Эссе и афоризмы часть 3-я Глава 2

Глава II
№  1
Образчики великих чувств, даваемых нам в произведениях искусства, и столь редко встречаемых в реальной жизни, заставляют восторженных почитателей художника, а чаще – почитательниц, искать их сначала вокруг себя, потом - в биографиях автора. И не найдя их ни там, на там, им приходится сделать вывод, что великие образцы чувств не живут в быту, они существуют в произведениях искусства, их бытие вне рамок обыденности. Оно – в жизни духа творца, придающего житейским деталям зримость Символа, уничтожая их суетную материальную природу и сообщая им свою сущность, над которой не властно время, что и позволяет им пребывать в веках.
* * *
№  2
(О свободе творчества)
Женщина глазами соседки никогда не совпадает с тем образом, который нарисует, глядя на нее, Поэт. Если первая заметит в ней всевозможные несуразности, вроде невымытой посуды или нечищеной обуви, то второй заметит и воспоет ее красоту, которую не видно за житейскими частностями. Увидеть прекрасное может лишь тот, кто ищет и потому видит его. Человек, закованный в суету дел, не может лицезреть красоту, т.к. его внимание поглощено грубыми, сиюминутными вещами. И так было всегда, а не только в нынешний железный, сугубо меркантильный век. Лавочники всегда были озабочены исключительно заботами о хлебе насущном, а нищие художники и поэты грезили об иной реальности. Сейчас, когда лавочничество возведено во всемирную добродетель, поискам прекрасного остается мало места в мире, в котором и так все «прекрасно», где это слово давно идентифицировано с избытком материальных благ, и как следствие, с необходимостью зарабатывать все больше, чтоб способствовать тем самым получению еще больших благ, чтобы человеку стало еще «прекрасней». Их изобилие уже привело к тому, что планета трещит по всем швам под наплывом неслыханного «счастья» от того, что немногие двуногие, завоевав, практически, ресурсы всей земли, могут «благодетельствовать» остальное население планеты, давая ему возможность работать на себя, увеличивая тем самым еще больше материальное изобилие. Транснациональные корпорации – это заводы по производству материального изобилия, возведшие его в религиозный культ. Следствием этого становится превращение планеты в мировую свалку (включая нижние слои мирового океана), с отходами которой никто не знает, что делать, ибо они растут в геометрической прогрессии.
Но действительно прекрасно лишь то, что бескорыстно, что создано вне меркантильных интересов (что, конечно, не исключает возможности впоследствии быть проданным за баснословные деньги). И отсюда в современном мире возникает духовный вакуум, т.к. все сегодняшние творцы некогда уже были проданы, и, начиная когда-то со смелых попыток творить искусство, сейчас находятся вне его, т.к. давно поставили свое творчество на коммерческие рельсы, т.е. давно живут по правилам мира, где и так «все хорошо». Такова была судьба протестного движения в рок-музыки 60-х. Таковы были судьбы Битлз и Роллинг Стоунз, Боба Дилана, начинавшего с острых песен протеста, и кончившего вполне коммерческими балладами; и Энди Верхарна, начинавшего, как создателя авангардного искусства и кончившего в 70-80-е раскрашиванием фотоколлажей. Битлз распались не потому, что они разучились играть, а потому что их творческая энергия растворилась в огромных гонорарах, которые они получали за свои пластинки и выступления. И в этом море золота уже, конечно, становится не до песен, на первое место выходят взаимные расчеты. Такова судьба и Элвиса, за 20 лет принесшего компании Сан, на которой он работал,  42 млрд. долларов. Толстый, заплывший, накачанный наркотиками и алкоголем, он умер на сцене.
Но на самом деле, «все хорошо» бывает только на острове дураков в сказке «Пинокио» - итальянском аналоге русского коммунизма, который нам рисовали советские экономисты 60-х. Воздух острова превращал живущих на нем детей в осликов, которых потом запрягали возить тележку, заставляя  ходить по одной и той же наезженной колее, не помышляя уже гни о чем ином. Это и есть идеал всех Орденов, диктаторов и тайных обществ, мечтающих покорить мир. И нынешний мир приблизился к нему, можно сказать, ближе, чем когда бы то ни было раньше.
