Северный Плутарх Е-Е

в I веке античный писатель Плутарх создал что-то типа словаря-энциклопедии об известных ему современниках. В ХХ веке группа писателей парилась на нарах во Владимирском централе и от скуки написала ироничный и саркастический словарь "Новейший Плутарх" (среди авторов небезызвестные фигуры -  Даниил Альшиц, Даниил Леонидович Андреев, Василий Васильевич Парин и Лев Львович Раков) ... Я дерзнул написать свои "сравнительные жизнеописания" несуществующих людей Севера России, преимущественно моих земляков из Республики Коми, а так же несуществующих событий, читая которые северяне скажут - "ДА, этого не было...Но вроде как всё-таки было!".
------------------                ---              ----------------


Ебрусарова Фекла (Пеклунья) Матвеевна ( 1638 — 1703 гг.) - знахарка, кулинар, ведьма . Насчет «ведьма» - это, конечно, злые языки. Правильнее сказать — первый народный технолог приготовления пищи, поделившийся знаниями и умениями с сотнями людей. Проживала в Лозыме, но родом была с Лузы. Не осталось в документах уточнений — с какой Лузы? Возможно с нашего современного Прилузья, но возможно и из Лузского района Кировской области, в те времена, как раз накануне реформы Петра I вятская знать перебиралась на Муром и Владимир, а народ разбегался — в Казань да в Кунгур. Фекла поехала на север. Почему — теперь неведомо, но скорее всего уехали с земель будущей Сибирской губернии ещё её родители, от голода 1638-40-х годов (впрочем и в 1676 голод был страшный).

В Лозыме она жила на устье курьи, которое называется в народе Место Молний. Теперь там стоит детский санаторий и молнии молотят рядом с ним.
Время переезда и время жизни в Лозым(е) неизвестно. Все данные о Фекле-Пеклунье (Пеклунья — коми вариант имени Фекла) собраны в докладной записке 1710 года, когда на стол Петру I  готовилась обзорная аналитическая записка о числе народонаселения в землях зырянских, граничащих с новой Сибирской губернией. Там же — в том обзоре и сказано о Лозыме и авторитетных людях земли, где «аптечное дело народное, а хлеб едом токмо в монастырях, а здесь едом, ибо Фекла та Ебрусарова с Урала придумала печь кисели мучные, ячменные да овсовые хлебом называемые». Пусть не вводят вас в смущение ссылки на Урал, скорее всего «аналитик» начала 18 века просто заехал на Север с уральского маршрута, где «хлеб пекли уже изрядно», а на Вятских Увалах и травники-знахари вовсю промышляли. Видимо, посчитал, что и Фекла тоже с Урала.

Напиток пивной — сур по-коми называемый — в изготовлении Феклы-Пеклуньи превращался в волшебный эль, способный зарядить мужика такими силами, что шлялись он по лесу неделями без сна. Могли утром выйти из Лозыма на Серегово, а к вечеру вернуться, а потом «париться четыре часа со всеми девками да бабами подряд. Не желая зла, а однажды, когда баб не было, не со зла отпарили двух мужиков из Тренги”. Население Киберского и Лузского края за четверть века увеличилось в четыре раза (для сравнения — Вымская земля за это время приросла лишь на 8%, Сысольская — на 11%).
«Ведьма-баба» стали называть Феклу за то, что изобрела она напитки, которые оборачивались жесточайшими галлюцинациями для тех, кто попробовал. Люди видели маленькие железные дома, которые ездили по твердой дороге, видели детей, которые разговаривали с маленькими коробочками и ругались между собой на расстоянии во много верст, видели воду, которая текла по желобу прямо из стен домов и светящиеся ящики в углу изб, из которого говорили иконы « Телеканал «Юрган» представляет — бодибилдеры собрались в Ухте...» И много чертей мелькало в тех ящиках с большими мышцами и голые.. Одетые же люди, говорили странные вещи и показывали невиданные продукты. Вот что творила «ведьма» Пеклунья.
Говорят, что в момент смерти её, соседи видели, как в избе ярко вспыхивали окна, и трясся весь дом-керка. «Гром стоял среди зимы. А у мертвой Феклы нашли на печи цифры дьявольские углем писанные — 168214». Шло Лета 7211 от Сотворения мира. Через триста лет цифры «углем писанные» окажутся почтовым индексом с.Лозым Пажгинского сельсовета Сыктывдинского района.

