Разрушение ханской крепости
Все конечно же знают, что 23 октября 1552 года, Русским войском, была окончательно завоевана столица Татарского ханства город Казань. Приведя имеющиеся исторические свидетельства тех событий, и сохранившиеся до настоящего времени следы тех боев, я попробую в данной статье показать, что происходило вокруг Казани в то далекое время. Современный кремлевский комплекс, расположенный в центре города, мало чем напоминает прежнюю Татарскую крепость захваченную Русским войском. Например, из летописных источников известно, что Спасская башня Казанского кремля, поставлена на том месте, где Московский царь Иван Васильевич (позже прозванный грозным), в лень окончательного взятия крепости, молился у воткнутого в землю знамени. Значит, это место было достаточно далеко от стен вражеской крепости, которая была значительно меньше по размерам, чем современная. Кроме этого из летописи известно, что в первой половине дня 23 октября, Московский царь сопровождаемый своим передовым полком, перешел вброд речку Булак, около озера Кабан, и по крутому холму, на котором в то время располагались жилые кварталы города подошел к Татарской крепости, где затем и молился у знамени. К этому времени, под стены крепости были уже сделаны два подкопа, в которые заложили по сорок бочек пороха в каждый. Первый подкоп, под Муралёву башню, начинался из Даировой бани, стоявшей на берегу Казанки правее башни. Соблюдать скрытность работ в этом месте было очень удобно, ведь подземный ход копали из помещения бани, а лишнюю землю, по ночам скрытно носили на противоположную сторону реки и ссыпали там. Еще до недавнего времени, на берегу Казанки, можно было видеть кирпичные обломки, оставшиеся от стоявшей здесь когда то Даировой бани, а на другой стороне реки, во время опускания уровня воды весной, до настоящего времени обнажается большая куча земли, вынутая из подкопа. Второй подкоп, под угловую башню Татарской крепости, был устроен со стороны Арского поля, и начинался он от Поганого, (то есть грязного) озера как пишет летописец. В этом месте, Русские воины поставили высокую башню, и постоянно обстреливали с нее стены крепости, не давая Татарским воинам выглядывать из за них. Хотя летописец не связывает эту башню со строительством подкопа, но вероятнее всего, она выполняла именно эту задачу, не давая возможности осажденным узнать, откуда ведется подкоп под стену их крепости. Если внимательно осмотреть современную Казанскую крепость, то становится понятно где заканчивался этот второй подкоп. Позже, на большой массе земли вывалившейся из рухнувшего холма, построили тюрьму, примыкавшую вплотную к стенам кремля, а сейчас переделанную в онкологическую больницу которую все горожане хорошо знают. Но кроме этих двух основных подкопов, с помощью которых смогли завоевать Татарскую крепость, был еще третий, так называемый малый подкоп, устроенный Русскими воинами по своей инициативе от речки Булак еще за месяц до взятия города. В этом подкопе было взорвано две бочки пороха, в результате чего, обрушилась часть холма, вместе со стоявшими на нем крепостными стенами и башней. 1. Как пишет летописец, войти в крепость через этот пролом, Русские так и не смогли, хотя бой в этом месте шел без остановки в течении всего месяца, пока Казань не была окончательно завоевана. Стены Казанского кремля в этом месте изгибаются, обходя часть рухнувшего склона, что дает возможность представить, сколько земли, обрушилось от взрыва двух бочек пороха. В свое время, Казанские историки, на равнине, ниже выемки в холме, делали раскоп, в котором обнаружили человеческие скелеты. Вполне возможно это были кости тех воинов, которых хоронили недалеко от места их гибели, где днем и ночью, в течении целого месяца шли ожесточенные столкновения. Обратимся теперь к летописному источнику, и посмотрим, каким образом в итоге была завоевана Казань. Вот как пишет, о тех событиях летописец, (наказав же крепко всем князьями воеводам и начальникам полков, чтобы были готовы все в нужный час к приступу, когда возгласят ратные трубы, и пехотинцы и конники в панцирях и в доспехах одетые, и пусть бережет и учит их командир полка своего, и принуждает к битве крепко и мужественно и непоколебимо стоять. И объехав все полки свои, и словно от бога извещение получил, и повелел скрытно под крепкими стенами во рвах глубоких зажигать свирепое зелье огненное, сам же в стан свой приехал и там на молитву к богу обратился со слезами, стоя весь вооруженный в золотую броню, и готовый на подвиг, и ожидая милости Божьей, поющим у него безпрестанно священникам и дьяконам молебны. Казанцы же видевшие из бойниц и со стен города своего, как отступило от стен крепости многотысячное войско Русское – их же Казанцев на стенах