Из чеховского списка режиссера Анненского

 
            Исидор Анненский родился 13 марта 1906 года в Ольвиополе (ныне Первомайск, Украина). После окончания театральной школы в Одессе работал актёром и режиссёром в театрах Архангельска, Ростова-на-Дону, Баку, в Московском театре Революции. Окончив в 1934 году режиссёрский факультет ГИТИСа, а затем Киноакадемию при ГИКе (курс Сергея Эйзенштейна), самостоятельно поставил фильм «Медведь». Уже этот дипломный фильм принес ему всесоюзную славу и считается самым успешным дебютом в истории отечественного кинематографа. Вот об этих первых творческих шагах его - в границах "чеховского списка" - мне захотелось рассказать. Речь пойдет о трех фильмах мастера, снятых им в предвоенные и военные годы.




                1. Фильм «Медведь»(1938).

           «Медведь» — советский художественный фильм по одноимённой пьесе А. П. Чехова.  Это один из самых успешных режиссёрских дебютов в истории советского кинематографа. Бывает так, начинают «за здравие», а кончают по-другому. Дебютная картина  Анненского «Медведь»   получила — в первый и последний раз за тридцатипятилетнюю карьеру режиссёра — единодушное признание критиков и имела значительный успех у зрителей.

                В фильме определились и основные принципы режиссёрской работы Анненского, и одним из первых  была «ставка» на крупных театральных актёров. В этом фильме снимались самые крупные мастера отечественного кинематографа Ольга Андровская(1898—1975) и Михаил Жаров(1899-1981). Исполнение роли помещицы Поповой - дебют О.Андровской в кинематографе. М.Жаров сыграл громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова.

                Сценарий  писался конкретно для Михаила Жарова и Ольги Андровской. Согласно основной сюжетной линии, к помещице Поповой, чувствительной и тяжело скорбящей о смерти супруга, неожиданно приезжает хозяин соседнего поместья, отставной поручик артиллерии Григорий Смирнов -  русский военный мужчина с богатырскими усами. Он отчаянно нуждается в деньгах и требует немедленно вернуть долг покойного мужа Елены Ивановны, категорически не желая покинуть её дом, а получив отказ — затевает ссору и вызывает вдову на дуэль. И револьверы горячей парочки уже наготове...  Анекдот да и только!
 
             В «Медведе» есть и   водевильно-театрализованная составляющая, и, одновременно, режиссёру удалось преодолеть театральное «единство времени и места».  Аненнский в своей книге В театре и кино. (М., 1974) многое сам объяснил. По его мнению, самым трудным в работе над сценарием - было раздвинуть сконденсрованное по законам театра время действия. Ведь водевиль включает в себя много шарма, улыбок, ненависти и любви… В результате получился не спектакль, а  кинофильм,  сделанный талантливым режиссером.
             Однако, задача ставилась еще шире  –  показать «обаятельно- мещанскую» атмосферу русского обывателя  конца Х1Х века.  И несомненная заслуга в данной ситуации оператора Евгения Шапиро в том, что он нарушил – в пользу достоверности – привычные каноны операторского искусства:  в композицию  кадра включены не только  мебель,  ковры или портреты, но и шкатулочки,  статуэтки, цветочные горшки и прочее.

             Режиссёр Анненский  вспоминал в своей книге: «Я подробно «обыграл» весь дом Поповой, показал будуар хозяйки, перенес самую дуэль в зимний сад. С помощью монтажа (параллельного действия: Попова готовится к дуэли — слуги спешат ей на выручку) попытался усилить и обострить тревогу за исход поединка. Этот же испытанный кинематографический прием — параллельный монтаж — помог сделать неожиданным и завершающий страстный поцелуй дуэлянтов". Таким образом,  как и положено в жанре трагикомедии, у этой истории оказывается неожиданно счастливый конец. И подумаешь: от ненависти до любви  всего-то один шаг.         
               
              Фильм сопровождает сентиментально-гротесковая музыка Валерия Желобинского - музыкальная композиция, на долгие годы определившая стандарты музыкального оформления чеховских картин. В музыке для кино Bалерий Желобинский широко использовал интонации русских народных и современных массовых песен. Музыка к фильмам по произведениям А. Чехова «Медведь», а  затем «Свадьба» и  «Анна на шее»  отличается гротескностью образов, а также новизной и остроумием музыкально-выразительных средств. В его музыке часто звучали интонации и городского фольклора. К сожалению, этот высокоодаренный композитор умер сразу после войны в возрасте 32 лет.

