посмотреть и чем-то интересным развлечься! Полный запрет на мою голову, что хуже и не придумаешь! Никакого толку от этого противного учения нет никому! Можно, даже и без той школы, всю жизнь прожить!
     - А я думаю, учиться надо! – вздохнул Дёма. – Только, учёные люди становятся богачами, и только учёные способны стать президентами! Так мне мама когда-то говорила.
     - А мне не дал Бог ума столько, сколько есть у тебя! – возмутился Вадик. – Так, что ли мне, мучиться из-за этого?! Живи да радуйся, что хоть у тебя ум есть! Ну, так вот, родители дома били меня и заставляли учиться. Ещё и учителям постоянно на меня жаловались, какой я дома непослушный! Этот домашний ад за такие прожитые долгие годы мне так надоел, что я, наконец, вот не выдержал, да и смотался из дому, чтобы специально родителям за себя отомстить! Мой побег послужит им настоящей наукой о том, как можно меня мучить! И вот, сбежав из дому, приехал я на автобусе в Хмельницкий. В этом городе я прожил недельку, а как надоело, так отправился на электричке в Винницу, где и живу до сих пор. Уж, больно какой-то скучный этот Хмельницкий, ничего интересного в том городе нет. В Виннице мне живётся немного веселее.
     - И моя мать тоже из таких, что любит меня учителям продавать! – с обидой пожаловался Дёма. – Уже со мной был один ужас, когда мне было десять лет! Тогда мать взяла, да и набрехала про меня Оксане Богдановне о том, что я её из дому выгонял, а я-то её даже пальчиком не тронул, а только сказал возле порога: «Можешь идти!» Мало ли, что у кого случается в семье! Все дети такие, как я сам, так другие добрые мамы никогда, даже и не думают жаловаться на своих родных и любимых деток! Это одна моя мать такая! Это всё из-за неё одной я был выставлен перед всей школой на линейке, так, мало того, мать меня ещё на целых три недели кинула в той противной школе ночевать! Ни с кем так мамы ещё не поступали! Много кого выставляли у нас на линейку, но за домашние дела ещё, почему-то, никого, кроме меня! Ох, как мне было в те времена горько, как обидно! Да ты хоть знаешь, Вадик, было бы мне в те поры лет четырнадцать, так я бы уж точно не побоялся из дому убегать, как и сейчас!
     - Ну, и правильно бы ты тогда сделал, Дёмка! – сказал Вадик. – Так твоей продажной матери и надо! Это был бы единственный способ ей отомстить! Тоже выдумала, что ты её выгонял! Вот, и я бы тоже мог, поругавшись с мамой, сказать ей со злости возле двери: «Можешь идти!» Так, она бы никому даже бы и не подумала сказать, что я её выгонял!
     Как только Дёма услышал со стороны Вадика такое утверждение, его злость на родную маму запеклась в грудях ещё сильнейшая, и мальчик был, просто, счастлив, что таки совершил из дому побег. Вадик Дёму спросил:
     - А ты, убегая из дому, денег ни много ли с собой прихватил?
     - Тридцать четыре гривны взял, - сказал Дёма, - думал, что на жизнь хватит. Да, только вот, не удержался я в Тернополе, и большую половину своих денег я там проел и пропил. Только, шестнадцать гривен осталось сейчас у меня, всего.
     - Эх, ты, чудак без денег! – проворчал Вадик, как будто бы, потерял какую-то надежду на счастье. – Чего же так мало денег с собой взял на такой долгий турпоход? А жрать на что же ты собрался, жизнь свою, как следует, проводить?! Думал, что жизнь на тебя ляжет, как на кота масленица, что ли?! На такие длинные турпоходы с собой надо брать полтысячи гривен, как минимум! Уж, с таким баблом ты точно нигде не пропадёшь! Вот, как я из дому сбежал, так я с собой прихватил целых шестьсот гривен, и ни чего, обжился, мог себе купить всё, что для жизни необходимо. А вот, на последних днях, когда я ехал в трамвае, у меня кто-то украл из моего заднего кармана штанов всю мою заначку. Так, ты бы представил себе, как я тогда локти кусал от ужаса, обнаружив у себя кражу! Так что, такие-то дела у нас, братец, мы с тобой оказались товарищами по несчастью!
     - Где же денег нам раздобыть? – спросил Дёма.
     - Завтра сам всё увидишь, - ответил Вадик. – Не мы одни такие, будем добывать так, как другие люди добывают.
     Поговорив перед сном о жизни, новоиспечённые друзья пожелали, один другому, спокойной ночи, и погрузились в сон.

Продолжение следует...
http://www.proza.ru/2017/04/12/2215


Рецензии