Дед Иван

Дед Иван.
Шёл  2007  год.  У деда Ивана умерла жена. Детей у них  не было.  И дед остался один. А дедом его звала вся малышня потому, что он покупал детям  конфеты, пирожки,  шоколадки.
Скучными длинными зимними  вечерами  Иван  ходил по небольшой комнатёнке и вздыхал. Иногда из его глаз вытекали  слезы. И не потому, что очень сильно любил он жену, а просто  плохо одному человеку, тошно,  скучно. Жалел он умершую жену, а больше всего жалел  себя.
 Так прошло полгода.Наступила весна. Сошёл снег, зазеленела молодая травка. И в душе Ивана начали пробиваться маленькие росточки желания жить.
Однажды,  проснувшись в 5 утра, он вышел на крыльцо, глубоко вздохнул и… ему вдруг захотелось громко закричать:
-Люди! Я жив! Я здесь! 
Он огляделся вокруг и увидел ту красоту, которая его окружала.
Шёл май. И спокойные акварельные краски апреля сменились сочными  мазками  весны. Это самое интересное время года.  Деревья, кустарники, травы как бы сбиваются с векового ритма весеннего карнавала и начинают беспорядочно и торопливо облекаться в праздничные одежды.
Ещё неистово цветёт на бульварах золотистая смородина, ещё стоит неумолчный гул пчёл над ликующими вишнями и только-только начинает раскрывать бутоны ароматная черёмуха, как уже  высоко в небо взметнулось белое пламя на нетерпеливых грушах.   А вот и яблони  мгновенно вспыхнули бледно-розовым заревом.
Налетел  суховей, и  на землю словно хлынул цветочный ливень. Конский каштан, грубо оттолкнув в сторону красавицу-сирень, заносчиво выступил вперед с ярко – выделяющимися  среди тёмной листвы праздничными цветами. Ошеломлённая неслыханной дерзостью  сирень сумела только через два дня восстановить свой пошатнувшийся престиж, выбросив на зависть соседей тысячи роскошных белых, кремовых, лиловых, фиолетовых букетов.
Иван смотрел на эту неземную красоту и удивлялся:
- Почему я это всё не видел раньше?
Он пошёл домой, взял простой карандаш и стал рисовать на листе бумаги деревья, траву, цветы.  Рисовал легко, азартно. Потом ему захотелось раскрасить рисунок. Он быстро оделся, взял деньги и пошёл  в магазин за красками. Продавец предложила ему взять гуашь двенадцати цветов и пару беличьих кисточек.  Дед согласился. Дома он начал раскрашивать рисунок. Получился великолепный пейзаж.
Иван  ходил  на работу. (А работал он на заводе слесарем  -  наладчиком станков). После работы бежал домой и рисовал. Рисовал много и долго, включая и выходные дни. В основном это были русские пейзажи.
- Куда девать рисунки?- думал он. И решил отнести их в детский сад. Заведующая детсадом обрадовалась:
- Спасибо вам огромное, дед Иван. А Вы, может быть, нам ещё и кораблик  нарисуете?  Наш   садик так называется.  Но не на  тетрадном листе, а на ватмане, чтобы кораблик был большой.
Иван  согласился, купил  ватман и начал рисовать корабль.
Так у него появились другие темы. Рисунки он разносил по садикам и детским домам.
 Прошло три года. Ивану исполнилось 52 года. И  пришло время, когда ему захотелось снова жениться. Но никто не знал, где ему взять невесту. Сам дед был скромным, застенчивым, робким человеком. Какое-то смутное чувство не давало ему покоя. И Иван решил искать себе невесту. Но женщина должна быть под стать ему.
 Наступил  июнь. В начале июня – самая напряжённая, но и самая радостная, похожая на шумный праздник пора года, когда забота о подрастающем потомстве властно овладевает всей живой природой.
