Призраки 1часть
Майский вечер входил в свои права, укрывая парковые дорожки Сокольников мягкими сиреневыми тенями. Тёплый вечерний воздух, казалось, застыл в ожидании ночной темноты. Но парк не обращал на это внимания. С танцплощадки лилась музыка, были слышны голоса гуляющих в парке, весёлые крики детворы. Люди отдыхали после долгого дня, наслаждаясь вечерней свежестью и прохладой.
— Эй, девчонки, хотите мороженого? — Димка, подмигнув Павлику и Тёмке Ишимову, обернулся к шедшим чуть сзади девочкам.
— Ты один всех угощаешь? — хихикнули Алька, Валя, Юлька и Яся. Забежавшая вперёд Оля Ишимова с интересом оглянулась на друзей.
— Нет, мы нашим мужским коллективом! — весело отозвался Тёмка.
— А меня угостите? — озорно посмотрела на брата Оля.
— Тебя — в первую очередь! — ответил ей Павлик.
— А Валя?
— А… что? — смутился Павлик.
— Да так, ничего… — Алька озорно глянула на подружек.
Через пару минут обещание мальчишек было выполнено, и ребята продолжили прогулку по погрузившейся в сумерки парковой аллейке, наслаждаясь не только торжественным спокойствием майского вечера, но и любимым лакомством.
— Мам! — Юлька ответила на вызов коммуникатора. — Мы гуляем. Да здесь, недалеко от этой… феи-бухгалтерши. А вы где? Ага! Мы туда сейчас придём.
— Где они? — поинтересовалась Яся.
— Танцуют.
Парк погружался в темноту. Разноцветные фонарики освещали дорожки, фонари подсвечивали изумрудную листву деревьев. Робко подавали голоса какие-то ночные птахи. На полянах, видневшихся за кустами засветились белёсые шары «лунных камней». На синем небе блеснули первые искорки звёзд.
Неожиданно Оля остановилась.
— Вы слышали?
— Что?!
— Что-то в кустах шелестит…
— Мыши, — с видом знатока ответил Димка.
— Ага, мыши… — скептически отозвался Павлик.
— А что? Почему в этом парке не жить мышам? — пожала плечами Алька.
— А я тоже слышала. Что-то шелестит… — Валя оглянулась по сторонам.
Ребята углубились в тёмно-зелёный сумрак аллеи.
Снова раздался какой-то шелест. Казалось, что за кустами прошла серия электростатических разрядов. Затем ребята услышали два тихих щелчка…
— Ой, мамочка! — Оля и Алька спрятались за спины мальчишек, а Яся замерла посреди дорожки с открытым от удивления ртом. За кустами разгоралось изумрудное сияние.
— Ну и чего вы удивляетесь? — ответил Тёмка. — Фонарь включился.
— Нет, ребята… Это не фонарь… — Валя показала на куст, из-за которого поднималось зеленоватое струящееся сияние.
— Оно… это… оно надувается… как шарик… — Юля даже забыла про мороженое.
Сияние действительно приобрело форму купола, точнее пузыря, медленно поднимавшегося над поляной. Полупрозрачное зеленоватое облако медленно поднялось над тёмной аллеей и стало превращаться в нечто, напоминавшее призрачную фигуру. Фигура, переливаясь изумрудными и салатовыми волнами и постоянно меняя форму поднялась к кронам и вдруг растаяла, превратившись в расплывшееся в воздухе световое пятно.
— Привидение… — прошептала Алька.
— Привидений не бывает… — сказала в ответ Юлька. Правда не очень уверенно.
Ребята вдруг почувствовали себя не очень уютно, озноб пробежал по спине, ногам…
— Ребята, пойдём быстрей, — попросила их Оля.
— Ага, пойдём! — согласился с ей Тёма.
И ребята, тревожно оглядываясь, сначала шагом, а потом и бегом кинулись к видневшимся вдали огням танцплощадки парка.
Глава 2. Загадочная встреча
Утром ребята собрались в своей любимой беседке за детской площадкой.
— Что это было, как думаете? — спросила Валя.
— Что было? Привидение! — безапелляционно заявил Димка. — Самое обыкновенное привидение!
— Обыкновенное? — усмехнулся Тёма. — Привидение — это уже необыкновенно!
— Привидение или не привидение, а всё-таки интересно… — Валя поглядела на голубое утреннее небо. — Какое-то необычное оптическое явление.
— А почему именно оптическое? — возразил Павлик. — Может быть и какое-нибудь природное явление. Помните, год назад мы видели на Тейне «пляску духов»? На Странном перевале? *
— Да, помним, — Юля с интересом посмотрела на брата.
— Ребята, вы же говорили, что засняли эти «пляски»?
— Да, Димка. И запись у нас сохранилась, — Юлька соскочила с перил беседки, на которых сидела. — Кстати, можно посмотреть, как было там и сравнить!
— Идея! — поддержал её Павлик.
Дома Юлька разыскала в книжном шкафу кристалл с записями их путешествия на загадочную Тейну. На экране вновь появился Странный перевал, подсвеченная луной каменная осыпь, и веер разноцветных огней, поднявшийся над перевалом. И вот среди разноцветных лучей появились голубые и розовые призрачные фигуры, «пляшущие» над седловиной.
— Вот они! — торжественно заявила Юлька.
— Да… Похоже… Но не совсем… — глубокомысленно изрёк Димка.
— Мы ещё там звуки разные слышали, — добавила Валя. — Шорохи, шелест… Только они не записались.
— Это был радиозвук, — пояснил Павлик.
— А привидений в Москве немало, — неожиданно заявила Алька. — И легенд про них. Может это тоже…
— Какое-нибудь привидение! — закончила Оля.
— Тебе, Алька, лучше знать. У тебя дед — москвовед, историк, — согласилась Яся.
— Да что вы всё про привидения? Ничего научного придумать не можете?