* * *
№  3
О закате наследника Древнего Рима, современного Запада, писал еще Карл Маркс. Кризис, по нему, предварял мировую революцию. Но если перевести с Марксова языка на простой и понятный человеческий язык (имеющий уши да услышит!), то получится, что классовые противоречия – это современный духовный кризис западного постхристианского общества. Кризис безверия и расцвет Содомских грехов, а мировая революция – суть Армагеддон, предшествующий концу света, ибо любые революции – это кровь и слезы миллионов, а мировая революция – это, так сказать, революция революций,  которая захлестнет весь мир.  Таким образом, Капитал К. Маркса – это апокалипсис Иоанна Богослова в современной обработке, при всей внешней полемике Маркса с Христианской религией, именующего ее «опиумом для народа».
* * *
№  4
Надевая личины, следуя одной, раз и навсегда выбранной линии искусственного поведения, мы сами вынуждаем себя притворяться. Таким образом, мы попадаем в мир, где нет места подлинным чувствам, и где нам предстоит лишь носить маску, которую после часто бывает можно отодрать только вместе с кровью.
* * *
№  5
(О сокровенном души)
«Тех избегай, кто откровенен в словах», -  писал античный философ Менандр. Почему фамильярность и болтливость несовместимы со сдержанностью и достоинством? Да потому, что они строят человеческую личность на взаимоисключающих началах. Если целомудрие и сдержанность, присущие, скажем, раннему Христианству, позволяли сохранять в душе людей тайное, личное, не делая их предметом публичной огласки (что позволяло  великим художникам того времени создавать мировые шедевры искусства), то фамильярность, болтливость, просто пошлость, столь присущие веку нынешнему, делают мир плоским, как блин. Они, как бы, утверждают:  ничего сокровенного в мире нет, а есть несколько простых житейских правил, которым может следовать любой («просто сделай это!», «спасибо, что очередной раз спасли этот мир, ребята!», «мы же одна команда!» (т.е. у человека нет ничего личного, вместо своей головы у него коллективный разум команды, как у пчел или муравьев – С.С.) – вот самые расхожие рефрены современных западных фильмов). Мир больше не делится на дураков и умных, гениев и бездарностей, красивых и уродов, даже – на мужчин и женщин, пап и мам. В нем теперь есть только некие двуногие бесполые особи, следующие одним и тем же простым неписанным правилам: «просто будь собой», «этот мир создан для тебя», «просто возьми, и сделай это», и т.д. В современном мире сокровенному, тому, что является плодом долгого духовного пути, придается характер публичности, т.е. того, что мгновенно и легко доступно каждому. Фамильярность, деланное прямодушие становится нормой и делается сродни душевному стриптизу. Ведь притягательность стриптиза для многих в том и состоит, что интимные места, призванные быть открыты лишь самому близкому человеку в минуты особой близости, становятся предметом публичного достояния. Всеобщая доступность любых вещей в этом мире нивелирует духовные ценности, провозглашает диктат толпы над личностью. В этом  и притягательность идеологий – в том, что они лишают необходимости думать. Т.е. они дают «истину», которая по идее, должна быть плодом долгих, мучительных рассуждений, в готовом виде. Она дает целый букет ядовитых цветов, взрастающих под их сенью, деформирующих вековые правила человеческого общения. В «двухмерности» бытия хоронится  и секрет расцвета карьеризма, в котором человек, отказываясь от своей воли, делегирует ее в послушание вышестоящим: можно получать материальные блага, все выше поднимаясь по служебной лестнице, не озадачиваясь добычей в поте лица хлеба насущного, каковой труд заповедован человеку в библии. В этом, наконец, и притягательность воровства, позволяющего сразу украсть то, что другие собирали долгим трудом. Такой подход к жизни диктует эмпиризм, получающий знания в ощущении, утверждающий, что существует лишь то, что мы видим и чувствуем, а чего нельзя потрогать, - Бог, душа, любовь, - того и нет. В нынешнем времени он воплотился в пошлом лозунге: «бери от жизни все». Но тут есть одно противоречие. Ведь человек, живущий только настоящим, здесь и сейчас, и не создает заделов на будущее. Не создает семью, наслаждается сегодняшней мимолетной любовью (вне семьи, разумеется), не заводит и детей. Он гол перед грядущим. И, конечно, он оказывается вполне беззащитен перед всегда неожиданно наступающими болезнями, одиночеством и старостью. Именно поэтому одинокие, беспомощные старики, пройдя жизненный круг, так походят на беспомощных детей, брошенных родителями в сиротских приютах. Это закономерный исход для людей, не допускавших забот о ком-то, ибо у них, поглощенных необходимостью «брать от жизни все», на это просто не было времени.