С утра до вечера не умолкает в лесу,  в садах,  рощах  птичий хор. В нём участвуют тысячи разноголосых певцов, на все лады свистящих, щебечущих, чирикающих, каркающих, визжащих и пищащих. Воздух звенит от громких и тихих, радостных и тоскливых, мелодичных и резких звуков. Птицы поют стоя, сидя и на лету, во время отдыха и в самую горячую пору своего рабочего дня. Птичий мир охвачен таким радостным возбуждением, что песни сами вырываются на волю.
Вон ласточка с раннего утра до позднего вечера неутомимо рассекает воздух в погоне за мошками для ненасытных детишек. Уж тут, казалось бы, не до песенок. И всё же ласточка, штурмуя небо, щебечет что-то весёлое и беззаботное.
Иван видел, как на лету визжат от восторга чёрные стрижи. Да что говорить! Достаточно послушать в это время звонкие, полные счастья трели жаворонков, чтобы почувствовать восторженный трепет степи, леса, сада, рощи.
Птичьему хору аккомпанируют, как умеют, полевые сверчки, шмели, пчёлы, комары и комарики, мухи и мушки и прочая стрекочущая и жужжащая бесчисленная рать насекомых.
А по ночам от зари до зари в рощах гремят страстные серенады соловьёв и, как безобразное эхо, им откликаются сотни лягушек на реке. Расположившись рядками вдоль кромки воды, они ревниво стараются перекричать друг друга.
Но этот пир природы не был бы пиром, если бы в нём не приняли самое горячее участие растения. Они приложили все усилия к тому, чтобы, как можно наряднее украсить землю. Тысячами разбежались по полям, и лугам и превратились в изумрудные ковры с причудливыми узорами из ярких венчиков всех красок палитры.
Воздух напоён ароматом стенных трав. Высоко в синем небе плывут белоснежные корабли-облака. Степь пирует.
И плохо было в это время нашему одинокому деду. Тоска, одиночество, томление  терзали ему душу. И решил Иван поехать в другой город на рынок, поискать там невесту.
 День ходит по рынку, второй. На третий день решил домой ехать, так как никакой невесты не нашёл. И вдруг слышит голос:
- Иван! Ты что ли?
Обернулся Иван на голос, видит: стоит за прилавком миловидная женщина, улыбается.
Подошёл наш герой к  прилавку и видит знакомые  ямочки на щеках
- Настя! Ты? – узнал Иван одноклассницу.
- Я, Ваня, я. Не узнаёшь что ли?
-Ты что здесь делаешь? Я ещё вчера тебя приметила. Ходишь, а ничего не покупаешь.
Засмущался Иван, покраснел. Не знает, что и сказать.
- Тебя искал,- наконец проговорил он.
- А чего меня искать-то? Вот я. Бери. Только никому не  нужна.
- Так уж и не нужна? А муж? А дети?
- С мужем я развелась. А сыновья давно женились.  Иногда подкидывают внуков. А когда одна, торгую овощами с огорода. Как ты живёшь? Дети есть?
- Детей нет. Жена умерла три года назад. Бобыль я, Настёна.
- Вот что. Ты сходи в магазин.  Купи хлеба.  А я скоро освобожусь, и пойдём ко мне. Поговорим, вспомним школьные годы.
Иван ушёл, а женщина осталась торговать  молодой картошкой.
Вернувшись из магазина, Иван не нашёл Настю и расстроился. Он пошёл вдоль рядов.  Рынок шумел.  Толпа народа двигалась в одну сторону, а навстречу ей шла другая.  Люди толкали друг друга, кричали, ругались.   И  вдруг  Иван наткнулся на Настю, которая  покупала  мандарины.
Через час Иван сидел за столом и разговаривал с Анастасией. Он рассказал ей всю свою жизнь.  Настя поведала о себе.
 Женщина оставила Ивана ночевать.
Иван крутился на кровати, ворочался, не мог уснуть.  Он не знал, что ему делать.
-  Настя хорошая, работящая,- думал он.  Но…сердце его молчало.
