Шар

..Поймите, Левон Аркадьевич, дело даже не в том, что Индия - это модно и загадочно, мода здесь вторична, она - следствие. Ключ к разгадке в ее аномально возросшей детализации.

Я задумался об этом буквально недавно, уже выйдя на пенсию, и сравнивая свои впечатления от нее с теми, что были  в 70х годах во время моей работы в советском консульстве в Дели. Ведь все, что я читал об Индии в юности, и все что я видел там тогда, ни в какое сравнение не может идти с тем, что я вижу сейчас, путешествуя по ней уже десять лет, открывая для себя ее бездонную культуру, не будучи в состоянии понять или предсказать примерные сроки исчерпания этой бездонности. Я много поездил по миру, и смею Вас уверить, что будучи человеком любознательным, и увлекающимся то и дело разными мировыми культурами, историей, этнографией и еще Бог знает чем - я всегда не столько пресыщался ими по очереди, сколько они довольно быстро исчерпывались. Начинало казаться, что я уже все об этом знаю, пусть и на поверхностном уровне, но, тем не менее, каждый раз наступал момент, когда мне уже невозможно становилось найти в том или ином культурном контексте нечто настолько новое, что могло бы встрепенуть мой интерес и с новой силой увлечь меня. Точно также было и тогда - в Дели, Калькутте, Бангалоре, вдоль и поперек я изъездил тогда эту землю, и казалось, что все о ней узнал. Но то что происходит сейчас - внезапно открывшееся мне бездонное многообразие культур, субкультур, народностей, обычаев, традиций и красок - поистине шокировало меня. В попытках понять почему я не видел этого раньше, я начал закапываться в этот бесконечный салат.

Я пытался, ей богу, Левон Аркадьевич, докопаться до его дна, понять где он заканчивается. Из глубин выныривали все новые и новые божества и секты, имена, раги, системы текстов и верований, обычаев, обрядов и философий. Через несколько лет такого копания я опустил руки, поняв одну важную вещь - исчерпать этот источник невозможно. И с этого момента я начал искать причину этой аномалии, и эти изыскания привели меня к тому, что она существовала не всегда. Память и предыдущий мой опыт не обманывают меня. Разумеется, если сейчас наводить какие-то исторические справки о тех или иных явлениях - вы безусловно найдете подтверждения в той или иной исторической литературе. Но существовали ли эти явления вместе со своими подтверждениями и этой литературой тогда, сорок лет назад? Вот здесь и кроется разгадка.

Я не буду мучать вас долгими лирическими разглагольствованиями, а сразу перейду к сути. Мой зять Павел работает программистом и создает игры. Я, не успел захватить эту сферу  естественным образом, и, будучи человеком в какой-то мере старомодным, не особо ей интересовался. Но однажды Павел описал мне одно решение для игры над которой он работал - это была симуляция простой человеческой жизни. Там были персонажи - разного рода людишки, рождающиеся, обучающиеся, работающие, путешествующие, и, в какой-то мере, независимые от человека, который собственно и играл в эту игру. Точнее - это с натяжкой можно назвать игрой - они как-бы жили сами по-себе. Я не очень понял какой может быть смысл играть в такую игру, но Павел объяснил мне, что даже на такое странное развлечение есть своя аудитория.
Но суть не в этом. У созданного им виртуального мира была некая карта, и эти персонажи время от времени упирались в ее край, и он, что логично, решил замкнуть эту карту в шар, наподобии глобуса. Тут я хочу обратить ваше внимание вот на что: представьте себе, что вы создаете новый мир с нуля. Вы теоретически можете сделать его любым, как угодно организовав пространство. Триллионами разных способов. Перед вами нет никакого образца - вы делаете это полностью по своему усмотрению. Можно сделать некий объем жидкости, в котором будут жить подводные существа, можно сделать бесконечную плоскость, можно вообще лишить его твердых предметов, населив пустоту бестелесными духами. Но если населяющие ваш мир существа будут полностью свободны - рано или поздно они упрутся в границу. И в связи с этим, если они достаточно развиты для этого, у них возникнет вопрос об этой границе. Либо, если ваш мир безграничен - решат уйти куда-нибудь очень далеко, будут бесконечно двигаться в одном направлении, пытаясь выяснить что же там, за бесконечным количеством горизонтов. Но это потребует от вас бесконечной детализированной карты, а у вас нет достаточных ресурсов чтобы отрисовать ее. Это попросту невыполнимая задача. Не логичным ли будет замкнуть этот мир в шар, и лишить ваших существ возможности покинуть его? Какой еще может быть смысл у подобной организации пространства, ведь я напомню - вы работаете с нуля, вы не ограничены в решениях, вы можете сделать это пространство любым - полностью твердым, жидким, газообразным. Какой еще может быть смысл у шара, снабженного гравитацией, каковы могут быть иные причины такого технологического решения? Вы даже можете снисходительно дать им возможность слегка подпрыгивать на этом шаре, а когда они спросят,  а что же там наверху - вы им объясните, что там другие шары, но до сколь-нибудь детализированных из них они никогда не смогут добраться, поскольку они стремительно удаляются со скоростью, которую никогда не удастся преодолеть. Как и в любой игре, ваши персонажи будут принципиально лишены состояния покоя. Для того чтобы игра продолжалась - они должны что-то постоянно делать, иначе к игре пропадет интерес. И, разумеется, у каждого из них есть память, но никто из них не может быть уверен, что игра не началась минуту назад.

Но рано или поздно, когда этот мир уже истоптан вдоль и поперек - неужели игра должна закончится? О, нет, вы начнете искать способы наполнить ее новыми смыслами, и коль скоро исчерпана возможность пространственной детализации, вы начнете увеличивать глубину прорисовки в уже существующих условиях.

Ну так и причем же здесь Индия? Вы обратили внимание какое место занимает отдельно взятая страна в контексте современной культуры?  Поймите, Левон Аркадьевич дело даже не в том, что Индия - это модно и загадочно, мода здесь вторична, она - следствие. Ключ к разгадке в ее аномально возросшей детализации.

Я задумался об этом буквально недавно, уже выйдя на пенсию..


Рецензии