* * *
№  6
Знания приобретаются крупицами, невежество черпается чайными стаканами. Что я хочу этим сказать? Что путь к мудрости тернист, а глупость – вот она, перед тобой, ее можно глотнуть сразу столько, что на всю оставшуюся жизнь еще хватит. Никто, например, не мешает юноше совершить поступок, который потом может привести его в тюрьму на всю оставшуюся жизнь. Поэтому знание и родит какие-то нетленные вещи – искусство, философию, а невежество – войны, преступления, науку, постепенно все более отравляющую природу и здоровье человека. Науке должен противостоять нравственный закон, в противном случае, она превращает т.н. «ученых» в дрессированных обезьян, играющих в ядерной бомбой.
 * * *
№  7
 В том и заключается обман сатаны: он поминутно подсовывает нам низкие, сиюминутные удовольствия, взамен духовных радостей жизни, которые одни только и способны приблизить человека к Богу.
* * *
№  8
Каждому народу лестно считать себя богоизбранным, но как только он начинает на этом основании противопоставлять себя другим народам, он, если и не сходит с исторической арены, то довольно скоро перестает играть на ней доминирующую роль.
* * *
№  9
Человек входит в этот мир полным сил и надежд, и лишь обретая жизненный опыт, убеждается, что в этом затхлом, тусклом жизненном устройстве, в котором он обитается, есть возможность двигаться  лишь проторенной колеей по стопам сотен тысяч других. Однако, творчество гения часто прорубает новую колею, по которой будет суждено вновь, как и по старым колеям, двигаться сотням тысяч его подражателей.
* * *
№  10
Ленин – характерный случай для России. Он пример того, как личная долбонутость становится бедой для всей страны.
* * *
№  11
Когда младенец рождается, он полон сил и, кажется, что он проживет еще тысячу лет, однако, этого не происходит. Средняя продолжительность жизни в России меньше 60 (для мужчин). Объяснение простое: окунаясь в гнилостный мир, где царят Фокусима, Мексиканский залив и Чернобыль, человек автоматически со временем сам становится гнилым, чему также в немалой степени способствуют семья и школа, друзья, а также кино, вино и домино, и теряет целебные жизненные силы, превращаясь к 60-ти в развалину.
* * *
№  12
Человек неотделим от своей среды обитания, т.к. является такой же частью природы (хоть и привилегированной), как реки, озера, животный мир, горы и моря. Загрязняя природу, человечество занимается не чем иным, как тем, что пилит сук, на котором и сидит.
* * *
№  13
Объективность истины подтверждается все новым повторением ее в различные эпохи, тогда, как заблуждения рождаются лишь в определенные времена, и уходят вместе с ними, чтобы больше никогда не возвратиться. И в этом свидетельство  субъективности последних.
* * *
№  14
Философия без любви – одно пустое умствование. Воплощаясь в прикладные науки, она деградирует, превращаясь в средство, отравляющее существование человечества химическими производствами, которые медленно убивают его продуктами своей жизнедеятельности.
