Сестры милосердия

- Мама, мама, ну проснись! – дочка будила Зою. Она вздрогнула.
- Что случилось?
- Ты опять кричала «он живой» и плакала. Мамуль, опять война приснилась? Она давно кончилась, а ты у меня всё воюешь, людей спасаешь, - дочь поцеловала мать.
- Просыпайся, пойдём праздновать, ведь сегодня День Победы.
- Иди, я сейчас приду.
День Победы, весна, солнышко весело играет на занавесках, за окном слышится музыка. Зоя вздохнула. Сколько времени прошло, а ей всё снятся лихие годы войны. Она, не успевшая закончить медучилище, едет на фронт в полевой госпиталь. Немного страшно, но она ведь комсомолка, не может сидеть дома, когда враг под Москвой. Ещё предстоит узнать всю боль, кровь, потери, а сейчас она едет с подружками по курсу, разглядывает вдоль дороги разбитую технику, беженцев, хмуро идущих чёрной толпой. И вдруг – раздирающий вой самолёта. «Воздух!» И всё перемешалось: крики, взрывы, стрёкот пулемётов и трупы, трупы вперемешку с землёй.
Зоя до сих пор, услышав гул самолёта, вздрагивает, непроизвольно втягивает плечи и стремится пригнуться.
- Мам, дочь снова заглянула в комнату, замялась, - там к тебе женщина приехала, говорит, издалека, с дочкой. Знаешь, мам, девушка так на меня похожа.
Зоя вошла, в прихожей стояла женщина в широкой юбке, кофте и ярком платке на голове. Рядом с ней стояла девушка, как две капли воды похожая на её Катю.
- Я Полина, - представилась женщина, - а это Зоя, моя дочь. Я жена Степана. Извините, что вот так приехала. Стёпа умер, в его военном билете я нашла ваш адрес. Он рассказывал, как Вы его спасли, вот решила Вас проведать, поговорить.
- Да вы проходите, - Зоя засуетилась. – Катя, приглашай гостей.
Сидя за столом, Зоя рассказывала.
- Ты, Полина, на Степана не обижайся, он ни в чём не виноват. Я сама его выбрала, он говорил, что женат. Солдаты бережно к нам относились, ничего лишнего не позволяли. Но он мне очень понравился. Я не отбивала его от семьи. Просто шла война, жила одним днём, боялась не долюбить, нагляделась смертей. Помню первый бой: снаряды рвутся, пули свистят, надо раненых выносить с поля боя, танки пошли, грохот. На меня взрывной волной труп солдата бросило, я как заору, голову руками обхватила и кричу. Степан подполз, стал меня трясти: «Сестричка, очнись!» Потом привыкла, даже не обращала внимания на этот гул, занималась своим делом: вытаскивала раненых, переживала, когда не успевала спасти. Особо молоденькие бесусые солдаты мамку всё звали.
Зоя провела по лицу рукой, как бы убирая воспоминания прошлого.
- Хватит о грустном, давайте чай пить.
- Тётя Зоя, но всё равно расскажите, как вы папу спасли. Ведь это в честь Вас он меня назвал Зоей.
- Да, это так, - проговорила Поля, - ведь мы хотели девочку до войны, у меня ребята были, мечтали Катей назвать, а, видишь, как получилось. Я на тебя, Зоя, не в обиде. Ты моим деткам отца спасла. А что было – так это война нашими судьбами распорядилась. Нам в колхозе тоже нелегко было с малыми ребятами. И голодали, и до изнеможения работали. Если всё рассказать, книгу можно писать, - Полина потёрла руки. – Болят, спасу нет.
- Ну, тётя Зоя, расскажи, - девушка заёрзала от нетерпения на стуле.
- Тяжёлый бой был в тот день, - начала свой рассказ Зоя, - много раненных было. Мы их в блиндажи переносили, за ними должна была приехать машина. Ваш отец с бойцами находился там. Внезапно самолёт прилетел, бомбить начал. Я за очередным раненым ушла, оборачиваюсь, а бомба рядом с блиндажом разорвалась, разворотила всё. Когда самолёт улетел, начали разбирать завалы, мёртвых в одну сторону, а кто живой – в другую. Живых были единицы. И Степана тоже к мёртвым положили, подбегаю, а он тёплый.
- Живой он, слышите, живой, - меня уводят, говорят: «Зоя, у него пульса нет, уйди». А я в него вцепилась: «Не дам хоронить, живой он, тёплый».
«С ума, видно, баба сошла, оставьте его, потом похороним», - а я всё гладила его по щеке и трясла.
- Степан, очнись, не верю, что умер.
Затем пришёл врач, стал осматривать его, и здесь он вздрогнул, сердце забилось. Вот так бывает. Его отправили в госпиталь, а вскоре и меня комиссовали по беременности. Дочке сказала, что её отец погиб, не хотела волновать лишний раз. Так вот и живём с ней.
- А ты, Зоя, приезжай к нам с дочкой в деревню в гости, негоже доченьке про отца не знать, да и не чужие они с моей «зайкой», - проговорила Поля.
Раздались первые залпы салюта, девочки, взявшись за руки, побежали на балкон. Оттуда раздавалось их громкое «Ура!»
А в комнате женщины плакали, плакали, каждая о своём…


Рецензии