О бережном отношении к слову

Разные по звучанию слова находятся на разной высоте и имеют разную вибрацию.
Например, слова "есть", "жрать", "вкушать" смысл имеют почти одинаковый, но в одном случае одним единственным словом из данного списка стихотворение можно опустить или вовсе убить, а в другом наоборот облагородить.
Иногда, чтобы вывести стихотворение на нужную высоту, такого слова приходится ждать не один год, пока однажды наконец оно не всплывёт в сознании. А иногда достаточно несколько слов переставить местами или заменить строку, и неудачное стихотворение, много лет пролежавшее в запасниках дальнего ящика, вдруг оживает.
Случается и наоборот! Исправишь рифму на более подходящую или выровняешь ритм, и стихотворение, жившее и дышавшее чистой прелестью прежде, вдруг становится безжизненным, сухим, умирает.
Особенно это касается юношеских стихотворений с их неподдельной искренностью, беззащитной восторженностью, стремительной полётностью и...корявостью. Исправлять такие стихи нужно с осторожностью, чтобы не навредить и не убить главное.
Увы, но очень часто те, кто редактирует тексты подобных стихотворений, именно так и поступают, действуя безграмотно и грубо, не как художники, а как банальные, безнадёжные рифмачи, не понимающие главной сути своей работы и таким образом лишающие стихотворения самого главного - ГОЛОСА. Они работают в другой тональности, иначе вибрируют и, вплетая в чужой текст слова из своего неподходящего в данном случае словаря, прогоняют автора на дальний план, а произведение лишается души.
Кто-то скажет, что всё это выдумки и ничего такого в природе не бывает. Ещё как бывает! Поговорите с профессиональными музыкантами, они вам на примере собственного слухового опыта много чего порасскажут и заодно подтвердят, что читая стихотворения и письма своих личных знакомых, слышат их голоса, будто магнитофон включают. Причём с рукописным эпистолярным жанром это наиболее особенно явственно слышно.Если кто-то из поэтов к музыкальному искусству никак не причастен, это ещё не основание отвергать чужой опыт и жонглировать чужими и собственными текстами как придётся.
Так что будем бережны и осторожны к слову и это со временем даст тот положительный результат, которого мы желаем.


Рецензии
Вы правы, поэзия это вещь звучащая. Иногда настолько звучащая, что никакой мелодии придумывать не нужно, слова самым естественным образом романсом становятся. Нужно только уловить их интонацию.
У меня масса статей, касающихся стихосложения есть. Если заинтересуетесь, то пожалуйста.
С уважением. Дмитрий.

Дмитрий Маштаков   25.02.2022 15:22     Заявить о нарушении
Спасибо. Мне интересны такие работы. Обязательно зайду.

Надежда Рязанова   25.02.2022 23:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.