C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Один день из жизни министра образования

В эти утренние часы на советской улице всё также шумно и многолюдно, как и до вчерашних выборов. Последние опаздывающие граждане спешат к своим рабочим местам, скорее по привычке, чем по зову сердца, мало ли кто и как из них голосовал, и кто с чем согласен или не согласен. Во всяком случае, их мнение спросили, их услышали и им дали возможность высказаться.
Министр смотрит в окно и на часы. 9 ноль - ноль. Пора начинать.
- Закройте, пожалуйста, двери и вывесите табличку «Не беспокоить». Спасибо.
- Уважаемые товарищи. Не буду объяснять необходимость нашей срочной встречи, так как из новостей вы знаете, что страна уволила прежних работников и вернула власть Коммунистической партии. Я, как действующий министр образования, поддержал эту смену власти, и поэтому наделен полномочиями провести это заседание с прежним составом сотрудников министерства.
Возьмите свои листочки, ручки и приготовьтесь конспектировать. Мы не можем зависеть от низкого уровня заряда батареек и недостатка памяти в ваших записывающих электронных устройствах. Кто забыл, как составлять конспект, – просьба покинуть помещение.
- По процедуре нашего заседания. Через час будет технический перерыв 20 минут. В течение этого часа запрещается покидать помещение, отвечать на телефонные и смс вызовы. При необходимости задать мне вопрос или сделать уточнение просьба поднять руку. После перерыва заседание продлится ещё один час до 11 часов 25 минут, в течение которого у тех из вас, кто сможет сразу сориентироваться, будет время высказать свои инициативы и замечания к предложенным мной планам. Итак, есть вопросы или предложения по этой процедуре?
(Пауза)
- Вопросов нет. Сверим часы, сейчас 9 часов 5 минут. Ровно в 10 часов 5 минут вы сможете выйти на перерыв и вернуться в 10 часов 25 минут в том составе, который останется. Те из присутствующих, которые не вернутся в этот кабинет в 10 часов 25 минут, могут завтра написать заявление об увольнении по собственному желанию.
- В течение следующих пяти лет страна ждёт от нас подготовку и выпуск необходимого состава высокообразованных кадров, которые, как известно, решают всё. Для этого вам надлежит составить письменные обращения единого образца для всех предприятий нашей Родины. В этих обращениях будет содержаться наша просьба к руководству предприятий о составлении разнарядки по количественному и качественному составу требующихся им сотрудников с высшим и средним специальным образованием. Все такие разнарядки нужно составить с учётом имеющихся на предприятиях пятилетних планов расширения или сокращения производства, с учётом выходящих на пенсию и в декрет сотрудников, их обучения и замещения на местах вновь поступающими кадрами.
- Процесс составления таких разнарядок на предприятии должен уложиться в один месяц. Те предприятия, которые в течение двух месяцев в ответ на врученное им обращение, не пришлют своих разнарядок, не будут обеспечены набором студентов и поступлением новых кадров через 5 лет. Однако, они смогут подать свои разнарядки в течение следующих 5 лет с учётом возникающих у них потребностей, тем самым обеспечив себе приток новых кадров через 6, 7, 8, или 9 лет. Если и через 5 лет от таких предприятий не поступит разнарядка на новых специалистов с высшим и средним специальным образованием, повторные обращения из нашего министерства к ним также не поступят. Как вы догадались, обращение к предприятиям от нашего министерства составляется один раз в пятилетку. Вновь создаваемые предприятия получат такое обращение в год их создания, затем в год начала очередной пятилетки и так далее.
- Пять лет. Процесс обучения студентов в учебном заведении очень длительный, но не менее длительным он должен быть и на местах. Передача опыта должна обеспечиваться не только непосредственным присутствием нового сотрудника на своём первом рабочем месте под присмотром начальства, но и регулярными проверками качества выполнения им своих обязанностей. Для этого новый сотрудник в течение 5 лет обязан составлять периодические ежеквартальные отчёты о своей деятельности и планах на следующий квартал. Оценка результатов его подготовки будет включать эти отчёты и ежегодный отчет его непосредственного начальника или того сотрудника, на чьё место он будет назначен через 5 лет.
- В случае выявления существенных недостатков в знаниях у нового сотрудника, он может обратиться за дополнительным образованием, которое будет оплачивать из своей заработной платы.
- Пятилетний срок отработки бесплатного высшего образования и двухлетний для специального образования является обязательным на том предприятии, которое дало разнарядку на сотрудника с высшим образованием или специалиста.
- Мы с вами должны будем обеспечить обратную связь с теми, кто присылал разнарядку на новых сотрудников, проводил их подготовку на местах и оценивал качество их обучения. Для этого мы должны разработать форму обратной связи, когда ежегодный отчет о каждом сотруднике поступает с предприятия непосредственно в учебное заведение, которое его обучало, и далее, это учебное заведение составляет рекомендации по изменению процесса обучения для будущих студентов, с учётом поступивших сведений о качестве подготовленных ими кадров.
- Министерство образования несёт персональную и финансовую ответственность за срыв процесса подготовки новых кадров, которые, повторюсь, решают всё. Надо ответственно отнесись к результатам своего труда и общего дела, ради которого и была создана Коммунистическая партия.
- При отсутствии обратной связи с предприятий сотрудник, который поступил в их распоряжение, считается полностью соответствующим их потребностям и задачам. При поступлении формы обратной связи и не менее 4 отчетов о проделанной работе нового сотрудника, отзыва от его начальника или работника, которого он должен заменить, учебное заведение обязано выделить такому предприятию в следующую пятилетку студента, имеющего более высокие показатели по итогам обучения, призера олимпиад, и таким образом поощрить заботу откликнувшегося предприятия о повышении качества образования в нашей стране.
