Творчество Квентина Массейса

 Квентин Массейс Богоматерь с младенцем. Брюссель, Королевский музей изящных искусств

        СЕГОДНЯ познакомимся с творчеством интересного художника КВЕНТИНА МАССЕЙСА (QUENTIN MASSYS). 1465-1530 ГГ
          Это один из крупнейших представителей Антверпенской школы живописи Квентин Массейс родился в 1466 году. Его живопись знаменует в нидерландском искусстве переход от поздней готики к Возрождению.

        Стиль Массейса сформировался в русле нидерландской традиции; позднее он испытал влияние таких художников, как Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер.
Уже наиболее ранних произведений Квентина Массейса – "Алтарь Св. Анны" (1507–1509), и "Алтарь Св. Иоанна" – обнаруживают черты зрелого стиля мастера. К ним близки две версии "Мадонны с Младенцем". Влияние Леонардо да Винчи в творчестве Квентина Массейса проявилось в гибких позах и гротескно-преувеличенной мимике персонажей поздних произведений художника, таких, как "Гротескный женский портрет (Уродливая герцогиня)" (ок. 1513).

     Известный биограф живописцев XVI века Карел ван Мандер рассказывает следующую историю: «Перед великим постом по старому монахи торжественно обходили всех больных города. При этом всем больным раздавали вырезанные из дерева изображения святых. Их было по этому случаю заготовлено огромное количество. В числе больных был и Массейс, он тогда занимался кузнечным делом. Ему тоже достались такие фигурки. Случайно кто-то из посетивших его друзей посоветовал ему заняться раскрашиванием фигурок, чтобы этим святым делом заслужить выздоровление. Это раскрашивание сразу обнаружило его врожденные способности, с тех пор Массейс весь отдался живописи, в которой в самое короткое время добился больших успехов и которой остался верен всю свою долгую жизнь».

            Квентин Массейс работал также вместе с Патиниром, он написал несколько мелких деталей в его пейзажах, входящих в алтарную композицию "Искушение св. Антония" (1515–1524). Портретный диптих Квентина Массейса с изображением Эразма Роттердамского и Петра Гиллиса (Эгидия), созданный для Томаса Мора в 1517, обнаруживает не только его мастерство как портретиста, но и духовную близость к гуманистам.

        Его заказчиками были нидерландские гильдии и религиозные братства, датский король и гуманист Эразм Роттердамский, португальские монастыри. Учился живописи Квентин Массейс у Альберта Боутса. В 1491 онвступил в антверпенскую гильдию художников и открыл собственную мастерскую.
Он писал большие алтарные картины и жанровые сцены религиозного содержания, в которых проявился его интерес к реальной жизни, портретам, бытовой обстановке, пейзажу.

     По сравнению с современными ему живо­писцами, и мастерами старшего поколения, Массейс редко обращался к образу Богоматери. Когда же это случалось, он стремился не к обобще­нию образа Девы Марии, а к его конкретизации. Картина  художника «Мадонна с Младенцем и тремя ангелами» выполнена в традиционной манере. Мадонна изображена в полный рост, в длинном сво­бодно ниспадающем одеянии, с распущенными волосами, как это было принято в нидерландской живописи. Картина «Мадонна с Младенцем», не свободна от умеренных итальянских влияний. Виду отсутствия точной датировки большинства работ художника, это позволяет отнести ее лишь к более позднему периоду творчества Массейса.

        Исследователи творчества Массейса относят портреты к его лучшим произведениям. Именно в этом жанре стремление художника возвеличить образ человека, показав его в естественной, жизненной обстановке нашло наиболее наглядное вы­ражение. К одному из шедевров Массейса относится «Портрет Эразма Роттердамского». Также любопытен «Портрет нотариуса»

         Художник стремился к синтезу нидерландской и итальянской живописи эпохи Возрождения. Оказал сильное влияние на нидерландских и немецких мастеров XVI в. Художником стал и сын Квентина Массейса — Ян Массейс.


Рецензии