— Дим, а почему привидения — это ненаучно? — усмехнулась Алька. — За привидения могли принять и непонятные природные явления.
Ребята бродили по двору, обдумывая вчерашнее приключение.
— Между прочим, у Булычёва в повести Алиса тоже встретила в Москве привидение! ** — Тёма посмотрел на друзей.
— Знаю, читал, — Павлик потёр переносицу, намереваясь чихнуть. — По-твоему, у нас тоже какой-нибудь портал открылся?
Тёма пожал плечами. Ребята расселись на скамейку, и тут Димка вскочил, подняв палец.
— Я знаю, что делать! Надо устроить засаду! В Сокольниках! Где мы видели эту штуку!
— Лучше всего это сделать Пашке и Юльке! — добавила Яся.
— Почему?
— Потому, Юлька, что вы сегодня одни ночуете.
— Ага. Папа в Волгограде, а мама срочно поехала в Питер на семинар, — пояснил Павлик.
— А тётя Нина к вам не придёт? — поинтересовалась Алька.
— Не-а. Они с дядей Мансуром гостят в Ташкенте. У него там куча родственников!
— Они же все в прошлом остались, — удивился Тёма.
— Ой, Тёмка, ты не знаешь, что такое Средняя Азия! Там у него куча потомков тех родственников! И все желают его увидеть! Тем более помолодевшим и с молодой женой! — рассмеялась Юлька. — Ладно устроим засаду.
— А ты уверен, что оно там опять появиться?
— Уверен, Пашка. Раз появилось, значит и второй раз появиться! А тебе, Алька, тоже задание: расспроси у своего деда про московские привидения. Так, на всякий случай.
***
Юлька стояла на балконе и любовалась вечерним городом. Солнце уже скрылось за горизонтом, майское небо приобретало сиреневые оттенки, в городе загорались первые вечерние огни. Девочка обожала это время, время, когда закончился шумный, наполненный событиями день, спало дневное тепло. Вечерняя прохлада растекалась по улицам, предвещая наступление ночи, времени отдыха для уставшего за день огромного города. Слышались резкие посвисты стрижей, метавшихся в вечернем воздухе, трель соловья доносилась из парка неподалёку. Неожиданно среди этих звуков послышалась мелодия «Подмосковных вечеров» — из динамиков уличного радио донеслись позывные радио «Маяк».
«Уже больше ста лет люди слышат эти позывные, — подумала Юлька. — Действительно… Культурный оптимум. Люди достигли в культуре уровня, оптимального для душевных потребностей и, как не крутись, выше его не прыгнешь…»
— Любуешься? — Павлик подошёл к ней. — Скоро на дежурство.
— Да уж.
— Боишься?
— А если мама или папа позвонят? Или тётя Нина? или дядя Слава…
— С Марса прилетит, — Павлик усмехнулся. — Скажем, что мы гуляем!
— Так поздно?
— Они так поздно не позвонят. Потому что мы в это время спим.
— А если в парке… Нас найдут? И спросят: а что мы тут так поздно делаем?
— Мы возьмём ультралёт на неопределённое время. Они же круглые сутки работают.
— Ладно, пошли.
Ребята забрались в аппарат и задали курс на Сокольники. Под прозрачным шаром ультралёта проносились освещённые городские улицы, светящиеся вечерними окнами дома, подсвеченная фонарями зелень скверов… А над ним висело вечереющее небо с первыми искрами звёзд и тонком серпом месяца. Город жил спокойной вечерней жизнью, даже не подозревая о таинственных явлениях. Внизу показалась лента Москвы-реки. По отражавшей ещё светлое небо воде неспешно плыл речной трамвай, навстречу ему промчался стремительный катер на подводных крыльях. По мосту промчалась светящаяся лента электрички. В стороне остались рубиновые звёзды Кремля, далеко позади мерцала огнями Останкинская телебашня. «Откуда здесь взялись эти призраки?» — рассуждал Павлик, глядя на ночную Москву.
Вот и парк. Ребята посадили аппарат недалеко от аллеи, где вчера стали свидетелями таинственного явления. Аллея уже погрузилась в темноту, и ребята, запахнув куртки и расстелив прихваченные из дома коврики, устроились за кустами, напротив того места, где появилось вчера зелёное свечение.
— А если нас обнаружат? — Юлька поёжилась.
— Не обнаружат, — уверенно заявил Павлик. — Смотри лучше.
Ребята улеглись на коврики и начали наблюдение. С танцплощадки слышались смех, музыка, голоса отдыхающих людей. Где-то совсем рядом послышался детский смех. Юльке он показался знакомым, но узнать его она так и не смогла. Прошло, наверное, более часа, когда Юлька почувствовала, что засыпает.
— Юлька, не спать! — Павлик толкнул её в бок.
— Слушай, Паш, полетели домой. Ничего здесь не будет.
— Да… — разочарованно протянул Павлик. — Полетели… Стой! Смотри!
Юлька посмотрела в направлении, указанным братом. Вдали, высоко в небе показалось знакомое зелёное свечение. Пятно в небе растекалось, приобретая форму гигантской птицы или манты, парящей в небе. Иногда пятно становилось похожим на мерцающий занавес.
— Как северное сияние!
— Что ты рот открыла?! Летим быстрее! — Павлик схватил сестру за руку и затащил в ультралёт.
Ультралёт помчался на восток, в сторону Стромынки. Но пятно отодвигалось в небе всё дальше и, наконец, растворилось в свете вечерней зари.
— Ну вот! Не успели…
— Ладно, Пашка. Полетели назад.
— Домой?
— В Сокольники. Мы там коврики забыли.
