Религия покаяния и опыт практического христианства

        К великому сожалению опыт практического христианства озвученного и материализованного еще Иоанном Кронштадским в 1872 году сегодня забыто, забыто навсегда. Давно никто не строит « Домов трудолюбия» где совмещаются просветительские и социальные задачи. Где можно получить работу в мастерских не имея особых навыков, можно учиться ремеслу и получить необходимое оборудование для этого, где были библиотека, приют для детей, богадельня для стариков и ночлежка для бездомных, а так же амбулатория и народная столовая.  И всё это было совершенно  бесплатным возведенным в ранг хорошо отлаженной системы. Сегодня о практическом православии Иоанна Кронштадского принято не вспоминать,  а о его деяниях на этом поприще знают лишь учащиеся духовных семинарий. Кто сегодня мешает восстановить опыт святого старца, когда казалось, есть все условия для этого? Условия есть, а соответствующей мотивации в среде православных клириков нет, потому что надо брать на себя ответственность проявляя инициативу, а она, увы, наказуема. ..
      
 Во времена Иоанна Кронштадского, численность активных членов крупных приходов составляла до тысячи человек. Сегодня она составляет в среднем десяток человек,  которые не только посещают службы, но и занимают активную жизненную позицию христианина.  Где означенные десять человек не повседневная норма, а  скорее своеобразный рекорд.  В подавляющем большинстве эта цифра не  превышает несколько человек, из которых активно участвуют в делах прихода лишь считанные единицы. Раньше в приходах активно формировали позитивное видение своего настоящего у подавляющего большинства прихожан, в чем заключался смысл их жизни. Они где то работали, а в храм шли как на праздник, церковная служба для них была осознанной необходимостью.  А приходской батюшка для них был советчиком, утешителем, а если надо, то и «мировым судьей». Сегодня приходские общины не живут церковной жизнью, где служба в храме является мерилом всех вещей, сегодня они лишь гости. Чьи интересы находятся совсем в другом месте, в храм они приходят не по зову сердца, а по необходимости.  Где необходимость эта сформирована внешними обстоятельствами их основной жизни, в которой они вынуждены выживать, идя на компромисс с собственной совестью.
      
 Сегодня настоящее стало считаться кратковременным промежутком, между вчерашним и завтрашним днем, который надо как то прожить. Сегодня, церковные приходы перестали выполнять функции  по формированию образа позитивного настоящего у своих прихожан, отсюда пренебрежение к элементарному, к человеческой жизни в частности.  Люди остались один на один с очень страшной картиной мира, откуда ушла Любовь.  Хотя Любовь из него никуда не уходила, но несмотря на это люди стали крайне озлоблены, мстительны, завистливы, жестоки, жадны.  Сегодня мы с прискорбием наблюдаем неприглядную картину распада внутреннего мира человека, распада личности во всех своих проявлениях, где цельная концепция человека вообще и православного в частности почти невозможна.  Буквально на глазах происходит отказ и уход от любой структуры, уход практически в никуда, в небытие. Из жизни «маленького» человека ушли практически все смыслы связывающие его с настоящим, кроме тех что связаны с личным обогащением, люди обмелели душой настолько, что в буквальном смысле стали терять человеческий облик.
      
 Христианский мир вообще и православный в частности начал распадаться на всё более мелкие и мелкие части, поэтому для того чтобы предотвратить его окончательное разрушение необходима новая ёмкость, ёмкость для Истины, куда бы этот мир был погружен.  Такой ёмкостью станет религия покаяния, как хартия жизни для всех, жизни не только в прямом, унитарном смысле, но прежде всего в смысле трансцендентном .  Людям надо заново объяснить, кто они, зачем здесь и что от них нужно.  Ибо только тогда они смогут договориться о том, как  им  жить дальше, при этом объяснять это тем, кто ничего не хочет менять в своей жизни равносильно, что метать бисер перед свиньями.  Люди обычно становятся вменяемыми только под напором экстраординарных обстоятельств их жизни, таких как голод, эпидемии, войны, природные катаклизмы и т.д.
       
Сегодня опыт практического православия Иоанна Кронштадского не то, что  не приветствуется, хотя формально на словах все за. Но никто в условиях распадающегося общества не хочет быть героем своего времени, положив жизнь и судьбу свою на алтарь достижения большой и важной цели, все предпочитают заниматься высокопарной демагогией и пустопорожней болтовней «по поводу». Не надо забывать что мир, в котором вы все живете стал глобальным, тотально глобальным, поэтому распад общества денег и внутреннего мира личности в нем скоро закончится.  Закончится полным распадом этого общества и начнется процесс неизбежного строительства общества на новых принципах, где будет востребован совершенно иной тип личности. А вот каким будет это глобальное общество и каким будет этот тип личности зависит от того будет ли заключен глобальный общественный договор и создана религия покаяния. Или победят адепты религии джихадизма по своим лекалам создающие нацию глобальной исламской Уммы. Это вопрос вопросов, однозначного ответа на который сегодня нет.

Из книги "ЖиваяПравда"


Рецензии