Ереке и цветы

               

"Цветы -это напоминание о Рае"
Эрих Фромм

Сколько помню себя, всегда была неравнодушна к цветам. Видимо, это перешло ко мне от мамы, человека с нежной, как цветы, душою. Под окнами спальни ее стараниями росли дивно пахнувшие чайные розы. А вдоль дорожек, за небольшим деревянным палисадником, до самой осени благоухали белые и розовые гроздья флоксов.

В наш конфетно-букетный период, после трудового дня, за цветами Ереке мотался в соседние села, Чемолган и Каскелен. Ну не продавали цветы в то время в нашем небольшом рабочем поселке! Так и подкупил, редкими по тем временам, тюльпанами и розами.

Прошло немного лет, мы уже были крепко связаны узами Гименея. Как то, возвращаясь  с работы, я увидела, что на центральной площади продаются каллы. Как прекрасны были эти цветы, со свернутыми в трубочку  белоснежными бутонами в гуще темно-зеленых  листьев! Запыхавшись, с порога кричу мужу, видела цветы на площади  и желаю получить их в подарок. Удобно устроившийся перед телевизором Ереке не собирается покидать нагретое место и с пристрастием расспрашивает,  что это за цветы - каллы, и какой сегодня праздник. Мое приподнятое настроение понемногу улетучивается. И последний вопрос: "Ну, и почем он, один кал?",-окончательно отбивает желание получить цветы...

Всюду, где бы мы ни жили, я разбивала цветники. И участок земли дома на улице Учительской, в котором мы поселились почти четверть века назад, постепенно из огорода превратился в уютный сад, где буйное цветение продолжалось от схода снега и до первого снега. Вначале муж был просто сторонним наблюдателем того, как  я корячусь в своем саду изо дня в день, занимаясь посадкой, пересадкой, прополкой, поливом. Когда цветник отнимал уж очень много времени, он раздражался,и требовал внимания к собственной персоне. Грозился, что вскоре вырубит все цветы и засадит сад помидорами. А еще, особенно в весенний сезон, Ереке пытался на базаре не пускать меня  в ряды, где торгуют цветочной рассадой. И радовался, если старушки-цветочницы, завидя меня, сокрушенно разводили руками и говоря: "Нет у нас для Вас ничего нового".

    Но спустя время, когда мой цветник разросся, стал благоухать чудными ароматами и радовать глаз буйством красок, супруг начал с гордостью демонстрировать сад многочисленным гостям. И построил шикарную баню и беседку, которую мы окрестили "Кафе Жанибек», в честь первого внука, чему наш малыш немало радовался. Моими стараниями беседку со всех сторон оплели плетистые розы, девичий виноград и благоухающая жимолость.

    Со временем уж начал проявлять живой интерес к цветам и все чаще стал помогать мне в саду. День, когда он спросил: «Может пересадим купену, уж больно она разрослась»,- был для меня историческим. Свершилось! Он запомнил название цветов! Теперь он из  ярого противника сада превратился в лучшего помощника. Вечерами, ожидая возвращения суженого с работы, я коротала время занимаясь садом, и иногда не замечала его появление. Быстро переодевшись, он выходил во двор и молча, со стороны, наблюдал за мной. Уличенный в подглядывании, оправдывался, действительно, оказывается, можно бесконечно долго смотреть как работает увлеченный человек. "Я поставил чайник, пойдем, попьем чайку",- говорил он мне. Я подтрунивала над ним: "Ты любовался мною или цветами?" Он подыгрывал, с жаром восклицал: - Любовался Красотой! А любоваться, действительно, было чем. В нашем цветнике благоухали розы и душистый табак, жимолость и лаванда. Буйно цвели лилеиники, монарда, эхинацея и еще многие цветы, с не менее экзотическими названиями.

    В ту злосчастную весну 2015 года дети разъехались кто куда, и мы остались вдвоем в огромном, опустевшем доме. Как то, коротая время за чаепитием, я сказала, вот и дети разлетелись; построен дом, выращены дети, а нам теперь остается любоваться цветами. Ереке лишь только горько вздохнул в ответ. А перед окнами столовой расстилался ковер небесно-голубых флоксов и цвела ярко-оранжевая японская айва. Весна настойчиво ломилась в наши окна. Мы вместе рьяно начали готовиться к приезду детей на майские праздники.  Осторожно лавируя по узкой дорожке садовой тачкой, стараясь не повредить цветы,Ереке аккуратно выложил  площадку для отдыха и приготовления шашлыков камнем.

    Спустя неделю  на одной из площадок соседи соорудили очаг для казана, а рядом установили огромный титан для кипячения воды. После нескончаемых, казалось бы, дождей, установилась ясная, солнечная погода, и женщины прямо в саду накрыли длинные ряды столов. В очаге варилось мясо, в казанах готовился плов, пыхтели самовары и титан. Все происходило как бы само собой, будто по мановению волшебной палочки. Родные, соседи, друзья, друзья детей, не покладая рук, круглые сутки готовили Ереке в последний путь. Нескончаемым потоком все шли и шли люди с соболезнованиями.

    А вдоль узких дорожек, стройными шеренгами высились чистые, омытые щедрыми дождями,алые, словно внезапно остановившееся сердце Ереке, тюльпаны. И было совершенно невероятно, что, как пишут в титрах фильмов, во всеобщей суматохе и пред похоронной суете "ни один цветок не пострадал".
    А я все реже и реже  стала выходить в наш осиротевший сад.


*Ереке - уважительное обращение от полного имени Еркаш. Так, сокращая полное имя, казахи обращаются к старшим по возрасту и супругу.


Рецензии