Запрещённые слова

На недавнем семинаре по азам писательского мастерства мне сделали замечание, что в моём эссе два 'является' в соседних предложениях. С этим я согласен, и вообще, у меня ещё много технического брака, так как писать прозу я начал совсем недавно и создаётся она в очень тяжёлых условиях. Но тут же кто-то сообщил, что слово 'является' является (извините за каламбур) страшным словом и его лучше вообще не употреблять в прозе.

В таком случае можно мне спросить: "Является ли эссе прозой и читали ли Вы эссе"?

Дома я рванул к Жану Кокто, чьи эссе были для меня самыми первыми. Нашёл четыре 'является' в трёх эссе. Не густо. Но всё же можно! Или нет?

Проверил у горячо мною любимого Андре Моруа, чьи литературные портреты, кажется выросли из эссе. Почти в каждом произведении нашёл с дюжину 'является'.

Сделал поиск этого слова в эссе у поэта Бродского. Поисковик зашкалил за сотню и остановился.
Может, всё-таки поэтам разрешаются 'запрещённые слова'? Наверное поэтам разрешается всё? Или нет?

Наверное, всё дело - в умеренности. Да, и ещё в переключении из одного жанра в другой. Возможно, в эссе можно употреблять такие слова, которые в рассказах будут выглядеть 'полными канцеляритами'?
И если в каком-нибудь литературном собрании все вслух читают рассказы, то не очень-то и прилично читать какое-то там эссе? Нарушается однородность, очень тяжело переключиться. Так, после нескольких весёлых рассказиков или стишков, хочется смеяться над самой что ни на есть трагедией. Душевная инерция.

В самой поэзии тоже есть запрещённые слова. 'Всё', 'же', 'уже', 'уж' и другие. Да, начинающие авторы частенько используют их в виде заполнителей - для выравнивания ритма, для правильного числа гласных в строке. Их ещё называют словами-паразитами.
Но это не значит, что их нельзя употреблять вообще. Кстати, как вам словцо 'употреблять' - не пахнет канцеляритом? Доходит до того, что многие уважаемые члены жюри на конкурсах автоматически прекращают читать вашу работу и 'ффтопку' её, если - не дай бог, им встретится хоть один 'ужик'. Помилуйте! Если такое слово есть в русском языке, значит оно кому-то когда-то было нужно? Если его правильно употреблять! (ну вот опять это неприличное слово).

Многие продвинутые поэты-авторы закончили соответствующие гуманитарные заведения, и даже высшие. Там их научили железобетонным правилам - что технически в поэзии позволительно, а что - нет. И они несут эти прописные истины далее - своим негуманитарным младшим собратьям по перу.

Так куются монументальные структуры языка. Ими отмеряется столбовая дорога, остаются за бортом робкие начинания несведущих молодых авторов.


Рецензии