Дунька

 Бабе Дине было 100 лет. И сидя у окна она любила вспоминать.Что было недавно уже не помнила,а что 90 лет назад вспоминается легко.
"Меня в деревне нашей Лупоглазая звали- глаза у меня большущие были, синие.Лет семь мне было, а я все плясала.Крикнет мне дед Андрей - сосед:"Спляши Лупоглазая!"А я цыганочку как начну плясать,пятки грязные-босые только мелькают.Потом попа болит-пятками-то наколочу. "Артистка!"- хвалит сосед.
Плохо мы жили,бедно.Вот меня в 10 лет в няньки отдали, в Москву,к евреям.Добрые были,ничего не скажу,воспитали.Я шустрая была, семь дыр проверчу.Полы мою, собак гуляю, с детьми играю. Старший Саша их сын в школу пошёл.Так я возле него читать научилась и считать.НЭПмэн хозяин был.
А жена его Серафима Яковлевна в редакции какой-то работала.Мою я полы и то сережки на полу найду, то кольцо.Найду, и бегу скорее:Серафима Яковлевна,вы кольцо уронили,а я нашла.Она меня поблагодарит.Только позже призналась, что она специально на пол то все ложила-мою честность проверяла".

Баба Дина сидит-сидит, потом улыбнется и ещё рассказывает:" Воровать нас отец отучил.Раз так хворостиной выдрал, что неделю сесть боялась.За лук, что мы у соседа украли.Ребятишки деревенские от нечего делать пошли воровать зелёный лук, ну и Пашка брат мой и я,конечно. А хозяин огорода нас увидел, как мы лук на грядке дергаем, отцу сказал.Отец зажал сначала Пашку между ног, снял штаны и порол пока тот не заревел:Я больше не буду! Потом меня так же по голой заднице хворостиной. Я реву, кричу:гад, ему что луку детям жалко. А отец порет меня.Порол, пока я не закричала:в жизни больше чужого не возьму. И не брала.Лучше попрошу.

Отец у нас добрый был, наказывал только за дело, а так заботился.Мама злая была,колотила походя.Так как же нас не колотить-вечно что-нибудь да творим.Раз мама кулич и яйца для попа оставила на Пасху, а я думаю:Хрен тебе ,пузатый, ты куличи жрать будешь, а мы голодные будем.Вытащила из узелка и спрятала в сарае яйца и кулич, а в эту тряпицу положила, прости Господи, комков грязи и солому с коровьей лепешкой...

Видишь?- баба Дина трогает лоб.Шрам остался?
Да, на лбу у бабушки не то, что шрам, а вмятина.
-Это мама меня горячей кочергой, когда поп пожаловался.Яйца пришлось вернуть, а кулич мы уж с Пашкой понадкусывали.

Не люблю я этих попов,в
бога верую, а дармоедов этих не люблю..."

"После этого меня в няньки и пристроили.Серафима Яковлевна меня спрашивает:
-Как зовут тебя девочка?
А я сопли размазываю по лицу и говорю:Дунька!
-Нет, Дунька не красиво.Ты будешь Дина. Потом мыться меня заставила и гнид моих травила и вычесывала.Подстригла сама, стрижку сделала.А то у меня две косички с палец толщиной, а в них гниды. Мы же круглое лето по лужам купались.
Дали мне нянчиться- два года Левочке. Я его поднять не могу,справиться не могу-он орееет! Незнаю что делать.Потом привыкла и он ко мне привык. Да ещё два добермана Дик и Рекс.Выйду их гулять, они меня таскают, еле ноги переставляю, ничего, потом тоже привыкла.Это мне десять лет было.Когда мне двенадцать исполнилось я уже и считать умела и писать, и читать.Хозяйка меня на рынок отправлять стала одну. Хозяйка же меня и за муж выдала,когда мне 18 исполнилось.
С Володенькой я на танцах познакомилась.Я тогда уже ликбез и курсы парикмахеров закончила. С подружкой на танцы пошли, а там лейтенантики молодые.
-Как Вас девушка зовут?
-Дина.
Он пошёл меня провожать, а хозяйка увидела.Спрашивает:Понравился?
Я покраснела и говорю:
Понравился, Серафима Яковлевна.
Она его как-то чай позвала пить и говорит ему:Дину обижать не смейте.
-Володенька говорит:да как я могу, я же люблю её.
-Так женитесь.
Так мы и поженились.
Володя очень добрый был. Как поженились поехали в нашу деревню с мамой знакомиться.Папы уже в живых не было.
Приехали, а там вся деревня собралась. Как же- мама же уже почти каждому рассказала, что Дунька с военным мужем приехала. Деревня она и есть деревня да ещё на Тамбовщине. В окна смотрят, все стёкла облизали.Мы, конечно,подарков понавезли и маме и Пашке с Васей, и Аньке.Паша и Васька то уже взрослые. Аньку они еще родили в 1922 году. Я её раз то и видала. Володенька посмотрел на  всю эту деревню, на Аньку с соплями и голой жопой. И говорит маме:Евдокия Лазаревна ( а мама тоже Евдокия). Анечке уже семь лет ей учиться надо, мы её в Москву забираем. Мама, конечно,отпустила.

Аньку отмыли, одели и в школу отправили. Училась она отлично, умная оказалась, активистка, везде участвовала,пела, плясала.Молодец.Она и выучилась одна то в семье, восемь классов окончила.Если б мы в Москве продолжали жить, то онаб и дальше училась.Да военный сам себе не принадлежит.Отправили Володеньку в Читу, а оттуда в Монголию. Аньку в Чите в суд секретарем пристроили, а сами-в Монголию..."


Рецензии
Хороший, добрый рассказ, Елена.
С уважением,

Анатолий Шнаревич   07.06.2017 18:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Анатолий!
С уважением.Нарышева.

Елена Нарышева   14.08.2017 15:32   Заявить о нарушении