Давнее, волшебное моё детство. Вот это находка!

                Вот это находка!


                Дождик в августе прохладный, почти осенний, мелко засевает весь город и окружившие его горы. И, похоже, он зарядил надолго. Но детворе это не мешает. Старшие братья помогают отцу обустраивать подвал. Жильцы нового дома уже давно поделили его на кладовочки, навесили замки и стащили туда кое-какие запасы и ненужный скарб. У дяди Алёши всё по-другому. Кладовочка у них в два раза больше, на две семьи сразу. Теперь он, не спеша, аккуратно и обстоятельно обустраивает её. На стене уже висят полки, где он разместил все свои инструменты. Освещение у него настоящее, с выключателем, а лампочка не просто болтается на проводке, а ввинчена в какое-то «копыто» и накрыта круглым матовым плафоном.

                Сегодня он решил немного заглубить три бочонка в землю, чтобы они не загромождали полезное пространство и служили бы удобными табуретами. Так он терпеливо и с улыбкой объяснил это Люське, появившейся в дверях. В одном уже засолены огурцы, а два других предназначены для грибочков-груздочков и капустки. Люська предложила, было, помощь, но старший брат сурово буркнул, что мелюзге нечего тут путаться под ногами.

                Володя с отцом копают траншею у стены, а Славик выносит небольшие ведёрки с землёй на улицу, где их сразу принимают его друзья Мансур и Лёвка, и уносят за гаражи к забору. Сменных ведёрок две пары. Со своим ведром прибежал и Рустик, старший брат Мансурки, и работа пошла быстрее. Он сам выносил своё большое ведро с чёрной землёй из подвала и аккуратно насыпал под деревья, кусты, тонким слоем просеивал её на ещё цветущие клумбы.

                Но вдруг всё остановилось. Славик не появился из подвала, Рустик не вернулся со своим ведром, и почти сразу исчезли Мансур и Лёвка. Люська насторожилась. Вскоре в дверях показался Володя, окружённый ребятами. В руках он нёс что-то длинное и чёрное. Мальчишки восторженно галдели и старались это потрогать. Усевшись на скамейки вокруг дворового столика, они наперебой стали о чём-то спорить. Володя острой щепочкой пытался очистить чёрную поверхность длинного изогнутого предмета. Слово сабля переходило из уст в уста. Прибежавший на шум Витя, Володин друг, предложил залить её керосином, чтобы снять ржавчину. Кто-то предлагал другие способы очистки. Все гадали, кому она могла принадлежать, красноармейцу или беляку.

                То, что сабля лежала в земле очень давно, не вызывало сомнения. И вышедший из подвала дядя Алёша, подержав её в руках и колупнув в нескольких местах ногтем, подтвердил, что сабля старая, времён Гражданской войны. Он взялся за рукоятку, отошёл на несколько шагов, и с видимым удовольствием проделал несколько неуловимых движений. Сабля описала круг, а затем, со свистом, ловко заметалась в его руке. «Как в кино!»,- с восхищением протянул Лёвка. Тут же мальчишки принялись гадать, а может это чапаевская сабля? Ведь он воевал где-то недалеко?! Но дядя Алёша строго осадил ребят, велев Володе унести саблю домой, потому что это, всё-таки, оружие, хоть и ржавое.


                Из кухни доносится аппетитное чвакание. Тётя Нина кормит наработавшихся пацанов, тесно сидящих плечом к плечу за столом, супом с макаронами и Люська с удивлением отмечает, что не только ей, нравится тянуть вкусный бульон через дырку в макаронине. Дядя Алёша с удовольствием рассказывает жене, что бочонки уже определены и теперь он начнёт мастерить верстак. А там и за мебель примется. Опустевшие тарелки быстро наполняются жареной, лоснящейся от душистого сала, картошкой. Руки мальчишек поочерёдно тянутся к эмалированной плошке в середине стола, наполненной зелёным лучком и пупырчатыми огурцами. Разомлевшие от обильной еды, они уже не так быстро мечут ложки в рот.

                Наконец, с едой покончено, чай выпит и все переходят в большую комнату. Сгрудившись вокруг большого стола под круглым абажуром, ребята забрасывают Володю вопросами о том, как произошла находка. Потом, обсудив это, затаив дыхание, слушают рассказы дяди Алёши о войне, потом, вместе со взрослыми, играют в лото.

                Люська, удобно устроившись в углу оттоманки, разомлев от тепла и уюта, тихонько засыпает под мерное жужжание голосов и шелест дождя за окном.

продолжение следует


Рецензии