Уроки Мартина Идена

Жизнь соткана из парадоксов. Когда человек испытывает нехватку чего-либо, он прилагает усилия, чтобы это недостающее отыскать. Помнится, в советское время произведения классиков художественной литературы издавались огромными тиражами в сотни тысяч экземпляров, однако книги буквально сметали с прилавков. Книг хронически не хватало. Но вот новые технологии сделали доступной любую книгу. А потребность в чтении умных книг, помогающих человеку лучше понять самого себя и огромный мир, в котором он живёт, упала почти до нуля.

Во времена тяжёлых кризисов мыслящий человек не может не задумываться о цели своей жизни. Он вглядывается в своё прошлое, сравнивает свою жизнь с жизнью других людей, которых встречал в своей жизни или о которых читал в книгах. При этом важен подбор книг, которые человек читает в течение своей жизни, особенно в молодые годы.

Эти мысли опять пришли, когда перечитывал автобиографический роман Джека Лондона «Мартин Иден». Казалось бы, какую ценность имеет история любви матроса из низов общества к обычной девушке из буржуазного круга? Но такой взгляд в корне неверен. Настоящий писатель умеет в простой истории открыть глубины жизни, ответить на трудные вопросы, стоящие перед человеком. Именно это и сделано в талантливой книге Джека Лондона.

Нетрудно заметить, что любой выдающийся человек, совершивший в жизни что-то великое, имел высокую или труднодостижимую, значительную цель, к которой он упорно, не жалея сил, стремился. Во всяком случае, для него самого эта цель была значительной, требовала больших усилий и на протяжении многих лет поддерживала эти усилия, помогала преодолевать многочисленные трудности.
Чтобы жизнь была плодотворной, человек должен верить, что есть нечто очень высокое, ради чего стоит жить и трудиться.
Чем эта цель выше, тем значительнее её итоги, как для самого человека, так и для других людей. И тогда человек, умирая, может сказать: жизнь прожита не напрасно.


Но даже когда цель достигнута, человек не должен почить на лаврах. Человек так устроен, что когда он прекращает прилагать усилия для достижения всё более высоких целей, он начинает деградировать, а иногда даже доходит до самоубийства.
Почему же отсутствие значительной цели, буквально заставляющей напрягать все свои силы, делает жизнь пустой и ничтожной, ведёт к разрушению человека? Частичный ответ на вопрос о причинах этого явления дан науками о мозге в последние несколько десятилетий. Дело оказалось в том, что для развития, и даже просто поддержания, сложнейших, тончайших нейронных сетей в мозге человека, обеспечивающих возможность мыслить, он должен решать трудные задачи. Это могут быть самые разные задачи - от повседневных жизненных задач до научных, философских и духовных проблем. Важно лишь, чтобы эти задачи и проблемы действительно интересовали человека, захватывали его. Если мозгу не даётся трудных задач, нейронные сети начинают разрушаться, и человек деградирует, тупеет, становится на путь, ведущий к смерти.
Более полный ответ дают великие духовные учения, но это отдельная большая тема.

Важность цели, захватывающей человека целиком, - одна из линий замечательного романа Джека Лондона «Мартин Иден».
Действие романа разворачивается в США в начале двадцатого века. Главный герой произведения, Мартин Иден, двадцатилетний парень из низов общества. Как и многие дети из бедных семей, Мартин с малых лет работал. А с одиннадцати лет, после смерти матери, он был вынужден заботиться о себе сам.
Мартину ещё повезло, что, в молодости он не застрял на фабрике, где изнурительная работа быстро высосала бы его силы. Он стал матросом. Нанимаясь на разные суда, Мартин побывал во многих странах и много повидал в жизни. Тяжёлая физическая работа на свежем воздухе укрепила его здоровье, развила энергию и огромную силу. Внимательные наблюдения за жизнью, стремление разгадать её загадки, развили в нём ум. Он понимал людей своего круга, на опыте постиг грубую изнанку жизни.

