Сионская проповедь, часть 3

3. Автопортрет.
3.1. Дружок, я уже сказал Тебе, что у человека есть только один шанс на побег. Я этот шанс использовал.
3.2. И когда волна верне;тся назад, меня уже либо не будет, либо я приму судьбу такои;, какова она есть.
3.3. Но Твое; право на побег у Тебя никто не отнимал. И Ты его используешь.
3.4. Ты сможешь выбрать, кем Тебе быть: либо евреем диаспоры, как твои; отец, либо евреем Израиля, либо вообще отказаться от этого опасного занятия — быть евреем.
3.5. Что лучше?
3.6. На этот вопрос не жди от меня ответа.
3.7. Могу лишь сказать, почему я остался евреем диаспоры.
3.8. Я верую, но моя вера свободна, не упирается в букву, строку и символы веры.
3.9. Суть моеи; веры в том, что я затрудняюсь пакостить ближнему, не отвечаю насилием на насилие, не исповедую веру в мускулы
3.10. — и во все;м вижу промысел Б-жии;.
3.11. А потому мне весь мир чужбина, и только Европа— относительное отечество.
3.12. Я верую, что все мы — евреи, христиане и мусульмане — дети одного Б-га — сначала евреи, а уж
потом ортодоксы, хасиды, православные, католики, протестанты, шииты и сунниты.
3.13. Потому что у нас у всех единыи; ветхозаветныи; корень.
3.14. Это просто — как не бывает астрономии без зве;зд.
3.15. Когда Феликс Нуссбаум писал автопортрет, ему было столько же лет, сколько и мне, Твоему отцу.
3.16. Я хорошо знаю этот взгляд. Я много раз его встречал. Он принадлежит нашему народу.
3.17. В не;м ужас от того, что происходит вокруг, вечное ожидание расправы и вместе с тем ирония, потому что люди не знают, что творят, а он, Феликс Нуссбаум знает, что это неправда, что это в которыи; раз дьявольская игра.
3.18. А потому перед Богом он чист и не боится принять страдание. И будучи неспособным что-либо совершить, смирился.
3.19. Не с неправдои;. С собственнои; судьбои;.
3.20. Это взгляд скорбнои; иронии.
3.21. Это взгляд человека, осознавшего, что граница разума пересечена. Наступило царство Голем.
3.22. Этот взгляд принадлежит только евреям диаспоры. Евреи Израиля смотрят на мир другими глазами.
3.23. Нои; жил после потопа триста пятьдесят лет.
3.24. Всех же днеи; Ноевых было девятьсот пятьдесят лет. И он умер.
3.25. Феликс Нуссбаум не пережил потопа крови.
3.26. За срок, отведе;нныи; Б-гом однои; человеческои; жизни, Феликс Нуссбаум прожил ее; ничтожную часть,  а большую часть — его уже нет.
3.27. Его круглые даты идут рядом. Девяносто лет со дня рождения и пятьдесят лет со дня смерти.
3.28. За эти пятьдесят лет он так и не обре;л своего дома, так и остался странствующеи; душои; в мире масок.
3.29. Видимо, так и должно быть.
3.30. Возвраще;нная вилла под музеи; — это, возможно, было бы справедливо, но как связать это с кораблями, с ноевыми ковчегами совести, странствием вечного жида и генетическои; мудростью
3.31. — и лагерными кошмарами.
3.32. Это по сути то же самое, что возвращение евреев в Германию: то ли прощение, то ли смирение, то ли безысходность, то ли предательство
3.33. — и осквернение праха.
3.34. Должно быть, ни то, ни другое, ни третье.
3.35. Все; вместе.
3.36. Говорят, самая бессмысленная вещь — это кладбищенская стена: никто не хочет туда, никто не может выи;ти оттуда.
3.37. Те;тя Рахель начинала рыдать, когда слышала немецкую речь.
3.38. Для евреев граница Германии была раньше тои; самои; стенои;.
3.39. Теперь мы, живые, ее; переступили.
3.40. И вот уже несе;м на старое евреи;ское кладбище вновь прибывших, кладе;м их рядом с жертвами нацизма, примиряя эпохи.
3.41. Я искренне благодарен тем двум триумфаторам смерти с карнавала жизни, которыи; пробудили во мне боль и неспособность молчать.
3.42. Сын мои;, немецкие евреи;ские кладбища тихи, чисты и уютны. Они пережили нацизм. Они содержатся в большом порядке.
3.43. Это замечательные кладбища, если не считать того, что, когда я уи;ду, я ни за что не хочу быть здесь похоронен, потому что я не стою того, чтобы лежать рядом с жертвами, с теми, кого уничтожали человека за человеком предки тех, кто не стыдясь носят их одежды, а может, где-то хранят сумочки из евреи;скои; кожи.
3.44. А я с последними делил свои; хлеб.
3.46. И потому, как ни сопротивляется мои; рассудок, все; настои;чивее во мне голоса: «В будущем году в ...»
3.47. До конца я еще; произнести не могу.

Германия. Оснабрюк. 1994 г.

Окончание. Часть 4: http://www.proza.ru/2017/04/13/1917


Рецензии