города 20 000, и они же битву устраивают, заменяя уставших товарищей и воюя с воинами Русскими – и сказали царю своему отступает Московский царь, и велел царь молитвы творить, как бы нехотя, новому сейту Казанскому, и муллам и муэтзинам и дервишам, по всему городу Казани людям всем, мужчинам и женьщинам с младенцами их, и жертву велел приносить Мухаммеду, словно избавившему город их от таких огромных сил Русских. Царь же и вельможи Казанские жеребца молодого и тучного привели и закололи как жертву, простая же чернь, убогие люди, овец и кур и других птиц приносили на заклание, и радоваться и веселиться начали, молитвы творя, и прелестные песни пели, хлопали в ладоши, и скакали, и плясали, играя в гусли свои, и в цимбалы ударяя, и грохотание большое создавая, и ругань и смехи укоры большие посылали Русским людям всем, и погаными свиноядцами называли их. Царь Казанский весел был и не весел, чуяло ведь сердце его, и по снам своим знал он, и по всему было видно взят будет город. Мнили ведь поганые Казанцы, как царь великий не сделав дело назад возвратиться, как и прежде этого за два лета приходил ведь к нам, и не так сильно и грозно снарядяся, но словно устрашая нас, и противостоя и грозя, чтобы мы отступили от злобы своей, да жили мирно по соседству, не обижая его, и отошел прежде прочь и не одержал над ними окончательной победы, не знали ведь безумные, конца своего, что им уже пришло время дни горькие испытать, и приблизился к вечеру день окончательной погибели их). 2. Прочитав приведенный выше отрывок летописи, можно понять, что происходило в Казанской крепости, когда жители увидели Русское войско, отходящее от стен города, и подумали, что Московский царь снимает осаду и уходит домой. Из этой же летописи известно, что пороховые запалы, в подведенных под стены крепости подкопах, были зажжены ровно в два часа дня 23 октября 1552 года. Но прежде чем начать штурм города, в течении первой половины дня, защитникам Казани дважды предлагали закончить войну миром, если они выполнят предложенные Москвой условия. Первое требование, которое Казанцы отказались принять, заключалось в том, чтобы Москва имела право утверждать, или отклонять, кандидатуру выбранного горожанами царя, в зависимости от того, лояльно, или агрессивно, он будет относится к Руси. Затем Русскими было выдвинуто второе требование. Хорошо сказали парламентеры, если вы не согласны, чтобы Москва, каким либо образом участвовала в выборе вашего царя, тогда можете забирать все свое имущество, домашний скот, оружие, всех своих родственников, и идти на все четыре стороны, а преследовать вас никто не станет. Свой город Казань, вы поставили на окраинах Руси, которые простираются до Камы реки, и поэтому очаг ненависти к Русским здесь все равно будет разрушен. На это предложение они тоже ответили отказом, понадеявшись на неприступность своей крепости. Только после отказа, выполнить одно из предложенных Казанцам требований, начался штурм крепости. Вот как, об этих событиях рассказывает летописец. (И когда зажжено было огненное зелье во рвах, священник читал на молебне святое евангелие и в конце чтения сказал, и будет одно стадо и один пастырь, и в тот час словно загремела земля, как великий гром, и содрогнулось место все, где стоял город, и вздыбились стены городские, и чуть весь город не упал до основания. И вышел из под городских пещер, и сошелся в одно место, и понесся пламень огня до облаков, шумящий, и клокочущий, как какая то великая река сильная, страх, ведь и Русские воины некоторые стали смеяться от страха и далеко от города бежать, и прорвало крепкие стены городские, изгородь одну, а в другом же месте, от Булака саженей с десяток, и тайник подняло, и понесло на высоту огромные бревна, на высоту вместе с людьми, словно сено и прах ветром, и перенеся через воинов Русских, и побросало в лесу и на поле далеко, за 10 верст и 20 верст, где уже нет Русских людей. И Божьим бережением не убило деревом тем огромным ни одного Русского. Бывшие же на стенах поганые, поносящие и укоряющие Русских воинов, и все они без вести погибли, одни деревом и дымом подавились, других же огонь поел, а другие внутри города Казанцы, мужчины и женьщины, от страха сильного омертвели, и упали ниц на землю, думая, что под землю провалятся, или как Содомский огонь сойдет с неба и сожжет их, и были как мышата безголосые, друг на друга глядя, словно изумлены, и ни одного слова сказать друг другу не могли, и долго лежали и очнувшись от страха того, и смутились, и передвигались словно пьяные. И вся хитрость их и разное умение их поглощено было Христовою благодатью, и превратился их смех в плачь, и вместо веселия жалость, и вместо игры на гуслях и цимбалах и плясания друг с другом обнявшись плакали и рыдали неутешно). 