Христианство без пота
Я прочитаю три текста, между которыми на первый взгляд нет никакой связи. Один из этих текстов говорит о событии, которое мы сегодня вспоминаем.
• «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт.3:19)
• «И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк.22:44)
• «Увясла на головах их должны быть также льняные, и исподняя одежда на чреслах их должна быть также льняная; в поту они не должны опоясываться» (Иез.44:18)
Объединяет эти три текста одно общее слово, повторяющееся в каждом из них. Это слово «пот». Слово это встречается в Библии всего три раза, и я сейчас прочитал тексты со всеми этими упоминаниями.
1. Пот Адама и пот Христа
Сначала речь идет об Эдемском саде: Адам только что согрешил и Господь выносит приговор в следующей форме: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт.3:19). Есть хлеб в поте лица – это наказание за согрешение. Есть хлеб в поте лица – это о тяжелой и малорезультативной работе (по сравнению с состоянием до грехопадения).
Второй текст говорит о «втором Адаме» (1Кор.15:45), и Он тоже находится в саду, только теперь уже в Гефсиманском. Первый Адам должен был есть хлеб «в поте лица своего», второй Адам принес хлеб с неба – «Хлеб жизни» (Ин.6:45). Вот лишь часть той цены, которую Христу пришлось заплатить за то, чтобы дать людям «хлеб жизни»: «И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк.22:44). Здесь упоминание пота, да еще с кровью говорит о том, что спасение людей далось Иисусу ценой очень больших, предельных усилий.
Третье упоминание о поте появляется в конце пророчества Иезекииля – при описании будущего храма. «Увясла на головах их должны быть также льняные, и исподняя одежда на чреслах их должна быть также льняная; в поту они не должны опоясываться» (Иез.44:18). (Я раньше понимал это место так: на богослужение надо приходить заранее, не «в поту», т.е. не забегать в последний момент, вытирая пот с лица). В Библии льняная одежда – это часто знак праведности (Откр.19:8). По Иезекиилю, искупленные навсегда освобождаются от пут греха – и от пота (страданий, ведущих к смерти), внесенного Адамом в мир.
Подытожим. Потеет человек, когда тяжело работает, трудится. В таком смысле это слово употреблено в книге Бытие. Пот в Иез.44 говорит о «собственных делах». Когда мы входим в храм Божий в одеждах праведности Божьей, на нас не должно быть пота своих усилий, законничества и фарисейства . Пот в Лук.22 говорит о трудном деле Христа для нас.
2. Христианство с потом и без пота
Есть два вида христианства – «потное христианство» и «христианство без пота». Религия дел и религия веры. «Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?» (Гал.3:2).
Стяжать Духа через дела закона – это стоит огромных, может быть, невозможных усилий. Этому Павел противопоставляет веру. И напрашивающийся вывод: Дух Божий исполняет не того, кто приходит к Богу через дела закона, а того, кто приходит к Нему через веру.
Это большая тема посланий Евреям, Галатам, Римлянам. Я очень люблю вот этот стих из послания Евреям: «Для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:9-10). В каком смысле здесь говорится о субботстве?
Я понимаю это так. Адам не участвовал в своем сотворении. В Быт.2:2 написано: «Совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих». К этому моменту, когда сказано о делах Божьих, Адам не сделал абсолютно никаких дел. Он попал сразу в прекрасный, совершенный мир, не сделав ни одного дела. Адам был сотворен в конце пятницы – и почти сразу началась суббота, день покоя.
Павел проводит с этим аналогию. Мы «новая тварь во Христе», т.е. новое творение. Для нас остается субботство. Мы спасаемся аналогично тому, как был сотворен Адам. Он пришел на все готовое, когда Бог совершил дела Свои. Мы рождаемся свыше после того, как Иисус Христос совершил дело Свое и сказал «Совершилось».
Упомянув о субботстве, Павел тут же объясняет, что он имеет в виду – успокоиться от дел своих. Перестать что-то делать для своего спасения и принять то, что сделал Иисус Христос.
Войдя в этот покой, в нем надо остаться. Когда мы в покое Божьем, мы в благодати. Мы принимаем дары от Бога. Выходя из этого покоя, начиная полагаться на дела свои в вопросах спасения, мы становимся законниками.
Проблема в том, что одни христиане живут в субботе, а у других постоянный понедельник, который «день тяжелый». Христианство дел – это тяжелое христианство, «потное». Не таким его замыслил Бог. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:28-30).