Мартин жаждал знания, тянулся к книгам, читал каждую свободную минуту. Но свободных минут у него было немного. А недостаток образования не позволял выбирать книги, необходимые для развития.
Мартин чутко откликался на красоту. Его отличали восприимчивость, отзывчивость и живое воображение. Но недостаточное образование – он окончил только начальную школу - делало его косноязычным. Это не позволяло ему выразить красоту, которую он чувствовал, и мысли, которые в нём смутно всплывали.

Однажды студент из состоятельной буржуазной семьи, за которого Мартин вступился и которого защитил от напавших хулиганов, пригласил его посетить свою семью.
Так Мартин впервые оказался в семье состоятельных буржуа. Там он увидел жизнь, какой себе и не представлял, и встретил девушку, каких в своей жизни в низах общества никогда не встречал.

Мартин увидел бледное, словно воздушное создание с облаком золотистых волос и одухотворённым взглядом голубых глаз. Он воспринял её облик как образ возвышенной красоты. Она показалась ему неземным созданием.
Руфь, так звали девушку, легко говорила о книгах, о поэзии. Это были книжные слова о прекрасном, возвышенном, благородном в человеке. Она усвоила их в школе и университете, на последнем курсе которого училась. Не всё из того, что она говорила, Мартин понимал, поскольку не знал многих слов. Но он ухватывал отдельные мысли, и это давало пищу его уму, подхлёстывало его. Мартин смутно почувствовал огромность и величие жизни. Он увидел в Руфи Женщину, о которых пишут в книгах. Ему казалось, что он наконец-то встретил Женщину, в глазах которой на короткий миг увидел прекрасную душу. И он почувствовал, что есть для чего жить, бороться и победить. Сильный, закалённый молодой мужчина, он захотел завоевать любовь этой хрупкой девушки, подняться к той высокой жизни, которой, как ему показалось, жила она.

Эта внезапно вспыхнувшая в нём первая юношеская любовь облагораживала его, пробуждала желание стать лучше. В нём поднялись образы любви, романтики, героических деяний.
Не зная жизни людей буржуазного круга, Мартин принял блестящую поверхность, обёртку, за глубинную суть. Он наивно полагал, что в высших слоях буржуазного общества все мыслят глубоко и возвышенно. И Мартин захотел подняться к этой красивой жизни, завоевать любовь этой Женщины. Эта цель пробудила в нём желание измениться, стать лучше. Его воображение окружило Руфь ореолом чистоты, святости и всех мыслимых совершенств.


Когда кончились деньги, заработанные в предыдущем плавании, Мартин нанялся матросом на корабль, отправлявшийся на поиски сокровищ в южные моря. С собой он взял грамматику английского языка, которая открыла ему, как строится язык. Во время этого восьмимесячного плавания Мартин читал и не один раз перечитывал учебник грамматики, пока полностью не овладел предметом. Освоив грамматику, Мартин начал расширять свой словарный запас, каждый день выучивая двадцать новых слов с их произношением и значениями. Стоя за штурвалом, он упорно повторял слова из удлинявшегося списка, пока не овладевал ими полностью. Списки постоянно обновлялись. Кроме грамматики Мартин в этом плавании читал Шекспира, собрание сочинений которого случайно оказалось у капитана. Мартин стал стирать на капитана, а взамен получил возможность читать тома шекспировских произведений. Чтение Шекспира позволяло ему осваивать богатства родного языка и приучало к высокому строю мыслей. Не только речь Мартина становилась всё более правильной, он много узнал о своей внутренней жизни и начал лучше понимать самого себя.

Душу Мартина томила несказанная красота мира. Как высказать красоту и величие жизни, как передать людям то, что он чувствовал под звёздным небом южных морей?
И вот тут-то и пришла ему мысль стать писателем. Он решил, что будет писать и учиться, напишет замечательные стихи и докажет, что достоин любви той Женщины, которая пробудила в нём стремление подняться к высокой жизни.
Вернувшись из плавания, Мартин засел за учёбу. Он учился и писал с раннего утра до поздней ночи и был по-настоящему счастлив, ощущая полноту жизни. Каждый день был заполнен до предела ученьем и творчеством. Ему не хватало знания азов культуры, самых простейших сведений. И он изо всех сил старался наверстать упущенное. Он купил толковый словарь и постоянно обращался к нему. Мартин начал заниматься алгеброй, химией и физикой. Воображение помогало представлять физические эксперименты и химические реакции. Воображение Мартина было настолько сильным, что даже отвлечённые понятия представали в форме ярких образов. Он открывал секреты знакомых природных явлений, о которых раньше не задумывался, связывал научные сведения с тем, что знал из жизненного опыта. 