3. Так достаточно подробно, описано все происходившее внутри Казанской крепости во время взрыва потому, что летописец, во время этих событий, сам находился в городе, состоя на службе у Татарского правителя. Являясь непосредственным очевидцем всего произошедшего, он после завоевания Казани, описал события так как их помнил. Далее будет приведена выдержка из его рукописи о том, что произошло после взрыва стен крепости. (Тех же остальных Казанцев 3 000 храбрых, и плакали и целовались с оставшимися, и говорили сами себе, выедем из тесноты этой на поле, и сразимся с Русью на месте ровном пока не умрем, или убежавше жизнь сохраним, и севши на коней своих и прорвались через ворота царские за Казанку реку, и надеясь на крепость рук своих и желая пробившись сквозь Русские полки, убежать к Нагайцам. И прыгнув как звери в осоку, и тут их окружила Русская сила в месте скопления, и облепили их как пчелы, не давая даже глаз раскрыть, стояли ведь тут на поле два воеводы напротив царских ворот, князь Петр Щенятьев, и князь Иван Пронский Тарантай. И долго бились Казанцы, и многих воинов Русских убили, и сами тут же умерли, храбрые, почетно на земле своей. Как могли противостоять Казанцы таким многочисленным силам Русским, ведь было на одного Казанца Русских пятьдесят. Русские же воины быстро, как орлы и ястребы на них налетали, и скакали как олени, по горам, и рыскали как звери по пустыням, здесь и там, и как львы рычали ища и ловя Казанцев, в домах и в хоромах и в погребах и в ямах спрятавшихся, и где находили Казанца, старого или юношу или средних лет, и тут же того оружием своим смерти предавали, отроков же только молодых и красивых женщин и девиц сохраняли, и не убивали повелением самодержца. Все видели, как высокие горы, громады огромные убитых Казанцев лежащих, как внутри города с городскими стенами вровень, и в воротах городских, и в проломах, и за городом во рвах, и в колодцах, и вдоль Казанки реки, и позади Булака, и по лугам бесчисленно мертвых было, реки же по всему городу крови их пролились, и потоки горячих слез протекли, и как большая лужа дождевой воды, кровь стояла по низким местам. И не могли люди из рек по 7 дней пить воды, коням же и людям в крови по колена ходить). 4. В предыдущих главах летописи, можно найти описание как была устроена Казанская крепость. По словам автора, ее стены и башни были построены из огромных дубовых стволов, а между двух рядов бревен, залит черный речной ил, который после высыхания становился твердым как камень. Далее в описании можно найти упоминание того, как Русские пушкари жаловались своим воеводам, что не могут разрушить Татарскую крепость, так как ядра, просто отскакивают от дубовых стен не причиняя им вреда. Если бы крепость была каменная говорили они, то мы ее уже давно разбили бы. Сразу после штурма города, Московский царь приказал тушить загоревшуюся крепость, и срочно возить из леса дубы, чтобы заделать проломы в стенах. 5. Несколько лет назад, Казанские историки, на месте где была взорвана Муралева башня Татарской крепости, прокопали разведочный шурф, в котором обнаружился толстый слой угля от сгоревших крепостных стен, и несколько фрагментов человеческих костей. Вся совокупность исторических, и современных фактов свидетельствует, что Казанская крепость была построена из дерева, и была взята штурмом после подрыва в двух местах ее стен.
Завершая рассказ о Казанской крепости, следует добавить, что местные историки, из кожи вон лезут, пытаясь видимо в угоду местным властям доказать, что ханская крепость была построена из камня. Несмотря на то, что история Татарского ханства достаточно подробно описана в летописях, они пытаются изменить историю, обвиняя летописца, фрагменты рукописи которого представлены выше в искажении фактов. Да, возможно автор летописи приукрасил свое повествование, но оно все равно лучше тех историй, где рассказывается как якобы Казанская царица спрыгнула с башни которой при ее жизни еще не существовало.
Использованные материалы.
1. Фот автора.
2. Перевод автором фрагмента книги Васильева Ф. Т. 1902 год О зачатии и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
3. Перевод автором фрагмента книги Васильева Ф. Т. 1902 год О зачатии и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
4. Перевод автором фрагмента книги Васильева Ф. Т. 1902 год О зачатии и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
5. Фотография рисунка Турнерелли, с пометками автора.
Свидетельство о публикации №217041402208
Татьяна Полякова Нея 24.04.2017 06:39 Заявить о нарушении
С уважением Николай.
Николай Наумкин 24.04.2017 15:42 Заявить о нарушении
Татьяна Полякова Нея 25.04.2017 21:22 Заявить о нарушении
Татьяна Полякова Нея 26.04.2017 09:05 Заявить о нарушении