* * *
№  15
Очень мало мест на земле, где таланту было дано когда-либо пробить себе дорогу. Раньше истинные дарования венчали короны просвещенных монархий, покровительствовавших  искусствам и наукам, теперь они блещут в  развитых странах, имеющих вековые традиции культуры и просвещения. Но поскольку всякий талант сегодня стоит свою цену, ему приходится сталкиваться с тем, что вместе с проданным содержанием, он подчас теряет и саму возможность считать себя таковым.
* * *
№  16
Философия бродит в потемках, если руководствуется лишь рассудочным рассуждением, главной ее движущей силой должна оставаться любовь к Истине.
* * *
№  17
Служанки всегда являются лишь бледным отражением своей госпожи, и тот, кто вкушает запретный плод с ними, сколько угодно может воображать себя достигшим царских чертогов, тогда, как, в действительности, он не продвинулся дальше передней.
* * *
№  18
Философия – царица наук, а прикладные исследования – лишь ее лакеи, призванные подавать блюда на царский пир.
* * *
№  19
(О современной науке, как идеологии разрушения)
В 1945 году банда американских ученых, возглавляемых Оппенгеймером, создали атомную бомбу, которую американские военные тут же скинули на 2 японских города – Хиросиму и Нагасаки. Как известно, это привело к миллионам жертв, возобновляющихся в последующих поколениях, вследствие   действия радиации, нарушающей генетический код потомков тех, кто пережил атомную бомбардировку. И что же,  это были ученые? Нет, это были высерки. Что, они не понимали, что ли, на что пойдут их разработки? Или они были настолько поглощены решением сугубо научных физических задач, что не могли задуматься о последствиях? В любом случае, тут налицо либо нравственный инфантилизм, т.е. душевная спячка, либо идиотизм, т.к. они решали сугубо прикладные проблемы, не задумываясь об их последствиях в общемировом масштабе. Об идиотизме здесь речь вряд ли шла, скорее, тут имели место цинизм и дикое, выходящее за рамки человеческого понимания, тщеславие. Т.е. эти «ученые» искали не Истины, но удовлетворения собственных амбиций. В любом случае, тут налицо отсутствие интереса, к тому, что могут навлечь на людей их разработки, т.е. отвратительное безразличие к миллионам трупов, которых они выкосили своей «работой мысли». И, конечно же, они подлежат суду Истории, как и всякие военные преступники! Потому что, дав в руки Кинг-Конгу, именуемому американской военной машиной, это чудовищное оружие, они в равной степени ответственны за миллионы жертв, наряду с военными, принимавшими решения о бомбежках. Один из этих клоунов с важным видом изрек: «Мы сделали работу за дьявола», - и все присутвовавшие при том, наверно, тонко улыбнувшись, покивали головами:
- Да-а! Вон, мол, какой интересный парадокс! Мы люди из плоти и крови, и вдруг сделали работу за нечистого духа, не имеющего материальной природы.
 Бедняги, им за их опытами было, наверно, даже некогда подумать, что тот, кто делает работу за дьявола, будет со временем на его месте, т.е. вечно гореть в аду!
В отсутствие стратегического мышления, русский ученый Сахаров сначала, будучи в анабиозе, создал водородную бомбу, а потом вдруг схватился за голову: что же он натворил! Он начал бороться с режимом, стал диссидентом, но было уже поздно. Т.е. сначала он стал физиком, и уже только после – философом. Ученые, которые что-то изобретают, делая вид, что их не касаются нравственные проблемы, но одни лишь научные, - именно они и есть главные враги человечества, которые изобрели ГМО, ядерную физику и интенсивное сельское хозяйство.
