Термос для ангелов

Посвящается моей дочери Вере.

Термос для ангелов.

- Наша планета Земля затеряна среди миллиардов других планет, таящихся в орбите гигантских огненных светил. Земля - это провинция космоса! Маленькая планета, вращающаяся вокруг крошечной звезды Солнце. Глубины вселенной неизведаны. Космические расстояния сводят с ума неподготовленную психику. Но и опытного человека все это приводит к апатии. Только представьте: космос бесконечен, познание бесконечно! Человек как единица ничего не значит, просто наблюдатель-индивидуалист. Только коллективное человечество способно хоть немного прикоснуться к тайнам вселенной. Причём человечество всё в целом - и ушедшее с его оставленным нам опытом, и настоящее, применяющее этот опыт в своих исследованиях. Земля мала, но коллективный глаз, смотрящий с Земли в космос является чем-то, в корне отличным от самого коллективного космоса. Если не будет этого глаза, то и космоса тоже не будет, только потому, что на него некому будет смотреть. Космос есть только потому, что есть Земля, которая его изучает! Это очень важные мысли, господа учёные, прошу их учитывать в ваших исследованиях. Помните, что на вас возложена великая миссия познания вселенной и высота этой миссии должна довлеть над вами и вашими поступками. У меня всё, дорогие мои друзья.
Разразились множественные аплодисменты, многие встали, кто- то продвинулся ближе к кафедре.
- Браво, какая речь!
- Профессор, вы определили нам горизонты на век вперёд.
- Космос есть объект Земли! Как красиво! Профессор, вы-гений!
- Профессор Смородин, я из журнала "Наука и познание вселенной". Не могли бы вы ответить на насколько моих вопросов?
- Да, конечно, пойдёмте в переговорную комнату.
Пожилой профессор в темно-синем костюме и молодой журналист в джинсах и желтом пиджаке уединились в маленькой комнате. Профессор сел в мягкое коричневое кресло, слегка потертое, а молодой человек уселся на крутящийся стул.
 - Итак, дорогой профессор, наши читатели интересуются, как вам удалось раскусить то, что Земля рассматривает космос, а не космос Землю?
- Я просто сидел как-то в кафе со своим другом и пил чай. Погода была прекрасная. Вы знаете, мы были на такой летней веранде.
Профессор при этих словах улыбнулся - видимо, ощущения того дня на секунду посетили его. Он закрыл глаза и продолжал рассказывать уже с закрытыми глазами.
- Ну так вот, я наблюдал за прохожими на улице, за посетителями кафе и за своим другом. И вдруг меня осенило, что если меня не будет, то и этого мира тоже не будет. Ведь этому миру нужен наблюдатель, то есть я! Зачем нужен этот мир без меня, а? Какая мучительная мысль. Она, посетив меня, стала жить во мне и мучить мой ум. Кто я? Зачем я живу? Какой смысл моего бытия? Получается, что я объект, равный всему остальному миру! Нет меня, нет и мира!  Потому что этот мир из самого себя могу наблюдать только я сам! Этот мир преломляется мной и я являюсь его наблюдателем! Дальше было уже легко, я перенес это состояние на коллективное человечество, "условную Землю". И получается, что для "коллективной Земли" весь космос является равным объектом! Не будет Земли, не будет и того космоса, который она наблюдает. То есть Земля первична, а космос вторичен к ней. Вам понятно?
- Да, я примерно представляю ход ваших мыслей. Но нашим читателям интересно, это предмет изучения только одной лишь физики или ещё и метафизики?
- Я понял ваш вопрос. И попробую на него вам ответить. Подходящий образ для оживления моих мыслей я возьму из своего детства. Я был маленький и собирал в поле остатки картошки после того, как её собрал колхоз. Картошка оставалась и детей посылали её собирать. Я ходил с ведром и искал картофелины. Утро было холодное и руки окоченели. Я заметил большую лепешку коровьего навоза, дымящуюся на пашне. Недавно прогнали коров через поле. Подойдя к ней я аккуратно сунул руки в тёплый навоз и стал греться. Как же мне было хорошо и уютно в ту минуту. Отогревшись, я достал из ведра маленькую картофелину и положил около лепешки - это был Меркурий. Достал ещё одну побольше - эта картошка стала Венерой. Потом достал ровную, очень красивую картошку- синеглазку и сделал из неё Землю. Следом красная картошка - Марс, далее большие картофелины Юпитер и Сатурн. Завершил все Ураном, Нептуном и Плутоном. Я стал долго играть с этой моей солнечной системой, перелетая с планеты на планету. Недалеко лежала ещё одна лепёшка и рядом с ней ещё. Я перешёл туда и создал ещё две звёздные системы. Теперь передо мной стояла задача связать эти космические объекты между собой. В школе меня учили, что ближайшая звезда к нам Проксима Центавра находится на расстоянии нескольких световых лет. А это значит, что до неё невозможно долететь с помощью средств современной космонавтики. Но в моём случае всё было легко, я просто брал и перемещал железный совок, который был у меня звездным кораблем. Три секунды и я на Проксиме, ещё три и я на Альфе. Вот настоящая метафизика! С тех пор я понял, что очень много вещей можно делать теоретически. Ведь для меня в те минуты это действительно были звезды и планеты. Меня осенило, что человек - это что-то, что больше космоса! Человеческий мальчик может создавать звезды из картошки! Ребёнок, видящий Солнце в навозной куче! Это потрясающе, этому нет у меня объяснения. Кто вложил в нас эти возможности? Это красиво и просто и непостижимо при глубоком рассмотрении. Ваши читатели ждут сенсации, чего-нибудь этакого - инопланетян или мистики. А правда - в простоте и ребенке около навозной кучи.
 - Спасибо вам огромное, профессор. Ваш рассказ заставит посмотреть на физику, метафизику и самого профессора Смородина с новой, доселе неизвестной стороны.
- До свидания и передайте вашим читателям от меня привет и  пожелание быть ближе к звёздам.
 Профессор встал и собрался уже уходить, но вдруг остановился и обратился к молодому журналисту.
 - Вы знаете, вселенная в моём представлении -- это бездонный  термос, в котором кипит горяченный чай. А вокруг стоят ангелы! Природа чая в термосе одна, это и есть физика! А природа ангелов совершенно другая - это метафизика. И человек по своей природе ближе к ангелам, смотрящим на термос, чем ко вселенной, таящийся в термосе.


Рецензии