О старых и малых

        Читательница, возвращая очередной номер газеты «Волга», попросила меня прочитать непонятное ей слово.
- Наверное, ошиблись, хотели написать «сентиментальное», да?
Я прочитала нужное место, посмотрела на название статьи  «Преодолеваем стереотипы»  в рубрике  «Мои года – моё богатство».
«…Пожилые люди  в конечном счёте становятся  «сенильными».  Непонятное слово на сантименты никак не тянуло – ни по написанию, ни по логике. Тогда я решила провести библиографическое расследование.
Просмотрела в читальном зале всё, что смогла, и в результате выяснила, что существует такое понятие, как «сенильные психозы» от латинского «синели» - старческий.
Окрылённая удачей, я объяснила читательнице смысл слова, заодно начав обсуждать с нею статью.
Предисловие к ней гласило: «Всемирное старение» заставляет менять социальную политику государства, да и отношения между поколениями должны измениться. Старость – это то, чего не избежит никто. Поэтому, стоит развенчать некоторые стереотипы в отношении старшего поколения»
Вот несколько примеров:
Стереотип 1. Срок годности пожилых людей истёк.
Стереотип 2. Пожилые люди беспомощны.
Стереотип 3.Пожилые люди в конечном счёте становятся сенильными. Этот стереотип, давший толчок к разговору, мне захотелось обсудить подробнее.
В статье утверждалось, что снижение интеллекта, провалы в памяти, трудности в завершении предложений и неспособность указать месяц или время не являются нормальными признаками старения. Очень часто такие проблемы настигают людей достаточно молодых. А  пожилые,  наоборот, сохраняют ясность ума, устойчивую психику. В этом месте я согласилась с автором статьи. В качестве примера я рассказала моей собеседнице историю, случившуюся  с одной моей знакомой. У пожилой женщины случился непонятный приступ – утратилась координация движений, изменилась речь. Родственники привели её на консультацию в поликлинику.
Хирург, невролог, психиатр, сменяя друг друга, интересовались у бабушки, как её зовут, сколько ей лет, какое сегодня число. Она,  слушая внимательно, отвечала осмысленно.
Хирург с неврологом ушли.
- Что вы хотите? – Старость!
«Бабуля»  с надеждой ждала помощи.
Пришёл психиатр. Вопросы повторились с завидным постоянством.
Проникнувшись ответственностью  (она союзник врача в борьбе с болезнью), бабушка слушала  внимательно, отвечала  правильно. Видимо, от усталости – весь день в очередях – ошиблась с датой, назвала вчерашнее число,
Врач снисходительно бросил:
- Пойдёт!
- Куда пойдём? – спросила бабуля.
- Прямо! – схохмил  доктор
- Пойдёмте! – с готовностью согласилась пациентка.
- Какой сегодня день недели?
Терпение женщины иссякло:
- А вы что, доктор, на работу ходите,  дни…узнавать? – резонно спросила она.
Врач пробурчал что-то о старости, выписал успокоительное и ушёл.
Стереотип 4. Пожилым людям нет смысла оказывать медицинскую помощь.
        Не возраст ограничивает здоровье и полноценное участие пожилых людей в современной жизни. Это, скорее, индивидуальное и общественное неправильное восприятие препятствует активной и достойной старости.
Об этом мы говорили с читательницей, переплетая обсуждение статьи с рассуждениями о жизни.
- Слушай, у меня дочь оформляет сына в первый класс.
Приходят они к психологу.
-Как зовут?
 -  Дима.
-  Сколько лет?
- Семь.
-Считать умеешь? Сосчитай, пожалуйста, до десяти.
Дима покорно считает.
Врач заполняет карту, семья выходит из кабинета.
Следующий – психиатр.
- Как зовут?
- Дима.
- Сколько лет?
- Семь.
- Сосчитай, пожалуйста, до десяти.
Дима удивлённо смотрит на тётю и, насупившись, наглухо замолкает…
Никакие попытки типа: «Ну же, Дима, пожалуйста»,  - ни к чему не приводят.
Дмитрий бросает гневный взгляд в мамину сторону и возмущённо вопрошает: « Мама, а что, тётя  врач  сама  считать не умеет?»
Вот, наконец, мучения в поликлинике позади. Вечер. Вся семья  собралась дома.
Дима увлечённо беседует с  папой, мама возится на кухне, потом возникает на пороге комнаты и говорит, обращаясь к мужу: «Серёж, пойдём ужинать!»
У Димы моментально надуваются губы, глаза темнеют от обиды, голос звенит: « А я что, не человек?!»
Человек! Как часто мы употребляем это слово в разных контекстах! Мы и стыдим им, и призываем к ответственности, добавляя эпитеты: «Маленький» - сюсюкаем с детьми, «пожилой» - снисходим до старости.
Наверное, без всего этого не обойтись. Всему своё время и место. Мы воспитываем детей, наставляем, требуем, мы – взрослые, сильные, умные. Мы уверены, что делаем им во благо, напрочь при этом забывая, каково было нам, когда нас не понимали.
Мы не верим, что тоже будем старыми. Что? Старость? Мы до неё не доживём! Мы беспечно   отмахиваемся от просьб стариков выслушать их, привычно ворчим:  «Старые, что малые! Мы не можем понять, что пожилые люди уникальны.  Они – свидетели и участники триумфов и трагедий страны. Они пережили и прочувствовали то, что нам известно лишь по учебникам. Мы не имеем права списывать их со счетов.
Мы не учимся пониманию старости, и в этом наша вина, которую мы порой слишком поздно осознаём.
К сожалению, детства не вернуть, а старости не избежать. Может быть, попытаться стать мудрее?
По утверждению психологов, никто так быстро не идёт на контакт, как старики и дети. Только для этого надо приложить порой душевные усилия. Не будем этого бояться. Каждый человек – это тайна за  закрытой дверью. Но стоит только попытаться подобрать ключик – и забрезжит свет добра, доверчиво распахнётся навстречу вам детское сердце и разгладятся чьи-то морщинки. Мы улыбнёмся  ближнему и увидим в нём себя.


Рецензии
Нас всегда учили,что старость надо уважать.

Марат Галимов 2   03.06.2021 21:07     Заявить о нарушении
Правильно учили!

Спасибо за отзыв!

С уважением,

Наталья Макарова 4   05.06.2021 12:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.