- Это что касается связи министерства образования и предприятий. Что же касается учебных заведений, то планы по приему в них новых студентов составляются на основе поступивших разнарядок. Если число требуемых кадров превышает допустимый максимум имеющихся в учебном заведении, то мы будем добиваться открытия новых учебных заведений или модернизации существующих.
Иностранные предприятия не могут участвовать в планировании подготовки новых кадров для предприятий нашей стране. Все заявки на обучение от них рассматриваются министерством образования по остаточному принципу, то есть если имеются свободные места, и оплачиваются ими по предоплате. Если сотрудник не  отработал положенный срок на предприятии, он может сменить место работы, но обязан делать отчисления от своей заработной платы на другом предприятии в пользу предприятия, которое по его вине осталось без специалиста или сотрудника. В случае досрочного отчисления студента на его место должен быть зачислен новый студент. Пятилетний план должен корректироваться с уведомлением предприятия о том, что сотрудник приступит к работе на год позже.
- Хочу особо обратить ваше внимание, что при составлении текста обращения к руководителям предприятий должно быть указано о недопустимости оставлять на производстве людей, достигших пенсионного возраста, во-первых, потому что эффективность их труда в силу преклонного возраста снижена, во-вторых, потому это нарушает процесс подготовки новых кадров. В случае, если достигший пенсионного возраста сотрудник в течение пяти лет не смог или не захотел подготовить себе смену, руководитель предприятия может оставить его в должности, оплачивая его труд из собственной заработной платы столько, сколько считает нужным. Источники дополнительного дохода для активных пенсионеров могут быть утверждены в рамках отдельных предложений, поступивших от пенсионеров. К примеру, это могут быть пенсионные колхозы, с выделением каждой полной семье пенсионеров (мужу и жене состоящим в браке не менее 3 лет) земельного участка 8 соток и постройкой загородного дома не более 80 квадратных метров за государственный счет. В дальнейшем пенсионеры не смогут передать такие пенсионные дачи по наследству и в случае развода лишаются права пользования такими наделами. Инвалиды не смогут воспользоваться такими наделами по причине отсутствия необходимой инфраструктуры и медицинского ухода за ними в местах, удаленных от городских условий более чем на 40 километров.
- Пенсионные колхозы смогут реализовывать произведенную ими продукцию в областных магазинах и пунктах переработки овощей и фруктов без уплаты налога на добавленную стоимость. Также возможна организованная продажа саженцев, рассады, изделий народного творчества, рукоделия, публикация авторских произведений, получение гонораров, занятость активных пенсионеров в различных фондах, общественных организациях, любая социальная активность за исключением той, которая нарушает подготовку высокообразованных молодых кадров, делает невостребованным труд учителей и педагогов, губит подрастающее поколение.
- Теперь в заключении об организации работы внутри министерства. За одно заседание не решить всех вопросов и задач, которые стоят перед нами. Поэтому, по итогам сегодняшнего заседания каждому из вас надлежит подготовить только два документа – пример обращения к руководителям предприятий, о котором шла речь вначале, и ваши инициативы по работе министерства образования в рамках подготовки новых кадров. Эти два документа я жду через день. Форму обратной связи мы разработаем, когда решим организационные задачи. Это техническая часть, но она не менее важна, чем сама стратегия работы с предприятиями и учебными заведениями.
- Хочу заметить, что вам не следует превышать рабочий график, и нужно вовремя уходить с работы. Не потому, что это мне так хочется, а потому что то, что вы не смогли уложить в свой рабочий день вряд ли смогут уложить те, для кого вы стараетесь. По поводу ваших инициатив. Наше министерство – это то самое место, где они обязательны, в отличие от тех мест, где инициативы вредят. Поэтому также учитывайте это в своей работе.
- Спасибо за внимание. Время 10 часов 5 минут. Перерыв.
Через 20 минут заместители министра образования вошли в кабинет не в полном составе. Министр слушал все замечания и инициативы своих замов. Записывал фамилию, конспектировал и молчал. Он слушал тех, кому через пять лет надлежит занять его место и отдавал себе отчёт, что на нём также лежит ответственность за их способность быть самостоятельными, за их способность взять на себя ответственность, за их ошибки, и за тех, кого они оставят после себя.
- У нас нет незаменимых людей и это должен осознавать каждый, иначе общее дело заменит всех нас. – Сказал министр и объявил, что заседание завершено.
Вернувшись с обеда, министр остался один в своём кабинете. Было тихо, мерно тикали часы, но ход времени не ощущался, возможно потому, что за окном не было слышно ни одного звука. В этот раз министр не решился подойти и открыть окно, такая тишина давала ему ощущение, что время остановилось, и он неспешно подошёл к своему столу.
Телефон не звонил, и министр знал, что не зазвонит, так как заранее отдал распоряжение секретарю ни с кем его не соединять. Сам он тоже хотел поработать над документами, которые поручил подготовить своим заместителям, ведь, судя по их ошарашенной реакции, от них не поступит достаточно предложений. Он открыл ноутбук, создал новый документ и напечатал: «Обращение к руководителю предприятия». Подвинул к себе исписанные на собрании листки и усмехнулся, подумав: «Ну что же, через день посмотрим, кто из нас лучше конспектирует».


Рецензии