На аллее было темно, но ещё с ультралёта Юля заметила мерцавшее в кустах жемчужно-голубоватое сияние. С земли мерцание было незаметно, но когда ребята, подобрав вещи, шагнули на аллею, нежное сияние разлилось вокруг них. А из густого кустарника напротив шагнула голубоватая призрачная фигура. Размытый силуэт прошёл сквозь кустарник, даже не заметив его. Юлька и Павлик со смесью удивления и страха смотрели, как «призрак», уплотнившись превратился в женскую фигуру. Одежда призрачной женщины состояла из странного длинного плаща и маленькой шапочки, закрывавшей волосы. На вид женщине было около сорока лет, немного суровое лицо странной гостьи вызывало у ребят странное чувство. Казалось, что призрак внимательно изучает их.
— Пашка, кто это? — Юлька испуганно спряталась за брата.
— Не знаю… — промямлил Павлик, отступая назад.
Неожиданно гостья улыбнулась и, подняв руку ладонью вперёд, шагнула к детям.
— Не бойтесь меня, дети. Я не причиню вам вреда, — голос гостьи, глубокий и грудной звучал, казалось, прямо в голове ребят.
— Павлик, полетели отсюда! Быстрее! — Юлька кинулась к ультралёту.
— Не бойтесь, дети. Я хочу познакомиться с вами, — вновь прозвучал мягкий и спокойный голос призрачной гостьи.
Но Павлик и Юля уже не слушали. Забравшись в шар ультралёта, они дрожащими от страха руками набрали код пункта назначения, и аппарат рванул вверх. Жемчужное сияние разлилось позади них и весь полёт перепуганной Юльке оглядывалась, опасаясь, что призрачная гостья преследует их. Но позади никого не было, и ребята постепенно успокоились.
— Пашка, а ты заснял?
— Заснял. Только у меня руки дрожали…
Дома ребята быстро умылись и сразу же улеглись в кровати. Юлька, с опаской выглянув в окно, вновь прыгнула в постель и накрылась с головой.
— Юль, ты что? — испугался Павлик.
— А вдруг она сюда прилетит? Я боюсь, Пашка!
— Не бойся, она не прилетит, — Павлик приподнялся на локте. — Хотя… Жутко конечно. Теперь пускай Димка поспорит. Это настоящий призрак.
— Пашка, я боюсь, — пожаловалась Юлька. — Давай кровати сдвинем, а?
— Ладно, Юлька, — Павлик, повозившись, придвинул кровать к постели сестры. Улёгшись, он взял сестрёнку за дрожащую руку. — Не Бойся, Юлька. Сюда она не придёт.
Глава 3. Призрачные танцоры
Плохо спал в эту ночь и Димка. Точнее спал он крепко и даже видел какой-то занимательный сон, но посреди ночи он неожиданно проснулся. В комнате было тихо. Дома оставались лишь он и старшая сестра, шестнадцатилетняя Вика. Мать была на ночном дежурстве, а отец в рейсе на океанологическом судне «Пангея». Димка некоторое время лежал, прислушиваясь к тишине, нарушаемой лишь тиканьем часов в холле.
Неожиданно на стене комнаты замерцало зеленоватое сияние. Димка удивлённо приподнялся на локте. Действительно, за окном виднелось светло-изумрудное зарево. Не слишком яркое, но достаточное, чтобы быть заметным.
Димка выскочил из кровати и с любопытством выглянул в окно. За окном виднелся погружённый в темноту парк, прилегающая к нему улица, освещённая белёсым светом фонарей, угол соседнего здания, где располагалась лаборатория какого-то НИИ. Над парком тем временем медленно разгоралось зелёное зарево, отдалённо напоминавшее северное сияние.
«Как и там, в Сокольниках!» — ахнул Димка. Сияние медленно превращалось в прозрачный шар. В следующее мгновение шар, поднявшись над кронами деревьев, начал превращаться в странную фигуру. Нечто похожее то ли на мешок, то ли на каракатицу неожиданно разделилось на две части, напоминавшие человеческие фигуры. Фигуры некоторое время неподвижно висели в воздухе и вдруг закружились в странном, завораживающем танце. Форма их становилась всё более чёткой, и вот уже Димка различил высокую женщину с длинными развевающимися волосами, одетую в платье-балахон (или плащ). Вторая фигура становилась похожей на мужчину в старинном костюме, высоком цилиндре и плаще-крылатке, больше всего напоминавшем сложенные за спиной крылья. Димке, смотревшему на странный танец призраков, неожиданно пришла в голову мысль о вампире, танцующем со своей жертвой… Жутковатая пара, как показалось мальчишке, стала приближаться к окну. Мужчина оглянулся на него…
Черты лица было трудно разобрать, но Димка увидел усы и бородку клинышком, наподобие тех, что носили в позапрошлом веке, и завораживающий взгляд прозрачных глаз призрака… Взгляд притягивал, звал… Поддавшись внезапно вспыхнувшему страху, Димка отпрянул от окна и, дрожа, как осиновый лист, спрятался под кровать, крепко зажмурившись.
Сколько он так просидел, Димка не знал. Пришёл он в себя лишь услышав насмешливый голос Вики: «Ты чего это под кровать забрался, а?»
— Вик, они ещё там? — дрожащим голосом спросил он сестру.
— Кто?
— Ну, эти… За окном…
— Никого там нет! — Вика открыла створку и выглянула наружу.
— Но они там были! Я видел!
— Да кто?!
— Призраки… — Димка взглянул на неё. И Вика, собравшаяся уже рассмеяться, вдруг увидела в глазах брата неподдельный ужас, поняв, что мальчишка действительно очень напуган.
— Ты что, Дима? Тебе приснилось что-то? — Вика обняла его за плечи.
— Не знаю… Там за окном… Они танцевали и смотрели на меня. Две фигуры, прозрачные, из зелёного света. Как призраки…
— Никого там нет, успокойся, — Вика поцеловала братишку. — Тебе просто приснилось, а за окном, наверно, фонарь светил. Вот тебе и показалось.
Димка ещё раз взглянул на улицу. Там и вправду не было никаких танцующих фигур. Спящий ночной город, тёмной парк, освещённая фонарями улица и мелькнувший в парке свет яркого зелёного фонаря… И никаких призрачных танцоров.