А Настя тоже не могла уснуть.
- В доме нужен хозяин, но не Иван. Что-то   в нём не то.  Уж очень хороший он. Не может мужик быть таким идеальным. Нет. Не возьму его,- решила  женщина.
Рано утром Иван собрался было уже уходить.  Но  пришла громкоголосая соседка, которая принесла  бидон молока. Взглянула на Ивана и замерла: так он её удивил. Иван стоял перед ней  высокий, широкоплечий, голубоглазый,  темноволосый. Сердечко забилось сильно-сильно, ноги подкосились.
- Это кто?- спросила она Настю.
- Мой одноклассник. Домой уже собрался уезжать.
- Ты не уезжай, - обратилась соседка к Ивану.
Иван тоже не сводил с неё глаз. Перед ним стояла настоящая русская красавица: зеленоглазая, с длинной русой косой,  среднего телосложения.
- Хороша,- подумал  он, и сердце  его  забилось сильнее. Кровь  бешено пульсировала в венах.
А Настя сообразила, что может отдать Ивана  соседке  Любе.
- Любаша, возьми его, он посидит у тебя до автобуса,- попросила она.
 Люба была рада такому предложению. Иван тоже заулыбался и согласился пойти к Любе.
 Не успели перешагнуть порог дома, как Иван сразу же  схватил Любу за руки, крепко обнял и начал целовать. Женщина и  слова  не вымолвила, как  оказалась на диване.  Но она молчала и не отбивалась. А Иван, за три года  изголодавшись  по женщине, уже не соображал,  что делал. Когда он пришёл в себя, первое, что увидел, - счастливое лицо Любы.
- Прости,- прошептал он.
- Оставайся у меня,- ответила Люба.
Иван переехал жить к Любе. Он устроился на работу на деревоперерабатывающий завод. Работал  по специальности. Люба работала там же. И всё у них  было хорошо. Они с полуслова понимали друг друга. Но  старший сын Любы возненавидел отчима.  Если Иван говорил, что надо крышу перекрыть, пасынок отвечал, что постоит ещё. Крыша  хорошая. И так было во всём.
А однажды Люба вышла во двор,  чтобы покормить кроликов, которых они развели с мужем. Видит: сын сидит верхом на Иване и колотит его кулаками. Иван пытается сбросить с себя молодого человека. Но тот не поддаётся ему. Люба  начала успокаивать мужчин, но они её слов не слышали. Тогда  она взяла палку и начала бить  драчунов. Только после этого  мужчины  разошлись в разные стороны. С тех пор старший сын перестал навещать мать.
Прошло два месяца. Наступил ноябрь. Менялась природа,  менялось и настроение у людей. Иван замечал, что все молчаливей и грустней становится осень. Совсем редко стало появляться солнце. Кучевые облака на небе сменила тусклая серая пленка. Тепла совсем уж не осталось. Снега мало, если и выпадет, то снежный покров неустойчивый, от чего и погода кажется особо холодной. Посохшую траву приминает мокрый снег. На воде образуется тоненький ледок. То дождь со снегом вихрем крутит, то просто мелкой изморосью непрестанно льет весь день, а то и солнце выглянет немного и тут же спрячется за линию дождя.
Выходить на улицу уже не хотелось. Иван часто сидел перед подтопком и смотрел на огонь.  А перед его глазами проплывали картины. То он видит голый лес, то деревья на улице, которые  почти полностью освободились от листьев. Кое-где еще срывает сильным ветром одинокий лист и несет его в водянистой пелене.
 Из  леса  прилетели  к  кормушке  синички и снегири.  Вместе со снегирями к ноябрю прилетели  стаи чечеток и клестов. Лесные звери уже полностью готовы к зиме, одеты в зимние шубки, а тут еще и волчата подросли в диком лесу, и лиса пробежками от дерева к дереву ищет в  норах  спрятавшихся на зимовку мышей и барсуков.  Живут  в сухом лесу кабаны.  Зимой дикие кабаны стараются держаться вместе, подготавливают себе ночлег из вороха старых листьев.