Еросов Фаддей Митрофанович (1799- 1898 гг.) Ложкарь. Переписчик книг. Лодочных дел мастер. Родился в деревне Божеупаси на севере Архангельской области. Невозможно и сегодня (при всех системах Глонасс и навигационных космических снимках) сказать наверняка — принадлежит ли эта территория сегодня Ненецкому автономному округу Архангельской области или Усть-Цилемскому району Республики Коми. Достаточно сказать, что в Министерстве природных ресурсов и в Русском Географическом Обществе в 2016 году разразился тихий скандал, который прятали от прессы настолько честно и настолько он был необычным, что разговор о предмете скандала был даже с участием Президента России. Дело в том, что обнаружилось несколько сот(!!!) квадратных километров — неучтенной площади России. Это было тем более скандально на фоне восторгов в телепрограмме «Время» об открытии в 2013 году маленького острова Яя в море Лаптевых в архипелаге Новосибирских островов, который по размеру-то всего 360 на 125 метров. А тут квадратные километры! Только в самом широком месте «неучтенка» оказалась шириною 48 км — площадь современной Москвы без учета Новой Москвы. Как будто несколько столетий смотрели политики и ученые на карту, которая была скомканная, и в складке которой потерялась линия местами шириною в 48 км, местами в 1,5 км. Не чудо ли? Не странность ли? Скандал — это точно. И вот в этой Невидимой Божеупаси родился двести лет назад человек, который прожил без 8 месяцев 100 лет и, как оказалось, оставил долгоиграющее наследие.
Наследие Фаддея Митрофановича было следующее — он оставил 1 сына и двух дочерей, сын погиб в лесу, оставив внука, внук погиб в лесу, оставив ещё одного — для Фаддея правнука, а вот уже у правнука родилось 6 сыновей, у каждого из них по три сына, а у одного ещё и восемь девок, да все живы. С 1950-х годов сосчитать уже было трудно, а с 2017-го и вовсе невозможно. Расползся по белу свету род Фаддея. Но и от дочерей веточки тоже интересные побежали — дочери за местных мужиков замуж убежали, а вот их дети — уже в середине 19 века приезжали с Вологды да с Соловков с грозными людьми — старались деда и деревню староверческую изничтожить. Проклял их Фаддей, хоть и грешно проклинать. След их внуков только мельком проявляется, но зато каким «мельком» - заместителем директора музея Истории атеизма и религии в Казанском Соборе Ленинграда был один из потомков Фаддея. Холостой, с поврежденным лицом во время войны. ...Это человеческое наследие.

Духовное наследие Фаддея: 1)книга «Критика книги Еноха, как ереси не прошлого, а будущего», в комментариях которой написано о телеканале Рен-ТВ старославянскими ругательствами  столь витиеватыми, что ни одно не повторяется в 4 строчках мелким шрифтом. (между прочим,дата такая - «лета 7389», что означает 1860-й год); 2) «Житие 14 проходимцев, разоривших земли Северныя», в котором рассказывается о территориях опережающего развития «ойлигархах -демонах» и «главах РИСК-публик»; 3) « Онтология и эсхатология идиотизма в позднейших формах безбожия» - материал хранится в Книжной Палате, был в 1972 году выкран для чего-то представителями английского посольства, среди которых 2 сотрудника позже были объявлены шпионами. Один из них — Гленн Шарп — двоюродный брат известного политтехнолога Уильяма Шарпа, которому приписывают авторство ряда «цветных революций». Сам же Гленн Шарп был проповедником одной из ветвей  Церкви адвентистов Седьмого дня. Предположительно — и английскую разведку, и адвентистов интересовали глубоко прописанные Фаддеем Митрофановичем (или автором, которого он переписывал) стороны русской души, к которой иностранцы  никак не могли подобрать «код взлома». Фаддей Митрофанович хорошо расписал антивирусы. А ещё вероятнее — глубоко заплел мозги. И нашим, и «вашим».