— Ну что ты, Дима? — Вика сочувственно посмотрела на него: в раннем детстве Димка очень боялся темноты. Постепенно он, конечно, избавился от этого страха, но, похоже, странный сон или видение в полусне снова пробудили в нём давние страхи.
— Пойдём, я тебе на кресле постелю, — Вика собрала Димкину постель и понесла в свою комнату.
— Спасибо, Вик, — он ещё раз оглянулся на окно и пошёл вслед за сестрой.
***
Утром двор жил своей обычной жизнью, как будто и не было никаких ночных призраков. Димка даже начал сомневаться: а е приснились ли ему странные танцоры. Никого из друзей ещё не было видно. Димка, лениво покачавшись на качелях, пошёл к углу дома, за которым находился сквер, где ночью танцевала странная пара.
Подходя к скверу, Димка почувствовал, как мурашки побежали по спине. «Может они тебе просто приснились», — успокаивал себя мальчишка. Но нет, Димка отлично помнил, что это видение не было сном. Неожиданно мальчик вздрогнул — рядом послышались голоса.
— Марина, а ты уверена, что это был не сон?
— Какой сон, Виктор Ильич?! Я их видела, как вас!
Дима узнал голос соседки снизу, Марины Дмитриевны Стариковой, подруги матери и Виктора Ильича Старостина, профессора, жившего в соседнем корпусе.
— Призраки… призраки… Странно. А вы уверены, Мариночка, что это не была, например, голограмма?
— Виктор Ильич, вы смеётесь? Я — инженер-оптик. Я таких голограмм не видела. А уж поверьте, я видела многие, даже самые передовые разработки. И потом… Там не было ни экрана, ну, хотя бы, дыма что ли, ни какого-то источника. Мерцал, правда, зелёный фонарь. Но, Виктор Ильич, уж я как-нибудь лазер или монотрон от обычного сигнального фонаря отличу.
— Да, вы всё же специалист…
— И потом… Таких динамических голограмм ещё никто не сумел создать. И я слышала музыку, под которую они танцевали. Странная, я бы даже сказала с какими-то мистическими мотивами.
У Димки не осталось сомнений — они говорили о призраках, так напугавших его ночью. Впрочем, то, что Марина видела их не было удивительным — её окна выходили в тот же парк.
— Мариночка, я всё понимаю, но послушайте — почему никто кроме вас не слышал музыки и не видел ничего странного?
— Мои окна с торца. Там не так много квартир. Может кто-то крепко спал (это у меня была бессонница из-за переутомления), кого-то не было дома, кто-то занавесил окна…
— И никто из жителей шестнадцатиэтажного дома ничего не видел. Кроме вас.
— А музыка была странная. Тихая и… Я не слышала её ушами. Она как будто раздавалась у меня в голове.
— Тётя Марина, я тоже видел этих призраков, которые танцевали! — Димка выскочил из-за кустов.
— Дима?!
— Я не подслушивал, честно! Ой, Виктор Ильич, здравствуйте!
— Здравствуй, приятель, — улыбнулся профессор. — Так ты тоже видел и слышал это странное явление?
— Видел, только не слышал. И ещё мы видели какое-то странное… ну, такое… свечение, как пузырь, в Сокольниках. Позавчера. Все видели: я, Юлька с Пашкой, Яська, Алька, Валя, Тёмка с Олей.
— Значит, это была не галлюцинация…
— Нет, тётя Марина. Я видел, ночью. Они танцевали и так странно.
— Да… — протянул профессор. — Странные дела происходят в Москве…
Глава 4. А может это пришельцы?
— Как ты думаешь, Павлик, что это было? Вчера? — спросила Юлька за завтраком.
— Не знаю, — пожал плечами Павлик. — Может призраки…
— А может и пришельцы! — неожиданно ляпнула Юлька.
— Сама ты пришелец! А вообще, надо сейчас, днём, съездить в Сокольники и осмотреть поляну при свете. А то завтра понедельник и до каникул ещё две недели.
У Юльки мурашки побежали по спине — страх перед загадочной призрачной гостьей не отпускал её.
— А мама?
— Мама прилетит вечером, а папка послезавтра. Если боишься — я поеду один.
— Я не боюсь, — вскочила было Юлька, — нет, я боюсь. Но поеду с тобой.
На поляне было светло и солнечно. Ничего не напоминало о вчерашнем приключении. Юлька и Павлик обошли лужайку, стараясь найти что-нибудь подозрительное, но увы…
— Да… — почесал в затылке Павлик. — Никаких следов.
— Погоди, Пашка, — Юля нагнулась. — Смотри, здесь, за кустом, на траве три вмятины, как будто что-то стояло на трёх опорах. А как раз здесь, за кустом и разливалось сияние.
Павлик осмотрел Юлину находку и скептически хмыкнул.
— Маленькая тренога. Может здесь пробы воздуха брали или снимали что-нибудь.
— А может это пришельцы?
— Дались тебе эти пришельцы! — воскликнул Пашка, глядя на сестру. — Где ты видела таких пришельцев?
— Каких?
— Таких! Из одного света, полупрозрачных, как привидения! На какой планете они обитают?
Юля вздохнула, глядя на прыгавших по тропинке воробьёв. Действительно, таких разумных существ пока в галактике никто не обнаружил. И вдруг Юльку осенило.
— А почему ты думаешь, что это сами пришельцы, лично? Может они опасаются сразу идти на контакт и присылают вместо себя аватары в виде голограммы? Для установления контакта.
— Если они хотят установить контакт, то пусть обращаются в комиссию по контактам. Как положено, — Павлик нагнулся над пучком травы и поднял какую-то щепку. — Смотри, Юлька. Вот это интересно!
В руке мальчика был обломок коричневой пластмассовой пластинки. С одно стороны пластина была отполирована до зеркального блеска, а с другой имела рифление в виде косой сетки.
