Азбука жизни Глава 9 Часть 53 Созидатели и потреби

Глава 9.53. Созидатели и потребители

— Вика, когда ты так уверенно сказала, что мир — для образованных, Джулия сразу вспомнила, как ты оставила нас на целый день в библиотеке твоего прадеда в Петербурге.
—Ден, я же звонила вам каждый час и извинялась! Дела были срочные.
—Но мы только рады! Мама улыбается — она и сама не раз попадала в этот рай в Москве и Питере. Но библиотека отца Анастасии Ильиничны — уникальна. А ты чему улыбаешься, Вика?
—Вспомнила, как два дня назад мне Валёк Ромашов прислал СМС. Я его вопрос переадресовала Александру Андреевичу и из короткого ответа поняла: между историей России и Америки много общего. Трагические события 1929 года в буквальном смысле разобщили не только страну, но и семьи.
—О чём это ты?
—Ричард, дедуля и твой сын уже догадываются. Если вспомнить Америку трёхсотлетней давности, можно понять многое в развитии мира и его столкновениях.
—Ты имеешь в виду взаимоотношения США и Латинской Америки?
—Верно, Ден! Вы с Александром Андреевичем лихо нам об этом напомнили. Сделаю лирическое отступление. Что для России всегда значила Латинская Америка? Жаркое солнце, томные пальмы, стройные мулатки и страстные ритмы, говорящие о неразделённой любви. Но в тот день, когда я оставила вас в библиотеке, этот образ стал для вас настолько неожиданным, что вы уже не могли представить Россию как набор матрёшек, самоваров и песни «Шумел камыш». Так же, как и латиноамериканец — или иной американец — не может свести её к медведям.
—Но ведь замечательный образ, Викуль! — не выдержала Альбина Николаевна, насмешив всех.

Дед с Николенькой смотрят на меня с симпатией, а Эдик улыбается, вспоминая, как я на концертах по просьбе зрителей исполняю русских композиторов, импровизируя и передавая те же мысли, что вызвал во мне сейчас Ден.

— Вика, выходит, мир — для образованных?
—Ден, не зря же она вас на целый день закрыла среди книг своего прадеда!
—Признавайся! Это был эксперимент над нами?
—Нет, сынок, всё вышло случайно.
—Спасибо, Ричард! Я действительно хотела показать им Эрмитаж, но обстоятельства помешали.
—И спасибо тебе! Мы окунулись в мир образованных людей, с жадностью изучая настоящую литературу.
—Вот ты сам и ответил на свой вопрос, — сказала Дианочка с такими интонациями, что Ден не удержался:
—Значит, войны — только для глупцов?
—Ден, не рисуйся! Ты об этом сказал ещё тогда, поблагодарив Вику за те обстоятельства.
—Забыла, Джулия, что там была не только духовная пища, но и прекрасные вина, и продукция Сергея Ивановича Ромашова.
—Ребятки, я бы не стала вас травить продуктами из местных магазинов. Откуда мне знать, во времена этой мутной рыночной экономики, что завезли в питерские магазины посредники из когорты «купи-продай»? Я иначе Россию пока не воспринимаю. Какую систему придумали с 1991 года, такие и «герои» среди деловых людей. Но это и в Америке, и в Европе.

Все улыбаются, понимая: мир для образованных и для «деловых» — един. Только в нём одни — созидатели, а другие — потребители. И с этим пока ничего не поделать.

Именно поэтому среди образованных людей возможен только мир, а среди прохиндеев, мнящих себя деловыми, — вечно вспыхивают войны. Иначе как им стать богатыми? Если для образованного человека главное богатство — в знаниях и профессионализме, то для «деловых» — обобрать как можно больше других. Неважно, тянут ли они кошелёк у прохожего или опустошают государственную казну, восседая на игле природных богатств. И те, и другие — нравственные уроды.

 


Рецензии