Чтобы постичь тайны литературного мастерства, Мартин посещал библиотеку, внимательно изучал журналы, читал рассказы, очерки, стихи. Мартин брал библиотечные книги по абонементу и напряжённо занимался дома. Он урезал сон до пяти часов и постоянно сожалел, что в сутках всего 24 часа. Мартин мучительно пытался найти слова, чтобы выразить то огромное, что он чувствовал во внешнем мире и в мире внутреннем. Можно сказать, что его мозг никогда не отдыхал.
Он использовал каждую минуту из девятнадцати часов бодрствования. В снятой им крохотной комнатушке, три четверти которой занимала кровать, он протянул бельевые верёвки, на которых развешивал листочки с выписанными на них новыми для него словами с их произношением и значениями. И, готовя себе дешёвую еду на керосинке, постоянно повторял эти слова. Листочки со словами он прикрепил у зеркала и повторял их, когда брился. Он носил такие листочки в кармане, и повторял, когда ехал в трамвае или ждал в бакалейной лавке. Листочки с уже выученными словами заменялись на новые.

В нём горел огонь вдохновения и творчества. Каждый его рассказ был частицей подлинной жизни, которую он знал. Мартин обретал дар речи и способность выражать красоту. Он пытался разгадать и заключить в строки своих стихов тайну высокой поэзии, нечто неуловимое, ускользающее от усилий ума.

Случайно услышав спор социалистов-рабочих о философии, он открыл для себя философию Спенсера. Идея о связи всех явлений в мире и идея развития, эволюции поразили его. Картина мира начала обретать в уме Мартина ясный, стройный, закономерный и гармоничный характер. Он изучал эволюцию не как обычный студент, который читает книгу, чтобы сдать экзамен. Мартин страстно вгрызался в теорию эволюции. Он самостоятельно отыскивал связи в мире, который знал из опыта, но никогда раньше не задумывался о его законах и взаимосвязях. Он всё глубже постигал устройство мира в его единстве и цельности, учился схватывать взаимосвязи событий, энергии и материи. Чем больше он читал, тем более широкий круг знаний открывался перед ним. Так, ступень за ступенью, Мартин восходил на высоты интеллектуальной жизни.

Почти три года он работал в одиночку, впроголодь, лишённый понимания и поддержки. Рядом с ним не было никого, кто мог бы ему помочь в овладении тайнами художественного творчества и огромными богатствами культуры. Его рассказы, стихи и статьи не принимали в журналах. Реализм и глубокое знание жизни, отражавшиеся в произведениях Мартина, были непривычны редакторам журналов. Реализм, раскрывающий правду жизни, буржуазии ненавистен. Не понимала рассказов и статей Мартина и Руфь, поскольку эти произведения не соответствовали узким буржуазным стандартам, которые она усвоила в школе и университете.

Постепенно Мартин постигал пружины жизни современного ему американского общества, и начинал видеть внутреннее убожество буржуа. Большинство тех, кого он встречал в домах буржуазии, оказались людьми очень поверхностными, а иногда даже тупыми и грубыми. Они были неспособны на самостоятельную мысль или творческое усилие. Мартин не мог понять, куда подевались результаты их образования.

Сила и упорная воля Мартина привлекали Руфь, пробудили в ней женщину. Она тянулась к его силе, и в ней действительно проснулась любовь. Но она не понимала Мартина и не смогла оценить его произведений, глубоко отражавших реальную жизнь.
Тот факт, что журналы не принимают произведений Мартина, а его рассказы, стихи и статьи не приносят денег, был для неё свидетельством несостоятельности Мартина как писателя. Она настаивала, чтобы Мартин поступил на службу и добился положения в обществе, как это сделал её отец и другие знакомые ей буржуа. А когда ограниченный, туповатый журналист в газетной статье представил Мартина социалистом, «красным», то выяснилось, что буржуазные ценности для Руфи дороже любви. Буржуазные предрассудки одержали верх, и Руфь, под влиянием семьи и окружения, порвала с Мартином.