— Обломок чего-то…
— Может это от них осталось!
— Ага. А может кто-то уронил пластиковую коробку, — скептически возразила Юлька. — Если здесь мы видели эту пришелицу, то что за призрак парил там? — Юлька показала в сторону Стромынки, где ребята видели второго «призрака».
— Следствие зашло в тупик… — Павлик ещё раз оглядел поляну и пошёл к выходу из парка.
***
— Ну…
— Что «ну», Тёма? — Валя поглядела на приятеля.
— У Пашки и Юльки пришельцы. У Димки — танцующие вампиры. Дожили…
Ребята снова сидели в беседке, обсуждая произошедшее накануне.
— Юль, а ты уверена, что это были пришельцы?
— Уверена, Яся. А потом, кто это ещё мог быть? А следы, может быть от прибора, с помощью которого они делают эти голограммы-аватары. И пластмассовая щепка может быть от него. Наверно, они хотят установить с нами контакт.
— Тогда пусть обращаются в комитет по контактам, — категорически возразил Тёма.
— А если они только-только вышли в космос? И не знают ни о галактическом содружестве, ни о других цивилизациях?
— Нет, Валька, не получается, — Дима соскочил с перил, на которых сидел и несколько раз прошёл взад-вперёд перед ребятами. — Не может быть, чтобы никто не заметил вновь вышедшую во внешний космос цивилизацию и не предложил контакт. Как было у нас, на Земле, когда мы вышли во Внешний космос.
— И почему они не сами вступают в контакт, а посылают эти голограммы или что там у них? — задумалась Яся.
— Значит задумали что-то нехорошее, — хмыкнула Валя.
— Тётя Марина сказала, что таких голограмм она ещё не видела, — добавил Димка.
— Кстати, Димкины танцоры на пришельцев не тянут.
— Почему, Павлик?
— А потому, Алька. Какой смысл танцевать перед окном и пугать людей. Другое дело в Сокольниках, там женщина хотела с нами познакомиться.
— А может это всё-таки призраки? — осторожно спросила Алька.
— Алька, дались тебе эти призраки! Что тебя всё в мистику-то тянет! — вскинулась Яся.
— Да ни при чём тут мистика! — вспыхнула Алька. — Павлик, Юлька, помните Зина вам рассказывала о каком-то опыте, когда считывают информацию о древних предметах на раскопках?
— Ну да, рассказывала, — припомнил Павлик. — Они на Марсе считывали данные о находках. Ну там… Где они были, когда, почему разрушились. Она говорила, что учёные даже научились считывать звуки, которые как бы отпечатались, например, на стенах.
— А хронофотография?
— Да, и такое есть, — согласилась Юлька. — При особых условиях, если снимать на фотоплёнку или даже фотопластинку, по-старинному, можно увидеть на фотографиях «фантомы прошлого». Только там всё накладывается друг на друга и ещё надо разобрать, что там наснимали…
— Ребята, а если можно также проявить… — Алька на секунду замолчала, подбирая слова. — Проявить не фотографию, а как бы хронокино. Вот и получаются призраки.
— И каким способом? — скептически ответил Дима.
— Не знаю, — Алька пожала плечами. — Между прочим Зина видела таких же призраков, вроде парящей птицы на Поклонной горе. А ещё кто-то видел световые пузыри и какие-то размытые фигуры ночью в Главном ботаническом саду.
— И что нам теперь, везде засады делать? — Тёмка качнул ногой, сбив майского жука, присевшего на травинку.
— Кстати, Алин, ты обещала поговорить с дедом? — напомнила ей молчавшая до этого Оля.
— Он завтра приедет и приглашает всех в гости. Там и расскажет о московских призраках.
— А засады, наверно, придётся сделать, — добавил Павлик.
Глава 5. Московские привидения, рассказ первый
— Здравствуй, дедуль! — Алька поцеловала деда и махнула рукой ребятам: «Заходите!»
— Здравствуйте, ребятишки! — Аркадий Степанович, Алькин дед, улыбнулся юным гостям. — Ну что ж, прошу, так сказать, в зал заседаний.
Ребята прошли в кабинет и расселись вокруг овального стола, заваленного подшивками газет, журналами, посреди которых гордо возвышался ноутбук. Весь периметр большой комнаты занимали шкафы с книгами.
— И вы всё это прочитали? — искренне удивился Димка.
— Да… — усмехнулся Аркадий Степанович в рыжеватые усы, ещё не тронутые сединой.
— Ого! Мне бы сил не хватило! — честно признался Дима.
— И терпения, — добавила, усмехнувшись Яся.
— Итак, Алиночка рассказала о вашей истории. Весьма и весьма интересно. Значит вы решили проверить, так сказать, мистическую версию.
— А вдруг… — пожала плечами Валя.
— Верно. Ни одну версию, даже самую невероятную, если есть хоть малейшее сомнение в её неверности, отбрасывать нельзя. Ну что же, ребятишки… Маша! — крикнул Аркадий Алькиной бабушке, Марии Денисовне, — приготовь-ка нам чайку.
Когда на столе появились чашки с ароматным, дымящимся чаем, Аркадий Степанович начал рассказ.
— Москва, как вам известно, город древний, помнящий и монголов, и древнерусских князей. И богат своей историей, в том числе и мистической. Призраков и привидений, в Москве, как говорят, немало. Конечно далеко не все из этих историй правдивы. Много есть и выдумок, и произведений городского фольклора. Но немало и действительно загадочных и до сих пор не разгаданных легенд.
— А какие, например, выдуманы? — поинтересовался Павлик, отхлебнув чая.
— Хотите начать с них?
— Ага!
— Ну что же. Историй таких немало и, пожалуй, действительно, стоит начать с них. Так сказать, сразу отсеять мусор. Например, в начале нашего века, хотя начало они берут в конце прошлого, ходили истории о гигантских крысах в московском метро. Но это, скорее всего, история из серии детских страшилок о красной руке, белых перчатках и прочего. Были истории о таинственной чёрной машине, из которой ночью выходили солдаты во главе с офицером. При чёрных погонах с малиновым костяком.