Материально наследие Фаддея Митрофановича Е.: более 20 ложек в музеях регионального масштаба, 2 ложки — в Эрмитаже, более 80 штук — в школьных музеях и всего настругано и набито для пользования односельчанами и «гостилыми людьми» более 2,5 тысяч штук. Не спешите смеяться — дело в том, что рисунок ложек Фаддея Митрофановича не только совпадает с рисунком новгородских ложек найденных на археологических раскопках в Великом Новгороде  периода ХI-ХII веков, не только тип красителей соответствует той же - вареной ягоды,коры, луковичного клея и т.п, но и  рисунки на некоторых ложках показывают:складывающиеся горы и реки, показывают обтекающие людей книги, а так же: нефтегазовые вышки, ракеты СС-20, называемые в США «Сатана» (на ложках с надписью «Изыдь на Айову, сотона»), длинный мост, напоминающий Крымский и  почти фотографическую копию-рисунок  яхты Абрамовича.
К материальному наследию Фаддея Митрофановича так же относятся лодки Роспотребнадзора села Хабарихи, лодки двух егерей (лодкам по 140 лет), носовая часть, прибитая к барной стойке в ресторане «Дворянское гнездо» г.Ухты и кормовая часть — оформленная с унитазом в древнюю облегчительную композицию в ресторане «Blek Tommi” в городе Кирове.
Похоронен Фаддей Митрофанович в тайге, в двух верстах к западу от Божеупаси, как раз там, где начинается «складка карты», вызвавшая тихий скандал в Русском Географическом Обществе.
---------------------------------------------------------

Еантыбе Эльвира Нгановна ( 1992 г.р) — из ненцев-долганов, феномен регенерации нескольких видов тканей организма зафиксированный единовременно в 2015 году.
Родилась в стойбище оленеводов на полуострове Канин Нос. Школу закончила в Наръян-Маре, в 2014 году окончила Ветеринарную Академию в городе Троицк Челябинской области. Вернулась на работу в Ненецкий округ, но занималась в основном не оленями, а дорогими породистыми собаками в семьях топ-менеджеров ЛУК-ойла и «Газпрома».
Под Новый 2015 год по пьянке её подстрелил сожитель в поселке Шойна, куда она уже почти перебралась, встретив «любимого» - учившегося когда-то на два класса старше её в школе. Обстоятельства ссоры, пьянки и стрельбы, так же, как последствия уголовного дела нам не интересны, так как в этой истории совсем другая важная деталь достойная N-циклопедии.
Пуля прошла выше печени на 2 см, пробила фистулы легких, трахейные линии, верхнюю часть apex pulmonis , раздробила ключицу и задела касательно затылочную часть головы (видимо, выстрел бы в лежавшую). Вертолет прибыл через 3.45 минут. Доставлена в Центральную областную больницу Архангельска в 16 часов 10 минут. А далее — следите за цифрами: операция длилась до 20 часов 20 минут. В 23.40 минут Эльвира пришла в себя., в 03.20 минут дежурная медсестра заметила, что под капельницами и вообще на кровати, как и в палате вообще, Эльвиры нет. Она подняла тревогу — искали по всей больнице, приехал наряд милиции. В 9 часов 35 минут утра пьяную, в неходячем состоянии, Эльвиру притащили таксист и какой-то молодой парень с ненецкими чертами лица. Реанимировать не требовалось. Наркологическая помощь тоже. При внешнем осмотре в 11 часов 20 минут, оперировавший Эльвиру врач констатировал заживляемость ран после операции равную двухнедельному сроку. При осмотре в 16 часов — четырехнедельному сроку. Рентген показал восстановление костной ткани, легочной и артериальной  в формах равных месячному содержанию в больнице с использованием лучших препаратов мира. В Архангельской областной больнице в 2015 году лучших препаратов не было вообще и даже средние были в большом дефиците.
Факт регенерации организма  Еантыбе Эльвиры Нгановны зафиксирован Комиссией Минздрава РФ.
( без всяких комиссий вертолетчики и пожарные МЧС Ненецкого округа досконально изучили бутылки водки, спирт и поставщиков такого «элексира здоровья». Но пока доподлинно неизвестно — пробовал ли кто-нибудь по пьянке стрелять друг в друга под парами аналогичных алкогольных напитков).
В своей кандидатской диссертации невропатолог Архангельской областной больницы Шилдубей В.А. Предположил, что «касательный удар пулей в затылочную часть головы Э.Н. сыграл ключевую роль в регенерации». Но рекомендацию — бить по затылку всем стреляющим и пьющим — будущий кандидат наук  в диссертации писать не стал.


Рецензии