              Современные рецензенты справедливо отмечали, что эта довоенная короткометражка — настоящий комедийный шедевр, где каждое слово, взгляд или жест совершенно точны, а юмор и само действие держат зрителя постоянно в тонусе. Но столь блистательный режиссёрский дебют Исидора Анненского будет оплачен в дальнейшем слишком дорогой ценой.



                2. Фильм «Человек в футляре»(1939).

              Ровно через год Ольга Андровская и Михаил Жаров снимаются и в следующем фильме И. М. Анненского «Человек в футляре», что также по рассказу А. П. Чехова. Ольга Андровская сыграла Варвару Александровну Коваленко (Варенька), а Жаров ее брата - жизнерадостного учителя Коваленко. Критики не удостоили оценки всенародного «любимчика» Жарова, но отмечали О. Андровскую со свойственным ей  особым обаянием,  мягкость и пластичность созданного образа. Я бы добавила: песенность ее игры. И хотя сама актриса была не очень удовлетворена своей работой, именно такой представляешь себе Вареньку — жизнерадостной, лукавой, глубоко женственной в каждом движении и улыбке.

                А вот образ  учителя  Беликова совсем сбил критиков с  толку, так как был слабоват по части "марксистского" понимания действительности, соответствия  методам социалистического реализма.  Роль  учителя греческого языка Беликова играл Николай Павлович Хмелёв, Народный артист СССР и неоднократный лауреат  сталинских  премий. Так что все шишки посыпались на "крайнего" - начинающего режиссера. «Анненский решил „углубить“ образ Беликова... Но вся-то беда в том, что этот замысел — превратить трусливого и ограниченного обывателя Беликова в активную реакционную силу — оказался порочным», -  писал критик А. Левшин в статье  «Человек в футляре», опубликованной  в Учительской газете от  5 июня 1939 года.
          
                Главное опасение Беликова — гимназического учителя греческого языка — это «как бы чего не вышло». С появлением в городе нового учителя Михаила Коваленко и его сестры Вареньки он начинает строить планы женитьбы. Но его смущает «странный образ мыслей» его возможной невесты и её брата — людей свободолюбивых и непокорных. Местное общество, тайком подсмеивающееся над Беликовым, из-за опасения ненужных проблем с властью оказывается на стороне доносчика Беликова.

              Критик А.ДЕРМАН в статье "«Человек в футляре» на экране", опубликованной в газете "Правда" от 5 сентября 1939 года, категорически заявлял: "В объявлениях о картине сказано, что сценарий сделан «по Чехову». Это несправедливо: он сделан против Чехова, вразрез с Чеховым". А в качестве  аргумента сего, упрекал режиссера в том, что в отличии от Чехова, который пробуждал активность в читателе, тот кормит своего зрителя "разжеванной пищей". Ну, что тут скажешь? Какие времена, такие и "критики".

              Можно согласиться с современным киноведом П.Багровым, что "исполнитель главной роли учителя Беликова — великий мхатовский артист Николай Хмелёв — играл не жалкого, запуганного человека, а сильную, почти демоническую личность". (БАГРОВ П. Исидор Анненский. // Кино России: Режиссёрская энциклопедия. Вып. 1. 2009 (в печати)).
 
       Весьма примечательна короткая, но яркая биография этого гениального мастера перевоплощения.  Николай Хмелёв родился в 1901 году в посёлке Сормово (ныне один из районов Нижнего Новгорода). С 1916 года учился в 6-й Московской гимназии.  Окончил же он историко-филологический факультет Московского университета и 2-ую Студию МХТ. Он как бы "автоматически" стал  артистом Московского Художественного театра, основанного в 1898 году К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко, ибо В 1924 года Студия в полном составе влилась в труппу МХАТа.
                Хмелёв был одним из ярчайших подвижников так называемого «второго поколения» артистов МХАТа. В 1932 году создал театр-студию, которая в 1937 году влилась в Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой.  Художественным руководителем Театра им. Ермоловой стал Н.П.Хмелёв, получивший  к тому времени звание Народного артиста СССР. Умер Н.П.Хмелёв  1 ноября 1945 года прямо на сцене во время генеральной репетиции спектакля «Трудные годы» А. Н. Толстого, исполняя роль царя Ивана Грозного.
           Необычны были обстоятельства и личной жизни великого  лицедея. Первой женой его была актриса Надежда (Дина) Тополева, но она ушла к Георгию Вицину. А вторая жена — актриса театра «Ромэн» Ляля Чёрная - ушла к нему от не менее знаменитого М.Яншина. Личный архив знаменитого "человека  в футляре" — в Музее МХАТ и насчитывает 308 единиц хранения. Именем Хмелёва названы переулок и школа в Сормовском районе Нижнего Новгорода.

