Ставка - жизнь

Много лет тому назад,  в одной из газет или журналов, была опубликована небольшая
статья,  поразившая нас мужеством действующих  лиц.
Действие  происходило  в припустыной местности.  Следовало  перебраться  на другую сторону  пустыни.
Дорога была хорошо  известна, и  люди, в целях экономии времени,  часто пользовались ею, да и обычай был таков, что каждый мужчина хоть раз в жизни должен  быть пересечь этот маршрут.
Дорога была очень трудной, это все понимали. Постепенно начали к ней готовится.
К маршруту готовились сын хозяина, парень лет четырнадцати, его дядя, лет 45-и,
школьный учитель, старый друг дома,  и брат матери, оба мужчины средних лет.
Этот маршрут посвящался  самому молодому его участнику.
У каждого участника похода был  крупногабаритный  заплечный мешок, куда вкладывались  вещи коллегиального, или  индивидуального  пользования.
Учитывая сложность пути, каждая ведь тщательно обсуждалась, брать или не брать. Наконец, наступил назначенный  день.
С рассветом бригада выступила в путь.  Дорога  была  не близкой. До первого оазиса предстоял полный дневной переход.
Уже   стемнело, когда  путники достигли  оазиса.
Несмотря  на то, что люди буквально умирали  от  жажды, они сперва все повалились на зеленую траву, чтобы перевести дух.
Спустя  некоторое время утолили жажду и вскоре уже все спали.
Утром с рассветом встали и двинулись в дальнейший путь. Не успели отойти метров 50, как душераздирающий вопль огласил округу. Все побросали мешки и побежали к кричащему.
Это оказался дядя. Он держался за ногу и кричал. Первым соеринтировался учитель. Укус змеи.  Он знал какие змеи здесь водятся, и мрачно произнес, «как правило их укус смертелен».
Быстро достал из вещмешка отрезок резины и туго перетянул им место выше укуса. Потом пояснил спутникам, что единственное средство  спасти жизнь, это все время быть в движении, ни на минуту не останавливаясь.
Все знали, что есть еще один  метод, отсосать кровь с места  укуса. Но  для этого необходимо, чтобы во рту  не было ни единой  царапины, или повреждения, а то и себя погубишь и больного не спасешь.
Пострадавшего заставили выдвинуть руки вперед, связали их  узлом, и учитель  почти волоком потащил пострадавшего. Его вещмешок  разобрали другие. Первое время
дядю волокли почти буквально волоком.
 Потом он, немного придя в себя, понял, что тащить его невероятно трудно и
начал пытаться опираться на здоровую ногу.  Затем нашли какую-то палку, дали больному, он стал опираться на нее.
Немного стало  легче. Прошло какое-то время. И вдруг учитель упал, и  потерял сознание. Зная, что ни на минуту нельзя  останавливаться, волок подхватил юноша.  Учитель быстро пришел в себя, и сразу спросил, а где больной.
Ему показали, что невдалеке юноша тащит волок.  Он глотнул воды, и сразу заторопился, «надо их догнать»
Организм  юношей быстро обезвоживается, после чего их редко  удается спасти. Они быстро догнали юношу с грузом, и учитель, отстранив юношу, вновь взялся за узел. И никто даже не решился ему возразить. 
Больной несколько раз терял сознание, но его тут же  выводили из такого состояния.
Необходимо, чтобы больной передвигался, а не доставка его, как груза. Больной смертельно устал, и умолял бросить его, ибо по его вине погибнут и другие. Никто не обратил внимания на его призывы.
Несмотря на все мучения , прошли все таки половину пути.
Неожиданно учитель подошел к больному и приказал   ему встать. Это вызвало  у него такую дикую боль, что он сразу упал. Заставили еще и еще раз. На четвертый раз он устоял.
Учитель объяснил, что сейчас начнется нестерпимая боль Надо ее вытерпеть, опираясь на обе ноги. Если он этого не сделает, они его не бросят и все вместе погибнут. Вначале, все просто онемели от неожиданности, двинулись в новом порядке. Пострадавший  не мог удержаться от криков от боли, но все же как то передвигался. Учитель  объяснил, что сейчас начинается самая активная фаза.         
И противостояние тоже  должно быть самое активное. Кроме того он объяснил,
что если сумеешь выдержать , то через определенное время боль начинает идти на убыль.
Но все же движение как то продолжилось.
Больной очень часто терял сознание. Но если он продолжал движение, то ли без сознания, то ли в забытьи, его никто не трогал.
Поскольку у больного руки были связанные, ему на  голову одели сетку, как защиту от насекомых
Вдруг резко стемнело. Дождь собрался, прокомментировал учитель.
Но туча прошла мимо. В тревогах и хлопотах наши путешественники не сразу заметили, что больной уже полностью  перестал стонать.
Стемнело, и чтобы не заблудиться, учитель предложил остаться на ночь там, где их застала темнота.  Неожиданно   раздался голос больного, к которому за время этого пути уже отвыкли прислушиваться. Он обращался к учителю. «А сколько времени пути осталось до оазиса?
Учитель показал знаком, чтобы не вмешивались. А сам ответил  «думаю часа два»
Больной немного помолчал, а потом  вдруг сказал: « А стоит ли из-за такой малости
оставаться ночевать в пустыне?
Учитель ответил: «Да ты прав. Продолжим дорогу»
Учитель боялся, что если он полностью придет в сознание, к нему может вернуться болевой синдром. Сборы были недолгими. Спутники продолжили свой путь. Учитель незаметно снял с  больного веревку, дав ему возможность идти самостоятельно.
Наконец прошли эти два  заветных часа и путники вступили   в  живительную  прохладу
оазиса.
Насытив жажду, они все вместе стали осматривать больного. Осторожно развязали ногу. Осмотрев ногу выше повязки, они увидели, что опухоль заметно спала. В это время к ним подошел старик, постоянный обитатель оазиса. Взглянув на ногу, он произнес; «Ну что ребята! Второй день рождения ему можно праздновать!»
Дед рекомендовал оставить на 2-3 дня больного в оазисе, пока опухоль и синева  не пройдут. Последуем его совету.

Эту миниатюру я прочел в какой-то газете лет сорок назад. Может что-то забыл, но фабула не искажена. Помню, что у нас дома даже возникли разногласия.
Кто здесь главный герой?
Дети мои считали, что бесспорно учитель. А я считал, что пострадавший. Прошли годы. Сегодня я считаю,   как мои дети тогда. А как считают мои дети? Не знаю.
Может и вообще забыли.
Но дай нам БОГ  побольше таких достойных людей!


Рецензии
История со счастливым концом.
Каждый достойно справился с возникшей экстремальной ситуацией.
А Главный кто?
Пожалуй, всё же Учитель)

Татьяна Фучиджи   13.04.2017 12:31     Заявить о нарушении
Дорогая Таня!
Большспасибо!
С уважением

Михаил Шаргородский   25.04.2017 21:13   Заявить о нарушении