— Чем?! — переспросил Тёма.
— Черепом со скрещёнными костями, — пояснила Юля.
— Верно. Так вот. Заходили эти призрачные люди в дома и, сверяясь со списками, выводили неких граждан, а затем сажали их в машину. Но так как никаких людей в тех районах не пропадало, то и граждане, очевидно, так же были призрачными. Но никаких подтверждений этому нет, только статейки в бульварных газетах тех времён. Так что, скорее всего, это была выдумка какого-то журналиста. О загадочных белых не то растениях, не то животных, найденных диггерами.
— Кем?!
— Тём, какой ты необразованный! — хихикнула Яся.
— Это те, кто по подземельям лазают.
— Так бы и сказали, что это городские спелеологи.
— Ну это сейчас они исследователи и учёные, а на рубеже веков они были просто диггерами, — Аркадий Степанович потрепал Тёму по голове. — Ну, а теперь поговорим о настоящих московских привидениях.
История первая: Жужу
Старожилы говорят, что на улице Кузнецкий мост в тёплые весенние и летние ночи можно встретить скользящую по тротуару высокую девушку в белой одежде. Это Жужу. Молодая француженка-манекенщица, работавшая в одном из тамошних модных магазинов, была возлюбленной известного капиталиста Саввы Морозова. Однажды, в 1905 году, Жужу ехала в экипаже, и услышала крики мальчишек, продававших газеты. Мальчишки кричали происшествии, случившемся в Ницце: пребывавший там Морозов покончил с собой.
Услышав страшную новость, Жужу кинулась к мальчишке, чтобы купить газету, но попала под лошадь. Помочь ей не удалось, и девушка умерла. А продавшего газету мальчишку нашли задушенным на следующее утро. С тех пор и пошли легенды о несчастной манекенщице.
— Какая печальная история, — вздохнула Валя. — Но на наши истории не похоже.
— Да. Та женщина была… Ну, не юной, да и на манекенщицу не похожа, — согласилась Юля.
— Да и видели мы её не на Кузнецком мосту, а в Сокольниках, — добавил Павлик.
— И это хорошо, что вы с ней не встретились. Встреча с Жужу не предвещает ничего хорошего, — резюмировал Аркадий Степанович. — Впрочем и сам Савва не смог обрести покой. Савва Морозов, как считают историки, покончил с собой. С тех пор обитателям дома Морозова (сейчас там расположен Дом приёмов МИД) не даёт покоя дух Саввы.
История вторая: Дочь командарма
По ночам, рядом с Театром Эстрады можно встретить призрачную девушку. Иногда её видят в воздухе на уровне второго-третьего этажей. Это Дочь Командарма. История её такова, — Аркадий Степанович потёр подбородок. — За достоверность, в отличие от Жужу, ни самого привидения, ни его истории я ручаться не могу, так как ни нашёл ни одного документального упоминания об этой истории, но всё же, всё же… Дыма без огня, как говорится не бывает.
Родителей девушки арестовало НКВД, было это в начале 30х гг. Когда явились за ней, то девушка заявила, что застрелит из отцовского Нагана любого, кто войдёт в дверь. Тогда, как рассказывают, сам Ежов приказал заколотить окна и двери квартиры и отрезать все коммуникации. Замурованная девушка погибла, никто из соседей не отважился прийти ей на помощь…
— Какой ужас! — Яся посмотрела на друзей расширенными от ужаса глазами. — И ни у кого не хватило смелости помочь ей?
— Тогда были жуткие времена, Яся, многие были в страхе перед всесильным наркомом. Может немного передохнём, — предложил Аркадий Степанович. — Давайте-ка пока поглядите вот эти любопытные книжки об аномальных местах Москвы, может что-то найдёте, а я подготовлю другие истории.
— Страшные? — с интересом посмотрела на него Оля.
— Олька! — Тёма одёрнул сестру.
— Очень! — заговорщицки подмигнул Алькин дед.
Глава 6. Московские привидения: страшные истории
— Ну вот… — покопавшись в книгах, Аркадий Степанович вернулся за стол.
— Теперь страшные истории? — Улыбнулась Яся.
— Как и обещал, — усмехнулся историк. — Но истории, ребята, будут действительно жуткие.
И Аркадий Степанович начал рассказ.
Жила когда-то помещица Дарья Салтыкова. Жестокого нрава была женщина. И особое удовольствие ей доставляло мучить своих крепостных. Впрочем, кара настигла истязательницу. Дарья Салтыкова была предана суду и за то, что погубила 130 своих крепостных была приговорена к заключению в Ивановском женском монастыре. Наказание было суровым: Салтычиха (так прозвали помещицу) несколько лет провела в яме, питаясь лишь хлебом и водой, — историк оглядел притихших ребятишек. — Такие тогда были нравы. После смерти Салтычихи в окрестностях монастыря (там, где сейчас подземный переход) стала появляться зловещая фигура в чёрном балахоне. Встреча с ней (как и встреча с Жужу) не предвещает ничего хорошего.
— А я слышала, — ответила Алька. — Говорят, что она там появляется потому, что её похоронили там же, за стеной монастыря.
— Не совсем верно, Алина. Возможно, что привидение и не имеет отношения к Дарье Салтыковой и связывают их лишь легенды. А что касается слышанной тобой истории, то она не верна. Дарья Салтыкова была похоронена в Донском монастыре, но её могила со временем затерялась и сейчас её точное место историкам не известно.
— Да, вот это я понимаю, страшные истории. Не то, что красная рука или белые перчатки, — усмехнулся Тёма.