Этот разрыв, крушение его первой любви, был для Мартина тяжёлым ударом. Он уже ясно понимал, что настоящей любви не было. По незнанию жизни людей буржуазного круга, он увидел в Руфи идеал, который на самом деле был создан его воображением, Он полюбил не подлинную Руфь, девушку из буржуазной семьи, впитавшую буржуазные взгляды на жизнь и присущие этой среде недостатки. Он полюбил свою мечту. Несмотря на такое понимание, Мартин воспринял разрыв очень болезненно.

Мир Мартина, центром которого была его любовь, оказался обманом, иллюзией. Он рухнул, и перед Мартином не оказалось никакой цели, к которой он мог бы двигаться и начать восстанавливать разрушенное. Всё буржуазное общество было ему противно. Жизнь казалась пустой и бесполезной. Он предельно устал, преодолевая препятствия на трудном пути к знанию.
Напряжённая работа, которая вдохновлялась захватившей его целью, принесла свои плоды. Он блестяще овладел мастерством писателя. К Мартину пришли и литературная слава и большие деньги. Но это было не то, к чему он стремился. Высоты, на которые он поднялся, не удовлетворяли Мартина. Он не видел смысла жизни в обществе буржуа, лишённом красоты и благородства, и не испытывал к этому обществу ни малейшего уважения. А вот новой высокой цели Мартин увидеть не смог, и в состоянии глубокой депрессии он покончил самоубийством.

Отражённая в романе Джека Лондона психологическая закономерность давно уже осмыслена. Она даже получила название: «синдром Мартина Идена». Человек так устроен, что его жизнь не может быть счастливой и плодотворной без значимой цели. Более того, когда поставленная цель достигнута, перед человеком должна возникнуть новая цель, поддерживающая усилия, необходимые для саморазвития. Остановка в развитии, влечёт за собой начало деградации. Например, когда человек решает, что достаточно сделал в своей жизни и может отдыхать, наслаждаясь достигнутым благосостоянием, он неминуемо становится на путь, ведущий к разрушению и смерти.

Но цель должна быть высокой, соответствующей великому назначению человека в мире. Если выбрана цель, которая не соответствует назначению человека, его миссии во Вселенной, он может достичь того, чего хотел, но это не даст ему удовлетворения. Более того, он может чувствовать себя несчастным.

Животное не ставит перед собой цели, оно просто живёт. А человеку дан разум, позволяющий осмыслить великую тайну мира и сознательно принять участие в эволюционном подъёме мира, в духовной эволюции, скрытой за совершенствованием форм живых организмов.


Как и всякое выдающееся произведение художественной литературы, роман «Мартин Иден» не ограничен разработкой одной идеи, но даёт широкую картину жизни во всей её сложности и многообразии. В частности, отражена в романе и другая сторона жизни, имеющая большую познавательную ценность для современного русского читателя. В ясной художественной форме Джек Лондон показал несоответствие убогих буржуазных ценностей природе Человека. Жестокая гонка за прибылью не просто ограничивает человека, не просто обедняет его жизнь. Она разрушает человека, делает его холодным, бесчувственным и тупым орудием капитала. Джек Лондон передал в своём романе многие черты и детали американской жизни начала двадцатого века, которые позволяют лучше уяснить истоки многих проблем современности.

Высокая цель важна не только в жизни отдельного человека. Она важна и в жизни коллектива, и в жизни народа. Более того, когда поставленная цель достигнута, необходимо найти новую большую цель, способную поддерживать напряжённые усилия для её достижения.

Если новая цель не поставлена, то не только отдельный человек, но и коллектив, и государство начинают деградировать. Можно найти немало примеров в литературе и в истории, которые это подтверждают. Но это темы, требующие отдельного обсуждения.


Рецензии