Античный философ Георгий из Леонтин очень хорошо сказал про сегодняшнюю науку, можно сказать, заглянув в будущее на несколько тысячелетий вперед. Вот его слова: «Те, кто пренебрегает философией, занимаясь частными науками, похожи на женихов Пенелопы, которые, добиваясь ее, совокупляются с ее служанками». Т.е. другими словам, вместо того, чтобы добиваться истинного знания, разменивают свои дарования на сиюминутные задачи, которые ничего, кроме вреда человечеству не несут. Это приложимо ко всей современной фундаментальной и прикладной науке, которая опирается не на философию, т.е. не на нравственный закон, не на поиск истины, а на свои микроскопические «научные» интересы, выше которых современные ученые своими тараканьими мозгами подняться уже не могут. Другими словами, нынешние жрецы науки ищут не истины, но удовлетворения своего честолюбия, делая заложником собственных амбиций все человечество.
* * *
№  20
Рассуждение – не самое худшее свойство человека. Оно позволяет ему сделать окружающую природу чуть осмысленней и гармоничней, т.е., по сути, вернуть ее себе. Беда, если рассуждение основано не на философии, а на каком-нибудь одном общепринятом заблуждении, вроде того, что «человек – мера всех вещей» или «я знаю лишь то, что вижу» и т.д., ибо тогда природа превращается в жертву деятельности одностороннего невежественного ума. К сожалению, за последний 500-летний период материалистического развития науки эти тенденции принимают планетарный характер, что ведет землю, как закономерный итог деятельности энергичных невежд, к столь же масштабной катастрофе.
* * *
№  21
Бессмысленно познавать тайны бесконечного разнообразия мироздания, не познав себя, т.е., в каком отношении мы находимся сами к себе, окружающим, морали, философии, религии. Ибо, не познав себя, сосредотачиваясь лишь на силе мысли, человек остается глубочайшим невеждой, тем более упертым, чем более, как ему кажется, он прав.
* * *
№  22
Все, что действительно необходимо человеку, должно быть согласно природе, и не может требовать сверхъестественных усилий, потому что их подразумевают только вещи излишние, т.е. не необходимые, но лишь -  желанные его тщеславием, корыстью и прочими не всегда понятными другим чувствами, имя которым – легион.
* * *
№  23
Жажда наживы толкает бесноватых заражать своим безумием всех вокруг, тогда как подлинная философия не ищет для себя ничего. Философия наживы, таким образом, есть философия безумия, учащая людей жизни, противной законам разума и морали, а, следовательно, - природы, а значит, - и любви, лежащей в основе всего действительно разумного.
* * *
№  24
Разум изначально делает человека властителем животного мира и окружающей природы, а страсти направляют это оружие против самого же человека.
* * *
№  25
Наверное, главная и последняя задача философии – научиться видеть ложную природу любой из страстей. А дальше нужно очистить сердце от скверны, заставляющей нас поступать вопреки разуму, и здесь мы уже вступаем в область религиозную, которую человеку не могут заменить никакие рассуждения.
* * *
№  26
Цель никогда не оправдывает средства. То, что цель их, якобы оправдывает, - это заблуждение, о которую человечество спотыкается не первое тысячелетие, ибо цель – это всегда - потом, в перспективе; то, что может и не состояться, а средства – это всегда здесь и сейчас. Это пот, кровь и слезы, заплаченные подчас за призрачные цели, могущие оказаться миражами. По словам Сент-Экзюпери, это «все равно, что жечь алмазы, чтобы испечь яблоко».
* * *
№  27
Настоящий благодетель тот, кто может предсказать последствия своих благодеяний, часто оказывающихся на поверку ненужными самим облагодетельствованным. Обычно те, кто пытаются насильно осчастливливать других, убеждены в собственной доброте, ради которой не останавливаются не перед какими, самыми гнусными злодеяниями.
* * *
№  28
Все идеологии претендуют на монополию владения Истиной, и, как все монополисты, они невыносимы.
* * *
№  29
Человек не в состоянии постичь могущество Божие, равно, как и заказанных путей к его достижению у него нет. Поэтому Религия дает нам лишь список дел, которые точно не могут привести нас к Богу, именуемых грехами, а также дарует перечень действий, именуемых молитвами и заповедями, дарующих шанс на Спасение, оставляя каждому выбор и возможность пройти к спасению  собственным,  одному лишь ему уготованным путем.


Рецензии