Почему красиво то, что красиво?

Вопрос «почему красиво то, что красиво» занимал умы многих людей. И однозначного ответа на него до сих пор нет. Попытаемся ответить на этот вопрос, и выявить, что влияет на ощущение красоты.
У всех объектов во вселенной есть форма и содержание. Человек получает о них информацию через пять органов чувств. Понятие красоты, как правило, используют к световой и звуковой информации, воспринимаемой двумя из этих органов – глазами и ушами. Объекты излучают или отражают световое излучение, из которого человек получает информацию об их форме, цвете и других характеристиках. Различные движения объектов создают распространяющиеся звуковые колебания в среде, воспринимая и анализируя которые человек получает информацию об их источниках. При восприятии определённой световой и звуковой информации у него могут возникнуть положительные эмоции, ощущение красоты.
Красивое – это то, что вызывает положительные эмоции, радость, эстетическое удовольствие.
Попытаемся выяснить, что влияет на появление ощущения красоты. Для этого введём определение гармоничности.
Гармоничность – это оптимальное сочетание всех характеристик, влияющих на красоту.
Все объекты имеют свою гармоничность, а у человека есть собственное внутреннее ощущение гармоничности. Если гармоничность внешнего объекта совпадает с внутренним ощущением гармоничности, то происходит резонанс, в результате чего возникают положительные эмоции и ощущение красоты.
Гармоничность в музыке, танцах и поэзии проявляется, в частности, в ритмичности.
Гармоничность объекта и внутреннее ощущение гармоничности меняются со временем, а, следовательно, меняются резонирующее действие на человека и интенсивность ощущения красоты. Другими словами, красивый объект может показаться спустя время менее красивым и даже перестать нравиться.
На красоту влияют объективные и субъективные факторы. Гармоничность объекта можно отнести к объективным факторам, а ощущение гармоничности – к субъективным.
Начнём с рассмотрения объективных факторов. Их очень сложно выделить в силу того, что они не всегда очевидны.
Главный объективный фактор красоты – оптимальность организации объекта. Объективные факторы связаны  с тем, что всё в мире имеет внутреннюю структуру, свойства, закономерности, целесообразность, оптимальность организации. У всего имеется некоторое соотношение симметрии – асимметрии. В большинстве случаев оно проявляется в пропорциональности, в самоподобии частей. Пропорциональность является проявлением оптимальности, одним из внутренних свойств. Эти и другие факторы составляют гармоничность объекта.
То, что естественно, то развивается, как правило, оптимальным образом.
Главными субъективными факторами красоты являются глубинные внутренние устремления человека. Эти устремления направлены на развитие, самореализацию, движение к чему-то более высокому, лучшему, светлому. Поэтому красота связывается с развитием, с тем, что способствует выживанию, что даёт жизнь.
Другими субъективными факторами, влияющими на представление о красоте, являются: генетика человека, его физиология, темперамент, здоровье, характер, жизненный опыт, воспитание, образование, окружающее общество, социальные стереотипы, сиюминутное настроение, время суток, место расположения объекта и человека, их окружение, возраст человека, его пол, увлечения и так далее.
Можно сказать, что в разное время, в разных местах и для разных людей один и тот же объект может казаться красивым, а может – некрасивым (а точнее – более красивым, либо менее красивым). Это зависит от совместного действия всех субъективных факторов.
Предположим, что некоторые характеристики в нормальных условиях ассоциируются с глубинными устремлениями человека и влияют на красоту объекта (делают его более красивым по сравнению с объектами, обладающими противоположными характеристиками). Выделим следующие характеристики: яркое, светлое, высокое, широкое, округлое, динамичное, новое, сложное, живое, интересное, оригинальное. Этот список можно продолжить другими характеристиками, которые также ассоциируются со стремлением к развитию. Покажем это.
Объекты с такими характеристиками являются броскими (бросаются в глаза), в силу особенности нашего зрения привлекают внимание. При этом могут и не понравиться. Но броские вещи имеют более мощную предпосылку понравиться, чем неброские.
Яркое и светлое имеют большую интенсивность светового воздействия, чем их противоположности, поэтому вызывают более сильное воздействие на наблюдателя. Высокое у человека подсознательно ассоциируется с развитием, стремлением к высокому. Широкое (безграничное) и высокое связываются со стремлением охватить логически или эмоционально бесконечность мира, объять необъятное. Более динамичное, новое, сложное, живое, интересное, оригинальное связываются со стремлением к развитию, к новому, к жизни. К тому же живое, как правило, более яркое, чем неживое.
 Всё в окружающем мире стремится к состоянию с наименьшей энергией. Сфера – самая энергетически выгодная поверхность, имеет наименьшую поверхностную энергию по сравнению с другими поверхностями. Это идеальное геометрическое тело. В неживой природе любая угловатая поверхность под действием окружающей среды будет со временем становится округлой. Да и в живой природе, как правило, округлые формы встречаются как на микроуровне, так и на макроуровне. При этом, конечно же, угловатость сосуществует с округлостью. Круг – это символ бесконечности, совершенства, бога. К тому же люди психологически лучше воспринимают обтекаемые, плавные формы, чем угловатые. Да и тела с обтекаемой формой обладают меньшим сопротивлением. Поэтому округлые объекты имеют больше шансов понравиться.
Объект, конечно, оценивается в целом. И на красоту влияет комбинация всех факторов. И при определённой их комбинации может наступить резонирующее действие –  чувство красоты. При этом некоторые вышеперечисленные характеристики могут отсутствовать или присутствовать, но быть нивелированы действием других. То есть не всегда эти характеристики будут решающими в полной оценке красоты объекта, так как на неё влияют другие объективные и субъективные факторы. Например, характер человека (активным людям больше понравится динамичное, а людям спокойным – статичное). К тому же всё хорошо в меру. Человек может устать от яркого и динамичного, тогда ему будет нравиться неяркое, спокойное. Это справедливо и для других характеристик.
Резюмируя, можно сказать, что на красоту объекта главным образом влияют оптимальность его организации и глубинные устремления наблюдателя, направленные на развитие. Но у некоторых людей и (или) в некоторых ситуациях на видение красоты могут значительно повлиять другие субъективные и объективные факторы.

2009


Рецензии