                Роль Беликова явилась судьбоносной для актера. О нем бы никогда не вспомнил современный "среднестатистический" зритель, если бы не созданный им образ "человека в футляре". Беликов как бы перекочевал из конца Х1Х века, когда по рассказу Чехова, он был еще «мелким пакостником», который лишь отчасти «отравлял» спокойную городскую жизнь. В фильме же, снятом в период раскручивания сталинской репрессивной машины, показан генезис этой опасной "особи". Поведение Беликова в исполнении Хмелева, на мой взгляд, выглядит одиозным и даже местами зловещим в сравнении с  водевильным стилем той же Вареньки - Ольги Андровской. А открытый и правдолюбивый учитель Коваленко, на самом деле, являет собой укор всей системе разгула доносительства при  сталинизме. Впрочем, с позиций того времени такая  установка режиссера была признана глубоко "порочной".

               
                3. Фильм «Свадьба»(1944).

                «Свадьба» — комедийный художественный фильм, снятый в 1944 году режиссёром Исидором Анненским на Тбилисской киностудии (Грузинская ССР).Фильм был создан по одноимённому водевилю А. П. Чехова, рассказам «Свадьба с генералом», «Перед свадьбой», роману в 2-х частях «Брак по расчету», сценке «Жених и папенька». является язвительной сатирой на обывательские нравы мещан дореволюционной России. Этот фильм вышел к 40-летию со дня смерти Чехова.

              Чехов  беспристрастно описывал человеческие пороки и заблуждения. Пошлейшая история своего рода «свадебных разборок» в семье мещан Жигаловых, пытающихся во что бы то ни стало заполучить в женихи капризного чиновника Апломбова, превращается в подлинную энциклопедию национальных характеров.  Мещане Жигаловы, у которых на выданье дочь Даша, к ужасу своему узнают, что чиновник Апломбов (Эраст Гарин), ежедневно обедавший у них и зарекомендовавший себя женихом, жениться вовсе не собирается. С большим трудом удалось отцу Дашеньки уговорить амбициозного жениха сделать предложение. Жених согласился, поставив условием обязательное присутствие на свадьбе генерала.

               В картине был задействован  весь цвет советской кинематографии тех времен. И здесь, таким образом, доминировал принцип "точного подбора" творческого коллектива. Эти имена "мхатовцев" были общепризнаны в то время.
Главные роли распределились следующим образом:
Алексей Грибов — Евдоким Захарович Жигалов, отец невесты.
Фаина Раневская — Настасья Тимофеевна Жигалова, мать невесты.
Эраст Гарин — Эпаминонд Максимович Апломбов, жених.
Зоя Фёдорова — Дашенька, невеста.
Николай Коновалов — Фёдор Яковлевич Ревунов-Караулов, капитан 2-го ранга в отставке.
Михаил Яншин — Андрей Андреевич Нюнин, агент страхового общества.
Сергей Мартинсон — Иван Михайлович Ять, телеграфист.
Вера Марецкая — Анна Мартыновна Змеюкина, акушерка.       
                В этот  невероятный актёрский ансамбль входили также  Осип Абдулов, Николай Плотников, Лев Свердлин, Сергей Блинников, Владимир Владиславский, Михаил Пуговкин, дебютантка Татьяна Пельтцер  и многие другие.

             И  почти у каждого артиста был свой «выход».  Хохмы и приколы — и, тем не менее, испытываешь неизъяснимое наслаждение, когда Осип Абдулов повторяет своё коронное выражение «В Греции всё есть», а Фаина Раневская произносит в сердцах: «Хочут свою образованность показать». Да и ситуационные гэги, жесты, мимика лица (нельзя забыть, в частности, физиономию Веры Марецкой в экстравагантнейшей роли акушерки Змеюкиной) столь же всенародно известны и любимы, как и мгновенные превращения в райкинских интермедиях. Но конец праздника, увы, печален. В торжественный момент прибыл главный гость — генерал. Скандал разгорелся в самый пик веселья, когда выяснилось, что генерал — вовсе не генерал, а всего лишь капитан второго ранга (подполковник). Свадьба расстроилась, а  радостное событие   и веселье обернулись  унижением  «маленького человека», не выбившегося  в «тузы».            

               Многие сцены строились на импровизации, что привело к «обвинениям»  Анненского  « в отсутствии подлинной режиссёрской работы». Думаю, что здесь критики явно переусердствовали,  ибо любой большой успех,  как правило, обеспечивают именно талантливые актёры. Но мнения и выводы конференции по итогам работы советской художественной кинематографии за 1944 г., -  что классика «молча гибнет в безнадёжных руках Анненского», -   преследовали режиссера  до конца жизни. Не потому ли в военном 1944 году его прокат был надолго приостановлен и  где-то в 70-е годы блестящая киноверсия чеховского водевиля оказалась одним из регулярно показываемых фильмов на телевидении. И эта традиция сохраняется до сих пор.