Самое время готовить ружьё и сумку, чтобы идти на охоту. Иван любил охотиться на кабанов. Но никогда в них не стрелял. За всю жизнь он принёс домой  одну шкурку лисы.
      Ноябрь был  в этом году суровый и холодный. Снега не было. Изредка всходило  солнце, но уже почти не грело.
Поздняя осень навевала  грустные, задумчивые настроения у людей. И чем ближе  и ближе зима, тем всё сильнее тосковал  Иван. Он не выдержал, собрался и пошёл в лес.
- Хоть кого-то да подстрелю,- подумал мужчина и  вышел на улицу.
 Облака были сплошные и серые.  В воздухе стояла  туманная дымка, а  лужи покрылись  корками льда.
Иван шёл и напевал песенку. Любимой его песней была «Белокрылая чайка».
          И вдруг  внезапно начал падать снег. В считанные мгновения он застелил  белым покрывалом поля, берега рек и деревья. Ивану показалось,  как будто стало  теплее,  и его настроение изменилось. Он уже улыбался, глядя на белые  хлопья, неспешно падающие с неба.
- Вот и зима пришла,- радостно подумал он.
Через час Иван увидел свежие  следы кабана. Он тихо и осторожно пошёл по следам, которые  привели его к огромному дубу. Под дубом стояла целая семья диких кабанов. Они ели жёлуди и не обращали внимания на человека, так как тот стоял против ветра.
- Убью одного, набросятся другие. Нет, не буду их трогать, - подумал охотник, и вдруг увидел:  кабаны, наевшись желудей, медленно уходят  от дуба. 
Иван смотрел на заснеженный лес.  Берёзы застыли в белоснежной бахроме, поблёскивают мохнатые шапки на соснах, искрятся припорошенные снегом шишки на ветвях елей. Кругом студёная тишь. Кусается морозный воздух.
Иван вышел из елового сумрака. О! Дух захватывает: такое сияние снега, неба, солнца. Просто чудо!
  И вдруг,   получив  удар под коленки, упал. Что было дальше,  он не помнил. Очнулся, когда было темно. Мужчина попытался встать, но не смог.  Снег был тёмным от крови. Иван  пополз. Но силы быстро закончились. И он вспомнил про лётчика Маресьева,  который   целую неделю, раненный в ноги, полз  к своим.
- Ничего, выдержу! Я сильный! Выдержу! И снова полз по тропинке. Хорошо, что местность была знакомая. Иван часто ходил сюда за грибами и на охоту.
А дома его ждала жена Люба. Она беспрерывно смотрела на часы:
- Да где же ты, Иван? Что с тобой?
 Ей и в голову не могло прийти, что он  весь в крови ползёт по тропинке. В 8 часов вечера Люба не выдержала и вышла встречать мужа.
Она заметила его недалеко от опушки леса. Подошла и не могла понять, что же случилось с ним.   Иван, как только увидел Любу, сразу потерял сознание.
 Женщина сломила молодую берёзку. Кое - как положила на неё мужа и волоком потащила в деревню.
Она привезла  его сразу к фельдшеру. Постучала в окно. Фельдшер  вышла и осмотрела Ивана. Сделала перевязку и вызвала из района машину.
 Иван очнулся в машине «Скорой помощи». Врач велела ему лежать тихо:
- Вам нельзя разговаривать, вы потеряли много крови. У Вас несколько ран. Вы помните, что случилось?
- Нет, не помню. Но предполагаю, что на  меня набросился  волк или дикая собака динго. Их в здешних лесах развелось  много.
В больнице Иван лежал долго. Люба носила ему фрукты, покупала недостающие лекарства,  которых не было в больнице. Она сделала всё, чтобы мужчина  скорее вернулся домой. Выписали Ивана только через месяц.
Он снова начал работать на заводе, а долгими зимними вечерами читал книги, плёл сети, которые  продавал. Так тихо и спокойно прошло ещё несколько лет.