— Ну, что же, тогда слушайте дальше. У метро «Планерная» есть Алёшкинский лес. В сырую, тёплую погоду (обычно во время дождя) там появляется высокая худая фигура с синевато-белым лицом, одетая в чёрный балахон и идущая в сторону Куркино. Так же говорят, что собаки на него не лают, а птицы при его появлении не разлетаются. Фантом зловещ, появляется он накануне больших несчастий, поэтому считается, что его нельзя окликать или заговаривать с ним. Никаких легенд с этим фантомом не связано, и причина его появления не известна.
— И что? Даже никаких слухов? — удивился Павлик.
— Представь себе — никаких. Правда, есть один… скажем намёк. В народе этот фантом известен как «чёрный монах».
— А он и правда появляется перед несчастьями? — поинтересовалась Валя.
— Ну… Как бы тебе сказать. Может и нет. Но истории о встречах с ним действительно совпадают с различными происшествиями. Хотя, может быть, люди просто рассказывают о встречах именно после того, как услышали о каком-нибудь происшествии и смекнули: «Ага! Я же видел этого монаха!». Ведь легенда гласит именно об этом. Например… — Аркадий Степанович достал с полки папку с пожелтевшими газетами. — В 2000 году в Москве, в переходе на Пушкинской площади произошёл взрыв. Так вот, некоторые люди утверждали, что видели накануне «чёрного монаха». Хотя проверить это, конечно, не представляется возможным.
— Даже с помощью машины времени?
— Да, Оля, даже с помощью машины времени. Но самым зловещим считается другой призрак Москвы. Вы слышали что-нибудь о «чёрной горбунье»?
Ребята отрицательно покачали головами с интересом глядя на историка.
— А об Останкино? — усмехнулся Аркадий Степанович.
— Конечно, слышали! — ответил за всех Димка. — Там телецентр, который построили ещё в прошлом веке!
— Верно. Но там есть и старинная усадьба. Именно на усадебных землях и появляется горбатая старуха-вещунья — «чёрная горбунья».
— А откуда она взялась?
— Откуда, Тёма? Не знаю. Но когда она впервые появилась — известно. В 1558 г., первому владельцу поместья (там, где сейчас усадебный дворец) боярину Алексею Сотину. Горбунья просила не тревожить землю (боярин решил её распахать), иначе быть беде. Боярин не послушался и вскоре был казнён по приказу Ивана Грозного. Позже с вещуньей встречались и другие владельцы поместья: немец-опричник Орн, славившийся в округе, как чернокнижник, император Павел I, французский генерал Орн, император Александр II. Всем вещунья предсказала гибель. Самое же известное предсказание касалось крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой. В тот вечер она играл две трагические роли: Офелии и Клеопатры. Встретившаяся ей старуха предупредила — не играть сразу две смерти, иначе будет третья.
— И она умерла, — добавила Юля, — я читала.
— Верно. Но видели её и в самом телецентре. Например, сто лет назад, в 2000 году в останкинской башне произошёл пожар. Незадолго до этого люди видели в зоне отчуждения башни старуху, которая говорила, что пахнет дымом. Есть и ещё одна история, связанная с фантомом. Когда-то старуха предсказала, что на усадебных землях построят башню до небес и будут вещать с неё бесовские мысли.
— Ага! И там построили Останкинскую башню, — подхватил Павлик.
— А бабушка говорила, что в конце прошлого и начале нашего века, оттуда иногда такое вещали! — внёс свои пять копеек Димка.
— Останкино — это вообще довольно таинственное место. Когда-то, в древности, там было языческое капище.
— Где приносили жертвы? — спросила Валя.
— Да, Валюша. Позднее, с приходом христианства, на этом месте появилось кладбище, позже, в 1746 г. названное Лазаревским, — Аркадий Степанович открыл старый атлас и перелистнул несколько страниц. Именно в этих местах и появляется горбунья. Но об этом мы поговорим отдельно. Надеюсь вы успели полистать книгу об аномальных зонах Москвы, которую я вам дал. Ну что ж, хорошо. Тогда вы уже немного в курсе того, о чём я вам расскажу.
Глава 7. Московские привидения: нехорошие места
Аркадий Степанович поправил очки и продолжил:
— Останкино вообще славилось, как нехорошее место. Видели там разных фантомов (в том числе умерших актёров и певцов, чьи записи хранились в аппаратных и архивах), слышали странные звуки… Иногда, в небе над башней, видели её отражение.
— Ну, это не призрак, а просто мираж, — пожала плечами Яся.
— Возможно, возможно… А ещё видели в помещениях телецентра странные лужи, катившиеся по коридорам шары. Правда, «нехорошими» считается не весь телецентр, а здание АСК-3 или «малое» здание, как его называют и территория рядом с ним, где не так давно стояли две старых многоэтажных дома.
— Там сейчас парк, — уточнила Юля, — правда в нём никто не гуляет. Неуютно как-то, а ночью и страшновато.
— Там были пруды, где топились крепостные актрисы, — ответил ей Тёмка.
— Верно, — согласился Аркадий Степанович, — их так и называли — «актёркины». И, наверное, не зря фильм «Чародеи» об институте НУИНУ, где изучали магию, снимали именно в Останкино, — усмехнулся Алькин дед.
— А его снимали в Останкино? — с сомнением посмотрел на него Тёма.
— Да, Тёма. Ты даже можешь увидеть в одном из кадров окно в кабинете директора, Киры Шамаханской, за которым видна Останкинская башня.
— А я видел возле башни странные шары. Разноцветные, но в основном красные, крутились прямо вокруг шпиля, — вопросительно посмотрел на историка Павлик.
— Да, про это явление можно прочитать. Его так и называют — «Останкинские шары». Газета «Комсомольская правда», — Аркадий Степанович достал с полки очередную папку с пожелтевшими газетными подшивками, — писала, что шары вызвал некий гаитянский колдун Пьер Антуан примерно в конце прошлого века. Но, я думаю, это лишь журналистский вымысел. Шары видели и до этого и после. Хотя бы взять тебя, Павлик. И скорее всего это не фантомы. Ведь что это такое — Останкинская башня?
