17. 3. Царица Гордость
Непосредственно перед пушкинской сказкой "О Золотом Петушке", в том же 1834 году, - в марте, - вышла в печать сказка П.А. Катенина "Княжна Милуша", в которой так же есть царица Шамахи, - по имени Зюльфира, - которая говорит о себе: "Я Шамахи законная царица"...
Катенинская Шамаханская царица похожа - на державинскую Царь-Девицу.
П.А. Катенин. "Княжна Милуша":
На воронках, в шелковых платьях алых,
Всей области семейств знатнейших цвет,
Сто юношей и десять дев удалых
Всегда при ней , и все ей равных лет;
Г.Р. Державин. "Царь-Девица":
Конь под ней, как вихрь, крутился,
Чув девицу ездока, —
Полк за нею нимф тащился
По следам издалека.
Ну, а княжна Милуша - это вариация княжны Людмилы из пушкинской поэмы. (Да и вся сказка является катенинским подражанием пушкинской поэме "Руслан и Людмила", - а местами - пародией на неё).
Шамаханская царица Зюльфира - соперница Милуши, она едва не совращает её жениха - Всеслава.
Имя Зюльфира (Зульфира) - татарское. Означает оно : "имеющая превосходство".
Почти то же означает и имя Шамах. Имя Шамах в переводе с арабского означает «поднимающийся вверх; гордый».
И получается, что Шамаханская царица - это царица Гордости.
Мы имеем в виду, конечно, пушкинскую Шамаханскую царицу (хотя и катенинская - конечно - "гордая девушка").
Царица Гордости есть в притчевом произведении святителя Иоасафа (Горленко) "Брань семи добродетелей с семью грехами смертными". В этой "Брани" царица Гордость предводительствует над семью смертными грехами. Противостоит ей царица Смирения, - то есть, - сама Богородица, - с семью добродетелями.
Очень похоже на то, что А.Н.Радищев в своём отрывке планов "Бовы" имел в виду именно этих двух героинь поэмы святителя Иоасафа:
"Бова между тем выкинут на берег; лежал долго, встал, идет и видит (описание острова похотливости). Игры, смехи, забавы стараются его целую неделю заводить в любовные сети, но он удерживает свое целомудрие, не ради чего, как по своей новости. Чрез неделю вся прелесть острова пропадает, и он превратился в пустыню; он ходит, находит костер зажженный, на котором горит зажженная змеиная кожа; он ее вынимает, но едва он сие сделал, как день померк, гром восстал; и он видит при сверкании молнии, видит ужасных чудовищ и проч. и между ими идущую жену прекрасную, но взору сурового.
Несчастный, ты сохранил мою лютую злодейку, и я тебе всегда буду мстить. Ее угрозы: не властна я в твоем теле, но в сердце твоем; я им тебя накажу.- Между тем видит он из-за горизонта восходящую будто зарю; мрак исчезать начинает, с ним и призраки и вид жены строговзорой"...
И - появляется жена виду приветливого:
"... Между тем видит он из-за горизонта восходящую будто зарю; мрак исчезать начинает, с ним и призраки и вид жены строговзорой. Он видит летящую колесницу, везомую лебедями; опустилась, нисходит жена вида величественного, приятного; благодарит, что он ее кожу спас и возобновил ее юность. Повествует о духах, как они властвуют над человеком, а сами подвержены, чтоб умножаться, чрез семь дней обращаться в змий, и если их кожу кто унесет, то они становятся человеки, подверженные всем немощам людским и, по долговременной и дряхлой жизни, может быть, и смерти. Люба украла ее кожу и уже сто лет ее держала, но он ее спас; в благодарность она ему обещает блаженство: силой и красотой одарила тебя природа, но берегись моей совместницы и лесть не принимай за любовь истинную".
Возможно, в свою очередь, Пушкин именно у Радищева взял этот срок: "неделю ровно", - только Бова всю неделю "удерживает своё целомудрие", а старый царь "покорился безусловно" чарам Шамаханской царицы. Знаменательно и то, что строговзорая жена Радищева исчезает, как призрак - и вместе с призраками, - так же, как у Пушкина исчезнет Шамаханская царица: "вдруг пропала, будто вовсе не бывало".
Интересно и то, что Пушкин в стихотворении "Друзьям" повторяет слова радищевской героини - "но берегись моей совместницы и лесть не принимай за любовь истинную" :
Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.
и
Я льстец! Нет, братья, льстец лукав:
Он горе на царя накличет,
Он из его державных прав
Одну лишь милость ограничит...
В том, что Пушкин "льстец", - среди прочих, - так же упрекал поэта Павел Александрович Катенин, - в стихотворении "Старая быль", - выведя Пушкина под видом поэта-грека.
Стихотворение "Друзьям" ("Нет, я не льстец,..") Пушкин написал в ответ на осуждение друзьями-романтиками его "Стансов", - напечатанных в начале 1828 года.
В последней строфе "Стансов", - как вы помните, - содержится совет-призыв Николаю I:
Семейным сходством будь же горд,
Во всём будь Пращуру подобен:
Как Он, неутомим и твёрд,
И памятью, как Он, не злобен. / Московский Вестник. - №1,-
1828.
Николаю I предлагалось гордиться семейным сходством с Петром Великим.
Не эта ли гордость стала - спустя два года, - Шамаханской царицей - царицей Гордости?
Если считать всё же с того первого разговора с царём, - когда Пушкин так удачно сравнил Николая с Петром Великим, - то два года, - (что Петушок сидел всё смирно), - проходят в 1828 году.
В этом году за Пушкиным был установлен секретный надзор.
"28 июня 1828 года, почти через два года после ареста офицеров в Новгороде*, общее собрание Государственного Совета утвердило приговор над ними «с таковым в отношении к сочинителю означенных стихов, Пушкину , дополнением, что до неприличному выражению его в ответах относительно происшествия 14-го декабря 1825 г. и по духу оного сочинения, в окт. 1825 г. напечатанного, поручено было иметь за ним, в месте его жительства, секретный надзор ».**
Месяц спустя Николай I скрепил это решение.
Иллюзия равноправности Поэта с государем была развеяна. "Царю наперсник ,а не раб" был прадед Ибрагим по отношению к Петру Великому. В отношении же Пушкина государь утверждал именно его рабство, его холопство.
В "Золотом Петушке" речь идёт именно об этом - о равноправии Воли царя и мудреца-Звездочёта:
Волю первую твою
Я исполню, как свою.
А тут оказалось, что воли их - не равны, - с тех пор, как царя покорила Шамаханская царица - царица Гордости:
Полно, знаешь ли кто я?
Попроси ты у меня
Хоть казну, хоть чин боярский,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть полцарства моего".
Перед царём надо унизиться и просить - тогда он будет добр... А равную Гордость с ним, - с царём, - испытывать нельзя...
Продолжение: http://www.proza.ru/2017/09/17/672
*Хранение и чтение рукописи "Андрея Шенье".
**А.Тыркова-Вильямс. Пушкин.
Свидетельство о публикации №217041302201