Столпник

Башню Егор строил сам, установив себе испытанием год прожить без людей. Но место выбрал, видимо, неудачное: море близко подходило к подножию, и, удалившись от человечества, новый герой приобрел надоедливое соседство чаек. Резкими капризными криками они крушили созданное уединение, а грубым дурным характером пробуждали в подвижнике неприязнь.

«Боже!» — обратился однажды за завтраком к небу Егор. — За что мне такое, а? Для того ли я шел так долго?!»

На горизонте возникло белое ясное пятнышко. «Корабль!» — глянул со страхом Егор Кузьмич, но морок тут же исчез. «Спасибо», — проговорил человек с облегчением и впервые посмотрел дружелюбно на чаек, а после обменялся с небом лукавым взглядом. «Сам это выбрал, а значит, прими», — сказал он себе, наблюдая крестики удалившихся в море птиц.

На другое утро Егор сел на балкончике на табуретку. Ночью он обдумывал свою избранность в деле изучения чуждой эгоистичной породы. «Пусть среди них мне сложно и неуютно, но зато кто же, кроме меня, пронаблюдает их так близко и непосредственно? Пусть же дни мои не пройдут напрасно. Я познаю пока что Бога в этом малом и частном проявлении».

Прилежно наблюдая весь день, исследователь оценил полет чаек. Он увидел, что птицы чувствовали крыльями ветер и всегда взлетали в местах наиболее подходящих. Делая широкий круг, они подымались и, опускаясь, оставались неподвижны в полете: хвост раскрыт и застыли крылья, только медленно поворачивается голова, выглядывая рыбу. Чайка снижается и у воды задерживает полет взмахами крыльев. Наклон головы, судорожное движение лап — и ловкая летчица взмывает в воздух с добычей. Егор был восхищен небесной механикой и даже забыл про пищу.

Потом отшельник поджарил себе мелкой рыбки и вышел с тарелочкой на балкон. Движение чаек он ощущал гармонией мира. Он задумался, он умилился, а хитрые птицы поглядывали издали на него. «Боже» — проговорил прочувствованно Егор. Тут жирная чайка с черными концами крыльев выбила из его рук тарелочку с рыбой. Расплакавшись, он собирал осколки, а наглые птицы растаскивали рыбку у него из-под рук.

«Боже!..» — в третий раз обратился к небу Егор, разобрал свою башню и погрузил ее на тележку. Он переехал теперь в пустыню. «Ну, я же с самого начала хотел быть с тобою наедине», — оправдывался он перед Богом за свое бегство.


Рецензии