Но однажды мир в этой мирной  семье нарушился. Приехал младший сын с женой Алёной. Иван невестку  ещё не видел. А увидев, обомлел: слова вымолвить не мог. Алёна была голубоглазая,  русые волосы вились, спускаясь локонами по её прямой спине. Талия тонкая. Грудь высоко вздымалась при каждом её вздохе.  А ноги! Ноги прямые, точеные. Иван был сражён красотой девушки. Он безотрывно смотрел на неё. Люба даже толкнула его, чтобы он отвлёкся.
Девушка понравилась и Любе. Они сразу же нашли общий язык и готовили салаты на кухне.
На другой день Люба заметила, что не только Иван смотрит на Алёну, но и невестка поглядывает хитро на него. Нет – нет, да и  стрельнёт глазами на  свёкора.   
Молодые побыли у родителей два дня. Потом, попрощавшись, уехали.
Люба начала убираться после гостей. А Иван ушёл на улицу. Он долго  стоял на крыльце, потом  вышел во двор кормить собак. Люба держала лайку,  которая принесла щенят. Щенята были уже большие. И Люба говорила, что их надо бы кому-нибудь отдать.
Иван вернулся в дом с окровавленными руками. Люба увидела и спросила:
- Иван, что случилось?
- Отрубил голову лайке.
- Ты смеёшься?
- Нет. Иди и посмотри.
Люба вышла во двор, увидела голову собаки и убежала в дом. Её вырвало.
Она перестала разговаривать с Иваном, а сама думала:
- Что же произошло? Почему Иван так  поступил? Столько лет прожила с ним и не замечала, что он ненормальный.
А Иван в это время звонил пасынку и договаривался о встрече.
Он сказал Любе, что поедет в областной центр и навестит  сыновей. Люба помогла собрать сумку.  Дала денег.
Иван уехал.  А Люба взяла  телефон  и позвонила сыну на работу, рассказав всё, что произошло дома.  Тот уверил мать, что всё будет хорошо.
Иван к вечеру  приехал  в областной центр, пришёл к пасынку. Дома была только невестка. 
- Ну, здравствуй! – сказал Иван, подошёл к женщине и поцеловал в губы. Та отпрянула.
- Вы что делаете? Как не стыдно!
- Не стыдно. Я не могу без тебя. Как увидел, так и не могу. Места себе не нахожу. Вон собаку даже убил.
- Что? Собаку? За что?- удивилась Алёна.
- Из-за тоски по тебе, - ответил Иван.
- Да вы же мне в отцы годитесь!- негодовала  Алёна.
- Старый конь борозды не портит,- гнул свою линию свёкор. Внезапно он подошёл к Алёне и прижал к столу.
В этот момент  в квартиру вошёл муж Алёны. Увидев неприличную сцену, он  сказал:
- Я вижу, что ты и тут успел.  Ну что же, оставайтесь. Громко хлопнул дверью и ушёл.
Через два месяца  Андрей  развёлся с Алёной и переехал в другой город.  Люба тоже получила повестку  в суд.
Иван   женился на Алёне. Но их счастье было недолгим.  Через год   с ним случился инсульт.  Потом второй. 
Алёне был не нужен старый и больной муж.  Она  привезла его к Любе. И  Люба стала ухаживать за Иваном. Кормила его с ложечки жидкими кашками, поила водой и соками.
Через полгода  мужчина умер.
 Детей у Ивана не осталось. Хоронила его Люба. Она поставила крест на могиле, оградку, посадила цветы. Иногда приходит на могилу, чтобы убрать траву, прополоть цветы. Но с каждым разом ходить ей труднее  и труднее. 
- Эх, Иван!  Что же ты наделал?  Может, жив был бы, если бы не ушёл к молодой, - думала она, в очередной  раз убираясь на могилке.
_Умру я, и некому будет к тебе прийти...


Рецензии