                Но вернемся в те годы... Трудностей было предостаточно. Съёмки проходили в военной Москве в тяжелейших условиях: в распоряжении Анненского имелся лишь один небольшой павильон Студии кинохроники, который размещался в Лиховом переулке, в здании, принадлежавшем документалистам. Работать приходилось по ночам, так  как днём документалисты готовили выпуски «Хроники»). Снимая по ночам  массовые сцены, сложно было добиться  даже элементарной резкости изображения. Оператор Юрий Екельчик сумел  сделать  почти невозможное - достичь  сочетания большого количества крупных планов с мельтешащей толпой гостей на заднем плане. И это полностью соответствовало замыслу режиссёра, который снимал на этот раз не просто анекдот, как это было в случае с «Медведем», а сатиру. Она выражалась уже в самом фантасмагорическом месиве лиц. 

                Кинокартина Исидора  Аненнского «Свадьба» явилась язвительной сатирой не только на обывательские нравы мещан дореволюционной России, но и на хамство вообще.  Благодаря замечательной режиссуре и великолепной игре блистательных актёров фильм получился потрясающим. Наверно, с полным правом можно заявить, что «Свадьба» — один из самых истинно культовых фильмов советского кино.   


                Послесловие.

             Бернард Шоу сказал: "Гений делает то, что должен; талант - то, что может." Думаю, что Исидор Анненский относился к последним. Он являлся автором сценариев почти всех поставленных им картин.  Художник постоянно развивался в своем творчестве и ставил вопросы на злобу дня вне зависимости от того нравилось это кому-то или нет.

           Много "темных лошадок" породила существующая авторитарная сталинская система. И именно, в конце 30-х годов, когда маховик репрессий набирал обороты, выходит, на мой взгляд, самый сильный его фильм по Чехову. Считаю, что в образе "законника" Беликова он вскрыл истинную сущность подобных "праведников" - трусов и предателей.
          Исидор Анненский и сам подвергался травле, что было вызвано элементарной завистью. И это была не только критика. В 1938 году по решению председателя Комитета по делам кинематографии при СНК ССР Семёна Дукельского ему были отменены авторские отчисления от проката картин. Последним фильмом, принёсшим своему создателю материальные преференции стал «Медведь».

          Но не взирая на это, ленты сценариста и кинорежиссёра Исидора Анненского навсегда вошли в золотой фонд советского российского кино, о его творчестве рассказывается во всех энциклопедических изданиях по кинематографу, материалы о нём хранятся в Музее Кино в Москве.

          Исидор Маркович Анненский успел оставить и доверить людям свой бесценный творческий опыт. Им был прочитан курс лекций на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Он издал автобиографическую книгу «В театре и кино» (Москва; изд. БПСК, 1974), где раскрываются уникальные подробности рождения его широко известных фильмов, описывается атмосфера, в которых они создавались, говорится о методах отбора и режиссерских принципах работы с актёрами. В ней опубликованы редкие фотографии разных периодов развития отечественного кино. Электронная версия книги, изданной в своё время десятитысячным тиражом на весь СССР, сегодня широко доступна в Интернете.
         
            И. М. Анненский умер 2 мая 1977 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище. Думается, первый интеллигент и великий писатель  Антон Павлович Чехов был бы ему искренне благодарен.
               
                апрель 2017


_________________________


            Анненский Исидор Маркович(1906-1977) - выдающийся кинорежиссёр и сценарист, многие фильмы которого вошли в золотой фонд отечественного кино. Хочется сразу же вспомнить фильмы: "Медведь" (1938), "Человек в футляре" (1939), "Свадьба" (1944), "Анна на шее" (1954), "Княжна Мери" (1955), "Екатерина Воронина" (1957), "Матрос с «Кометы»" (1958). Такие фильмы как "Анна на шее", "Свадьба", можно смотреть до бесконечности даже зная их наизусть... Другие фильмы И. Анненского: "Пятый океан" (1940), "Бессонная ночь" (1960), "Первый троллейбус" (1963), "Татьянин день" (1967), "Таланты и поклонники" (1973) и др. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1971). Написал книгу "В театре и кино" (1974).
 


Рецензии
Замечательно Вы пишите Елена!
Ваши очерки, если собрать, то прекрасная бы книга получилась.

Владимир Иноземцев   02.05.2018 18:22     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.