3. Не давайте Адаму потеть
Но это не означает, что мы должны пассивно ожидать, когда все вокруг нас будет делаться само. Например, эту проповедь я готовил не один час. Музыканты занимаются подготовкой к своему служению по много часов каждую неделю. Сколько пота проливается в дьяконском служении в прямом и переносном смысле…
Об этом в Еф.2:10 сказано: «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». Т.е. мы не должны быть пассивными, нам надо делать добрые дела. Только важны два момента:
1) мы делаем добрые дела не для того, чтобы заслужить спасение, а потому, что Бог подарил нам спасение;
2) мы делаем добрые дела «во Христе Иисусе», как постоянно повторяет Павел. Работы много, дел много, но заниматься этим всем надо так, чтобы наш ветхий Адам при этом не потел. Чтобы он не участвовал во всем этом. «Во Христе» – десятки раз Павел повторяет это выражение, я считал и в одной Библии подчеркивал это выражение. Помню, что послания Колоссянам и Ефесянам у меня оказались подчеркнутыми почти целиком.
«Живущие по плоти Богу угодить не могут», и как в служении Богу, так и вообще в жизни христианина плоть участвовать не должна. И это возможно. «Мы не должники плоти».
Остановлюсь на этом выражении – «во Христе», потому что оно очень важное, ключевое и для теории, и для практики рассматриваемой темы.
4. Две формы для пирога
Мне очень нравится иллюстрация про две формы для пирога – Адам и Христос. Все дети Адама похожи на Адама, как пирог повторяет контуры той формы, в которой он выпекался. Сказано в Писании, что Христос ¬– образ Божий (Фил.2:6; Евр.1). А мы – созданы по образу Божьему и преображаемся в образ Божий (2Кор.3:18; 1Кор.15). Как? Во Христе Иисусе.
В первой форме появились вмятины, она оказалась искорежена. И все пироги из этой формы выходят комом. Выпрямлять ее бесполезно, она искривляется снова и еще хуже становится. Таков ветхий Адам и всякий невозрожденный человек. Совершенный закон Божий не помог детям Адама исправиться.
Что делать? Что хозяйка сделает? Купит новую форму. Что сделал Бог? Послал на землю Иисуса Христа. Павел называет Иисуса «последний Адам», «второй человек» (1Кор.15:45,47).
Новая форма – из совершенного материала, в ней ни одного недостатка. Чтобы быть хорошим пирогом, надо быть в хорошей форме. Мы «удаемся» как христиане, когда мы во Христе, в нашей «форме».
5. Только Христос
В одном городе церковь решила согласовать с чиновниками проект размещения на рекламных щитах тезисов Реформации: «Только Писание! Только Христос! Только вера! Только благодать!». Чиновники согласились, но попросили убрать слово «только», потому что оно может ранить чувства представителей других религий, считающих свою веру истинной.
Вы можете слушать это с такой мыслью: «Ну, это же все понятно: спасаемся верой, по благодати, не от своих дел… Я давно это знаю, с этим у меня проблем не будет». С этого вообще начинается наше христианство, но этим оно и продолжается, а без этого заканчивается. Как вирусы и болезни модифицируются и принимают разные формы, так и законничество (или религия дел, «потное христианство») принимает самые разные формы. И мы можем распознать одну форму, но потом попасться на другую.
Поэтому важно повторять: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8-9). Об этом и напоминает вечеря.
Очень хорошо, когда мы слышим полезные, дельные, библейские советы о том, как пребывать во Христе, как вести христианскую жизнь, как молиться, как изучать Библию, как исповедоваться, как благовествовать и т.п. Но любые советы, которые описывают конкретные шаги, могут незаметно сместить акцент в нашем христианстве. И уже будет не только Писание, не только Христос, не только вера, не только благодать…
Один автор, который написал несколько книг о благодати, высказался так: «Мы должны быть осторожны со словом “как” в христианской жизни, чтобы не оказаться унесенными от слова “Кто” — от Иисуса Христа, Источника и Центра настоящей христианской жизни».
Петр говорит: «серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Дн.8:20). Не пытаемся ли мы сегодня любовь Божью, благодать, дары Его заслужить? (Кстати, и нашу любовь и благодать не должны заслуживать!)
6. Сидеть. Ходить. Противостать
Об этом и трехчастное послание Ефесянам. Есть замечательная книжечка «Сидеть. Ходить. Противостать» с разбором этого послания. Сначала надо сидеть – быть посаженными на небесах во Христе. Потом надо ходить – вести нормальную повседневую христианскую жизнь. После этого мы сможем противостать нашим врагам, о чем говорится в последней главе послания.
Но последовательность должна быть именно такой. У нас не получится ходить (жить по-христиански), если мы не сидим (не пребываем во Христе), у нас не получится противостоять нашим врагам, если мы не сидим и не ходим.
Заключение
Повторю еще раз и еще: благодатью мы спасены через веру, и сие не от нас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Восхвалим Того, Кем мы спасены, Кто дал нам этот дар, аминь.
Свидетельство о публикации №217041401465
Евгений Бочаров 15.04.2017 22:28 Заявить о нарушении
Рыжов Александр Геннадьевич 17.04.2017 07:12 Заявить о нарушении