— Гигантская антенна, — бойко ответил Димка.
— Верно. Она излучает радиоволны и ионизирует воздух. И эти шары могут быть просто сгустками ионизированного воздуха или газоразрядной плазмы. Ведь видят их обычно возле антенной надстройки. То есть шпиля башни.
— А может и призраки в телецентре… Они тоже из-за излучения. Например, звуки может вызывать излучение сверхвысокой частоты. Мы слышали такой радиозвук на Тейне, — предположила Валя.
— Вполне возможно. И вполне вероятно, — согласился историк. — Но в Москве есть немало и других «нехороших» мест. Например… Вы слышали, что такое «Хитровка»?
— Я слышал! — подскочил Димка. — Я читал Гиляровского. Это Хитров рынок. Он был на месте Хитровой площади до революции, а потом там сделали сквер.
— Верно Дима. Так вот место это было такое, что даже полиция туда не совалась. И сейчас там нередко появляются призраки прятавшихся там разбойников. Есть и ещё одно интересное место в Москве. Это Введенское или Немецкое кладбище. С ним связано много мистических историй. Например, что после полуночи по нему бегает белый конь, слышны звуки флейты. А на улицах рядом часто слышны странные звуки, будто кто-то ходит вокруг и ломает ветки.
— Ага, а ещё (это мне прадед рассказывал), — опять вскинулся Димка.
— Ну-ну, рассказывай. Георгий Иванович действительно знает много занятных историй о Москве.
— Конечно! Димкиному прадеду уже давно за сто перевалило, — подхватила Юля.
— Ему сто двадцать будет в следующем году. Так вот, он говорил, что они туда лазали. И там после полуночи такое! Грохочет всё, эхо, как будто собаки кругом лают! А рядом есть старинный дом, где в окне появляется чёрный силуэт и слышно, как кто-то ходит по крыше!
— Ну, с нехорошими домами мы разберёмся позже. А про эти явления я тоже наслышан. Но все эти места, так сказать, «нехорошими» сделали люди. А есть, как говорится, и природные.
— Это какие? — с интересом спросила Оля.
— Патриаршие пруды, — ответил Дима.
— Верно, — согласился Аркадий Степанович.
— Дим, а я и не знала, что ты так знаешь Москву, — удивилась Юля.
— А то! Я же в Москве родился, — гордо ответил Димка.
— Так и мы с Павликом тоже, — усмехнулась Юля. — А Москву так не знаем.
— Ну, продолжим наши истории, — Аркадий Степанович поправил очки и присел за стол. — Патриаршие пруды действительно славились как дурное место.
— Ага, — подхватил Димка, — там даже знак висит: не разговаривайте с незнакомцами! А ещё, я слышал, там иногда из совершенно ровного асфальта вылетает пар и светящиеся шарики!
— А ты их сам видел? — ухмыльнулся Павлик.
— Не, не видел. А памятник видел!
— Какой памятник? — опешил Павлик.
— Крылову. Он когда-то давно сам из воздуха материализовался, вот!
— Стоп, стоп, стоп, ребята! — Аркадий Степанович встал, взмахнув руками. — Если мы будем и дальше оперировать только слухами, а не результатами многократных наблюдений и расследований, то можем зайти очень далеко и вовсе не туда, куда стремимся. Во-первых, асфальт может дымиться по разным причинам, а во-вторых, памятник Крылову был создан скульпторами Древиным и Удальцовой. Но загадка в нём есть… — Алькин дед сделал паузу, глядя на заинтересовавшихся ребят. — Состоит она в следующем: каким боком связаны баснописец Крылов и Патриаршие пруды?
— А всё-таки, деда, ведь там было что-то и по-настоящему странное? — спросила его Алька.
— Да, было, — Аркадий Степанович достал с полки толстый потрёпанный том и положил перед ребятами. — Здесь есть рассказ советского краеведа Ожерельева, — историк раскрыл книгу на нужной странице. — Вот, посмотрите. Здесь рассказан интересный случай встречи с настоящим призраком. Об этом краеведу рассказал ветеран Василий Стаценко, когда-то потерявший на пруду любимую девушку.
Аркадий Степанович поправил очки и продолжил рассказ:
— Василий Стаценко работал вагоновожатым. Перед войной он встречался с девушкой по имени Мария. Встречался на Патриарших. И однажды произошёл несчастный случай — Василий и Мария решили переплыть пруд. На середине водоёма Василию стало плохо — кто-то как будто потянул его на дно. Он всё же сумел выплыть, а девушка утонула. Однажды, придя на Патриаршие, он, думая о Марии, увидел её силуэт. С тех пор он часто встречал там призрак, причём всегда в одно и тоже время, примерно с 22 до 23 часов и в одном и том месте: Василию «обжигало» ступни и спину, а перед ним появлялся силуэт девушки. Мария требовала приходить по субботам в полночь на Патриаршие и ждать «голоса». Мария предвещала ему события его жизни, в том числе и аварию, в которую вагоновожатый попал в конце 40х гг. Являться Мария перестала после того, как Василий встретил там же реальную девушку, характером и поведением очень похожую на Марию, хотя внешнего сходства между ними и не было. Странным было и то, что Ольга (так звали девушку), была однофамилицей Марии мучилась странными воспоминаниями, которые совпадали с событиями в жизни Марии.
— Значит, она была ей в прежней жизни, — резюмировал Артём. — Я читал про это.
— Возможно, — согласился Аркадий Степанович. — Но история Патриарших прудов уходит в глубь веков. На их месте было в старину было Козье болото. Оно и так славилось поганым местом, но славу его усиливали промышлявшие там разбойники. Говорят, что их фантомы и сейчас появляются там, поэтому и ходят среди людей «наставления» не заговаривать с незнакомцами. Возможно, именно в связи с этими слухами и Михаил Афанасьевич избрал местом действия именно их.
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №217041401839